Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Личностные особенности субъекта психотерапевтической практики

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Требования к личности психолога-консультанта и терапевта; исследование их эмпатийных способностей как феномена социально-психологического происхождения, возникающего при взаимодействии человека с человеком. Основные детерминанты самосознания человека.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: "Личностные особенности субъекта психотерапевтической практики"

Содержание

  • Введение
    • Глава 1. Изучение психологических особенностей личности психолога и психотерапевта
      • 1.1 Психологическая помощь в структуре работы практического психолога
      • 1.2 Психологические требования к личности психолога-консультанта
      • 1.1.2 Психологические требования к личности психотерапевта
  • Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей субъекта психотерапевтической деятельности
  • 2.1 Программа исследования
    • 2.2 Особенности личности субъектов практической психологической деятельности
    • Заключение
  • Литература
    • Приложение
    • Введение
    • Постоянно меняющиеся экономические и политические условия, возрастающий поток информации, усложняющаяся система отношений становится причиной увеличения проблем, решение которых для большого числа людей связана с получением профессиональной помощи специалистов.
    • Специалисты в области душевного здоровья присутствуют в нашей жизни под разными именами - психолог, психотерапевт, психоконсультант, психиатр, психоневролог. Причем простому потребителю психологических услуг достаточно сложно разобраться в том, чем отличается один специалист от другого; его, как правило, больше заботит вопрос о получении квалифицированной психологической помощи.
    • Вместе с тем велико число высших учебных заведений, позволяющих получить всем желающим специальность психолога и (несколько реже) психотерапевта. Педагоги, социальные работники, чувствующие призвание, могут получить дополнительную профессиональную подготовку и получить право оказывать психологическую помощь людям в трудных жизненных ситуациях. При этом многие потенциальные специалисты слабо различают деятельность психолога и психотерапевта, а профессиональная подготовка подразумевает опору на специфические, особенные характеристики слушателей. Этим и обусловлен наш интерес к выбранной теме. Нам необходимо выяснить, чем психолог отличается от психотерапевта, какими психологическими особенностями должны обладать субъекты психологической и психотерапевтической деятельности.
    • Актуальность выбранной темы обуславливает цель и задачи данного дипломного исследования. Цель исследования: изучить личностные особенности субъекта психотерапевтической практики.
    • Объект исследования: субъект психотерапевтической практики.
    • Предмет исследования: психологические особенности личности психотерапевтов.
    • Задачи исследования:
    • · проанализировать научную литературу отечественных и зарубежных ученых по проблеме содержания психологической и психотерапевтической деятельности;
    • · изучить психологические требования к субъекту психотерапевтической деятельности;
    • · эмпирически изучить психологические особенности практических психологов и психотерапевтов;
    • · разработать рекомендации, направленные….
    • Гипотеза исследования: можно предположить, что существуют различия в личностных особенностях психологов и психотерапевтов. Так, у психотерапевтов по сравнению с психологами:
    • - более развита эмпатия;
    • - преобладает мотивация стремления к успеху;
    • - выше самопринятие.
    • Для подтверждения выдвинутой гипотезой нами использовались следующие методы: анализ литературы и психодиагностические методы (методика "Направленность личности" В. Смекайло, М. Кучер; методика "Мотивация к успеху", автор Т. Элерс; методика "Мотивация избегания неудач", автор Т. Элерс; тест - опросник самоотношения Столина; методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В.)
    • Эмпирическая выборка: студенты вузов г. Москвы (НОУ СФГА, МОГУ им. Шолохова и МГППУ) - 30 человек, обучающиеся по специальностям "психолог" и "психотерапевт".

Глава 1. Изучение психологических особенностей личности психолога и психотерапевта

1.1 Психологическая помощь в структуре работы практического психолога

Профессия психолог относится к профессиям типа "Человек-человек". Главное содержание труда в данной профессиональной сфере состоит в том, что в них нужно уметь активно взаимодействовать с людьми, общаться, коммуницировать. Кроме того, профессионал в данной сфере должен иметь как бы двойную подготовку: хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, а также быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми.

Практический психолог специализируются практически на всех направлениях человеческой деятельности: существует педагогическая, юридическая, спортивная, инженерная и многие другие "ответвления" психологии. В зависимости от возникшей проблемы, можно обратиться к специалисту по межличностному общению, детскому или семейному психологу. Профессиональный арсенал его приемов достаточно богат: это общение с глазу на глаз, групповая терапия, различные тестирования и многое другое.

