Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Личностные особенности творческого человека

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психические свойства личностных особенностей, черт характера и творческих способностей, диагностика и методологические подходы к их выявлению. Творчество и деятельность, сущность понятия "творческая личность"; факторы, влияющие на ее формирование.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Филиал «Московского психолого-социального университета»

в г. Красноярске

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Общая психология»

Тема:

Личностные особенности творческого человека

Выполнил ст. гр. ПВО-10 Тарасова А.В.

Научный руководитель: к.псих.наук,

Профессор Верхотурова Н.Ю.

Красноярск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Творчество и деятельность

2. Понятие «творческая личность» и факторы, влияющие на ее формирование

3. Личностные особенности как психические свойства: творческие способности и личностные черты

4. Диагностика творческих способностей и методологические подходы к их выявлению

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Слово «творческий» часто употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не об успехах, а о творческих успехах. Но не всегда мы задумываемся о том, что же следует добавить, чтобы инициатива, мышление и успех заслужили определение «творческой».

Творческое мышление и творческая деятельность являются особенностью человека. Без этого качества нашего поведения развитие человечества и человеческого общества было бы немыслимо. Все, что нас окружает, связано с творческим мышлением и деятельностью людей: орудия труда и машины, дома; предметы быта; телевидение и радио, часы и телефон, холодильник и автомобиль. Но и общественная и даже частная жизнь людей исторически основываются на творческих достижениях. Это совершенно справедливо и для сегодняшнего, и для будущего развития общественной жизни.

На любой ступени развития общества и в любой области перед людьми встают проблемы, которые требуют творческих усилий.

В основе своей творческий процесс - это процесс, в результате которого возникает нечто, не содержащееся в исходных условиях. На наиболее значительных проявлениях развития человеческого интеллекта можно проследить, что в основе творческого процесса лежат определенные закономерности.

Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности - «человека творческого».

Цель данной работы - раскрыть личностные особенности творческого человека на основе обобщения различных подходов и методик к данной теме.

В качестве объекта исследования нами были взяты такие психические свойства, как творческие способности и структурные элементы характера.

Задачи работы данной работы:

· раскрыть понятие творчество как деятельность;

· раскрыть понятие «творческая личность» и факторы, влияющие на ее формирование;

· рассмотреть личностные особенности как психические свойства: творческие способности и личностные черты;

· обобщить диагностику творческих способностей и методологические подходы к их выявлению.

1. ТВОРЧЕСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Понять природу творческих способностей невозможно без понимания сущности творчества, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений, теорий и.т.д. Будем придерживаться точки зрения Г.С. Батищева на природу отношений творчества и деятельности, полагая их принципиально противоположными формами человеческой активности.

Преобразующими будем считать два подтипа:

· творческое поведение (активность), создающее новую среду, иначе - конструктивная активность;

· разрушение, дезадаптивное поведение, не создающее новую среду, уничтожающее прежнюю

Адаптивное поведение разделим на два типа:

· реактивное, осуществляемое по типу реакции на изменение среды;

· целенаправленное.

И адаптированное, и творческое поведение равным образом будем считать конструктивным поведением.

Все типы человеческого поведения в равной степени являются специализированными и опосредованными либо внешними, либо внутренними средствами. Поэтому реактивное поведение и деятельность будут отличаться не наличием тех или иных культуральных средств, а источником активности, определяющей поведение.

На принципиальное отличие творчества и предметной деятельности обращали внимание многие философы и психологи.

Отношение к творчеству в различные эпохи изменялось радикально. В Древнем Риме в книге ценился лишь материал и работа переплетчика, а автор был бесправен - не преследовались ни плагиат, ни подделки. В средние века, как и значительно позднее, творец был приравнен к ремесленнику, а если он дерзал проявлять творческую самостоятельность, то она никак не поощрялась. Творец должен был зарабатывать на жизнь иным путем: Спиноза шлифовал линзы, да и великий Ломоносов ценился за утилитарную продукцию - придворные оды и создание праздничных фейерверков.

Интерес к творчеству и личности творца в 20 веке связан, возможно, с глобальным кризисом, проявлением тотального отчуждения человека от мира, иррациональным ощущением, что целенаправленной деятельностью люди не решают основных проблем своего бытия.

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев (1988). Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. В частности, Я.А. Понамарев считает основным признаком деятельности как формы активности потенциальное соответствие цели деятельности ее результату. Тогда как для творческого акта характерно противоположное: рассогласование цели (замысла, программы и. т. д.) и результата. Творческая активность, в отличие от деятельности, может возникать в процессе осуществления последней и связана с порождением «побочного продукта», который и является в итоге творческим результатом. Суть креативности (творческости) как психологического свойства сводится, по Я.А. Понамареву, к интеллектуальной активности и чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Для творческого человека наибольшую ценность представляют побочные результаты деятельности, нечто новое и необычайное, для нетворческого важны результаты по достижению цели (целесообразные результаты), а не новизна. Основой успеха решения творческих задач является способность действовать «в уме», определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действия. Эта способность, возможно, является структурным эквивалентом понятия «общая способность», или «генеральный интеллект».

С креативностью сопряжены два личностных качества, а именно - интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

Пономарев Я.А. рассматривает творческий акт как включенный в контекст интеллектуальной деятельности по следующей схеме: на начальном этапе постановки проблемы активно сознание, затем, на этапе решения, активно бессознательное, а отбором и проверкой правильности решения (на третьем этапе) вновь занимается сознание. Естественно, если мышление изначально логично, т.е. целесообразно, то творческий продукт может появиться лишь в качестве побочного. Но этот вариант процесса является лишь одним из возможных.

Таким образом Понамарев выделяет четыре фазы:

1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.

2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания).

3) Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла.

4) Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформление идеи.

В основу выделения фаз Понамарев закладывает:

· переход от сознательного поиска к интуитивному решению;

· эволюция интуитивного решения в логически завершенное.

Итак, творчество, в отличие от различных форм адаптивного поведения, происходит не по принципам «потому что» или «для того чтобы», а «несмотря ни на что», то есть творческий процесс является реальностью, спонтанно возникающей и завершающейся.

В основе своей творческий процесс - это процесс, в результате которого возникает нечто, не содержащееся в исходных условиях. На наиболее значительных проявлениях развития человеческого интеллекта можно проследить, что в основе творческого процесса лежат определенные закономерности, связанные с личностью, которая осуще...

Другие файлы:

Личностные идеалы представителей религиозных организаций христианской и неоиндуиской направленностей
Личностные особенности верующего человека. Личностные составляющие традиционных религий и новых религиозных движений. Влияние личностных идеалов на фо...

Художественный руководитель творческого коллектива: профессиональные и личностные качества
Педагогическое взаимодействие руководителя и участников творческого коллектива. Функциональные компоненты управленческой деятельности. Профессиональны...

Изучение творческого воображения у младших школьников
Сущность понятия творческого воображения в современной психологии и закономерности его развития. Индивидуально-личностные особенности младших школьник...

Личностные особенности девочек–подростков из социально неблагополучных семей.
Концептуальные подходы к проблеме "Личностные особенности подростков". Основные характерные черты подросткового возраста. Образ "я". Структура "я" и с...

Личностные особенности лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией
Психологические аспекты проблемы нетрадиционной сексуальной ориентации. Гомосексуальная идентичность, личностные особенности и стиль жизни гомосексуал...