Межпоколенные конфликты в психологии и кинематографе
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Тверской государственный технический Университет
Кафедра психологии и философии
Направление: Психология
Курсовая работа
По дисциплине: «Основы научно-психологических исследований»
На тему:
Межпоколенные конфликты в психологии и кинематографе
Выполнила: Комелькова А.Ю.
1 курс, группа ПСИ-1302
Проверил: Рассадин С.В.
к.ф.н. профессор
Тверь 2014 г.
Содержание
Введение
1. Понятия «возраст» и «поколение»
2. Понятие «Межпоколенный конфликт» и причины возникновения конфликтов в психологии и кинематографе
3. Последствия межпоколенных конфликтов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Конфликт между поколениями был всегда. Проблема взаимопонимания молодого и старшего поколений будет актуальна, поскольку культура воспитания одного поколения кажется иной и отчасти непонятной другому поколению. Новые поколения действуют, исходя из результатов, доставшихся в наследство от всех предшествующих поколений, однако отношение к этому наследству весьма избирательно. Они принимают и развивают лишь то, без чего невозможно их дальнейшее развитие и отрицают то, что, по их мнению, устарело и не имеет смысла в дальнейшем существовании.
Целью данной работы является рассмотрение проблемы межпоколенных конфликтов (взаимоотношения «отцов и детей») в психологии и кинематографе.
Достигнуть данной цели мы можем путем решения следующих задач:
- Определить значение понятий «возраст» и «поколение».
- Определить значение понятия «Межпоколенный конфликт» и выяснить причины возникновения конфликтов в психологии и кинематографе.
- Описать последствия межпоколенных конфликтов.
Объект исследования - межпоколенные конфликты.
Предмет исследования - причины и последствия межпоколенных конфликтов.
1. Понятия «возраст» и «поколение»
Термин «возраст» употребляется везде, где появляется необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени. Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:
1. Индивидуальное развитие
2. Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества
3. Возрастной символизм
Понятие «возраст» выступает признаком принадлежности к одному поколению, однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста.
В толковом словаре С. Ожегова «поколение - это родственники одной степени родства по отношению к общему предку; во-вторых, одновременно живущие люди близкого возраста» [10, с. 75].
Понятие "поколение" многократно привлекается для объяснения художественных и литературных стилей, а также политических идей. Под проблемой взаимодействия поколений понимают совокупность конфликтов, вырастающих из борьбы младшего поколения против старшего, когда речь идет о том, чтобы сделать значимыми новые знания и способы созерцания в противоположность старым.
Существует разделение понятий «условное поколение» «реальное поколение».
- «Условное поколение» - это люди, жившие в одну историческую эпоху (например, поколение 90-х).
- «Реальное поколение» - это совокупность людей приблизительно одинакового возраста, имеющих схожие социальные установки.
Поколение - понятие обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структуры исторического развития общества.
Во-первых, поколение - это звено, ступень, колено в цепи происхождения от общего предка (родители, дети, внуки); это люди «однокровные в восходящем и нисходящем порядке с праотцами и потомками».
Во-вторых, понятием поколение обозначают однородную по возрасту группу людей. Совокупность сверстников образует возрастной слой населения. Это - молодежь, пенсионеры.
В-третьих, большое значение для социального анализа имеет понятие «хронологическое поколение», с помощью которого характеризуется определенный промежуток времени, в течение которого живет то или иное поколение, стадии онтогенеза, процесса социализации, жизненного пути от детства до старости.
В-четвертых, понятие «поколение» употребляется как духовно-символическое, объединяющее историко-культурную общность современников, жизнь которых связана какими-либо важными историческими событиями, пронизана «духом времени», единством идейных нравственных позиций.
А.И. Афанасьева определяет поколение как «объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами» [1, с. 123]
Наиболее полно раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия:
- степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение);
- сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время;
- современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста;
- отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.
Понятие «поколение» включает в себя целый комплекс психологических, нравственных качеств как миллионов людей, так и личностных качеств наиболее ярких его представителей [7, с. 184]. Рассматривая поколение мы уступаем различиям в опыте, кругозоре, образованности между людьми одного возраста, но одновременно подчеркиваем разницу между поколениями. У разных поколений разные ценности, разные взгляды на вещи.
Общественно-возрастные процессы и возрастная структура общества могут быть описаны в определениях возрастной стратификации. Путем деления на возрастные страты можно представить процесс последовательной смены и преемственности поколений.
Поколенческий подход в социологии подразумевает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие.
Жизненный цикл каждого человека включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли - ребенок, ученик, работник, отец, дед. Детство и юность - это период усвоения норм и ценностей общества. Период зрелости - когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями. В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться).
В рамках каждого отдельно взятого поколения возникает установки, объединяющие его представителей. Они зависят от социально-экономических, культурных условий формирования и существования данного поколения. Такие установки появляются в конкретных группах, там, где взаимная стимуляция в тесно переплетённых жизненных ячейках сообщает им способность развивать интегративные ценностные установки [8, с. 298].
Выработанные одним поколением формы взаимодействия и ценностные ориентиры могут изменяться представителями других поколений. Коллективный опыт обычно играет роль связующего элемента между представителями различных поколений, иными словами, существуют такие образцы поведения и установки, которые слабо подвержены изменениям, которые передаются из поколения в поколение. Однако, есть и другие образцы социального взаимодействия, такие, которые изменяются как только происходит смена поколений [8, с. 300].
Выше мы определили и рассмотрели понятия «возраст» и «поколение». При этом мы выявили, что эти понятия взаимосвязаны между собой, что и помогает нам понять суть проблемы между поколениями.
конфликт поколение психология кинематограф
2. Понятие «Межпоколенный конфликт» и причины возникновения конфликтов
Конфликт поколений - это процесс возникновения, проявления, столкновения и разрешения противоречий как между представителями одного поколения (внутрипоколенный конфликт), так и между представителями разных поколений (межпоколенный конфликт). Конфликтные взаимодействия внутри и между поколениями, выступают фактором разрушения или укрепления социальных связей [6, с. 339].
Межпоколенный конфликт -- часть человеческих конфликтов, зарождающихся в процессе развития и упадка института семьи, а также функционирования семьи как малой группы.
Межпоколенные конфликты в семье -- это, прежде всего, конфликты между родителями и детьми, прародителями и внуками. Очевидно, что к межпоколенным можно отнести конфликты между родительской и м...
Психологические проблемы конфликтных семей
Семейные конфликты как объект изучения в психологии. Конфликты и факторы их возникновения. Конфликты во взаимодействии родителей и детей. Психологичес...
Массовые коммуникации в кинематографе
Влияние киноиндустрии на аудиторию. Массовые коммуникации как инструмент влияния. Понятие и основные характеристики массовых коммуникаций в кинематогр...
Концепция любви в кинематографе
Особенности развития темы любви в советском и американском кинематографе. Тематика советского кинематографа, специфические черты соцреализма, образ лю...
Проблемы PR в кинематографе и креативные способы продвижения кинофильмов
Теоретические основы PR в кинематографе. Почему студии все чаще ошибаются в прогнозах кассовых сборов своих фильмов. Самые оригинальные маркетинговые...
Интерпретации образа Дориана Грея в кинематографе
Эстетика Оскара Уайльда, позволяющая судить о подлинной ценности того или иного художественного произведения. Образ Дориана Грея. Интерпретации в кине...