Профессиональная деятельность, распространяясь на личностно значимые сферы жизни, представляет собой рефлексию системы отношений, реализуемых личностью в различных ситуациях и сферах жизнедеятельности. Поэтому содержание профессии психолога может быть раскрыто с помощью категории отношений. В качестве основной теоретической модели рассматриваем концепцию отношений, развиваемую отечественной психологией. Отмечается, что система отношений выступает наиболее существенной характеристикой личности. А..Ф. Лазурский рассматривает отношение как психическое проявление, интенцию личности к различным сторонам жизни, к другому человеку и к самому себе [19].

Мясищев В.Н. под отношениями понимает целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Согласно мнению автора, категория отношений подразумевает целостно-личностное исследование человека, основанное на объединении внешних и внутренних факторов[27].

Ломов Б.Ф. под термином "отношение" подразумевает не столько объективную связь личности с окружением, сколько ее субъективную позицию в этом окружении, обеспечивающую включение личности в деятельность и жизнь общества. Авторами предложено различать отношение личности к трем обобщающим категориям деятельности - к миру вещей, к другим людям, к самому себе [23].

Согласно В.Н. Мясищеву, понятие отношения возникает там, где есть субъект, объект отношения и своеобразная связь между ними. Б.Ф. Ломов считает, что каждая личность выступает в качестве члена или одной стороны отношений, переживая его как свое отношение или как отношение к себе. В.И. Свидерский предлагает в структуре отношений выделять стороны отношения, собственно отношения, основу, материальный фон и результат отношения[35].

Профессия представляет собой сферу проявления разнообразных отношений человека, оказываясь, той визитной карточкой, которую человек предъявляет, чтобы охарактеризовать себя другому или самому себе. Многоаспектность представлений о профессии, имеющихся как у овладевающего профессией, так и у опытного профессионала, отражается в многоаспектности отношений личности. Профессия и карьера - это не только деятельность. Проявлением отношений личности к профессии обусловлено различными конкретными отношениями, определяемых значением для личности отдельных сторон профессии, в качестве которых могут выступать предметная, целевая, орудийная, средовая сторона.

Здесь необходимо рассмотреть аспекты профессии, которые могут выступать в качестве сторон отношений личности, представленных в ее профессиональной деятельности психолога.

Во-первых, профессиональная деятельность для личности это предметная область профессионального труда, соответственно отражаются отношения к "объектам, которые существенны для ее деятельности": к "формам деятельности профессиональных групп, которые порождают специфические особенности ее сознания"; к средствам и условиям профессиональной деятельности; к системе профессиональных обязанностей.

Во-вторых, профессиональная деятельность может выступать как различного рода достижения: социальные, материальные, профессиональные. В данном случае отношение к профессии психолога будет определяться представлениями о себе в отношении профессиональной результативности, успеха, профессионального развития.

В-третьих, профессиональная деятельность психолога может быть рассмотрена как условие и средство развития личности. Поэтому отношения к собственным характеристикам осмысливаются и составляют содержание личности в профессии психолога.

Таким образом, можно отметить потенциально в самосознании сосуществуют различные "Я" человека, соответствующие его различным ситуациям. Самосознание едино в силу того, что одни и те же представления о себе могут входить в соединение его различных "Я", исключая возможность проведения между ними четкой границы.

Очевидно, чем больше смысл для человека имеет профессия, тем в большей степени вероятность успешности в деятельности.

В литературе указывают, что, решая этот вопрос, следует учитывать такие позиции, как место конкретной деятельности в жизни личности, место личности в этой деятельности, место личности в собственной жизнедеятельности, место профессионального самоопределения в жизненном самоопределении личности.

Подчеркивается, что направление, в котором изменяется личность в процессе профессионализации, и движение личности к более общим целям и смыслам должны со...

Другие файлы:

Психотерапия
В четвертом издании учебника (предыдущие вышли в 2000, 2002, 2008 гг.), подготовленном известными учеными и организаторами психотерапевтической службы...

Неврозы нашего времени
В книге описаны наиболее актуальные неврозы современности, и даны практические рекомендации по основным сферам жизнедеятельности личности, иллюстриров...

Личностные идеалы представителей религиозных организаций христианской и неоиндуиской направленностей
Личностные особенности верующего человека. Личностные составляющие традиционных религий и новых религиозных движений. Влияние личностных идеалов на фо...

Чудеса на песке. Песочная игротерапия
Эта книга даёт читателю представление о песочной терапии – увлекательной и для клиента, и для специалиста форме психотерапевтической работы. Авторы оп...

Личностные особенности девочек–подростков из социально неблагополучных семей.
Концептуальные подходы к проблеме "Личностные особенности подростков". Основные характерные черты подросткового возраста. Образ "я". Структура "я" и с...