Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Критика концепции "онтологической неуверенности" Рональда Д. Лэйнга

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Анализ жизни и творчества английского психиатра Рональда Д. Лэйнга, его концепция "онтологической неуверенности". Концепция Лэйнга глазами исследователей. Теория "двойной связанности" с акцентом на особенностях взаимоотношений в семьях пациентов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Рональд Дэвид Лэйнг: факты жизни
  • Глава 2. Лэйнг как научный деятель: концепция "онтологической неуверенности"
  • Глава 3. Концепция Лэйнга глазами исследователей
  • Залючение
  • Список литературы

Введение

Движение антипсихиатрии, которое развернулось на Западе в конце 60-х - начале 70-х годов. Более всего оно известно своим отказом от содержания психически больных в больницах и от медикаментозной терапии. Центральная фигура этого движения, английский психиатр Рональд Лэйнг (1927-1989), является также интересным психологом и писателем.

Тема нашей работы: "Критика концепции "онтологической неуверенности" Рональда Д. Лэйнга".

Проблема: вся критика, которая есть на данный момент в основном философская (Руткевич А.М., Власова О.А., Косилова Е.В., Пашинский А. И.). Из психологов можно отметить Тихонравова Ю.В. и Фенько А.Б. Интерпретация концепции Лэйнга есть также у Коптевой Н.В., но она относится скорее к общепсихологической части.

Из этой проблемы вытекает цель нашего исследования: более близкое знакомство с фигурой Лэйнга и его концепцией "онтологической неуверенности". Для достижения цели были выполнены следующие задачи:

познакомиться с творчеством Рональда Д. Лэйнга

познакомиться с концепцией "онтологической неуверенности" Лэйнга по первоисточнику

познакомиться с некоторыми подходами к интерпретации данной концепции (Коптева Н.В., Власова О.А., Фенько А. Б.)

Перспектива данной работы: участие в дальнейшей разработке и операционализации понятия "онтологическая уверенность".

Рональд Дэвид Лэйнг, если смотреть на него с позиции биографа и критика, - великолепный материал. В его образе, жизни, работах и проектах было все, необходимое для яркой работы: "сумасшедшая мамаша", очарованные женщины и брошенные семьи, пьянство и провокационное поведение, наркотики и проблемы с законом. О нем можно сказать много общих фраз и придумать много общих определений, которые действительно подойдут под его образ. Он был мятежником и революционером, лидером контр культуры и гуру безумцев, философом и антипсихиатром, он повел за собой тысячи людей по всему миру, он был одним из самых известных интеллектуалов 1960-х гг. и уж точно самым известным психиатром своего времени, его книги выходили миллионными тиражами и были переведены более чем на двадцать языков, его образ не сходил с телевизионных экранов Великобритании, а на его лекции, словно на рок-концерты, собирались толпы людей. И что самое главное - он был одиночкой: одним из самых публичных и одним из самых одиноких людей своей эпохи. Все очень красиво, очень ярко и очень трагично. Все ровно так, как нужно.

Нет сомнения, и это прозвучит даже как-то хрестоматийно, что значение Лэйнга для психиатрии, для гуманитарной мысли, для культуры 1960-1970-х гг. неоспоримо. Ему действительно повезло. Своими работами он вскрыл кризис психиатрии, он попытался вывести проблему психического заболевания в широкое поле гуманитарного осмысления, он сделал так, что о ней заговорила общественность. Благодаря обращению к философии Ж. - П. Сартра, своими революционными идеями он показал, что проблема безумия, проблема инаковости и психической ненормальности является не только медицинской, но и политической, социальной, общественной. Он попытался преодолеть не только психическое, но и социальное отчуждение психически больных. В своей деятельности он выразил настроения бунтарской эпохи 1960-х, и организованные им психотерапевтические коммуны стали блестящим примером утопических проектов. В самом своем образе он нес независимость и свободу, верность идеалам и искреннее желание помочь. Он стал фигурой эпохи, которая воплотила все противоречия современной ему психиатрии и современного ему общества. [3]

Глава 1. Рональд Дэвид Лэйнг: факты жизни

Рональд Дэвид Лэйнг родился в Глазго в 1927 году. Он был единственным ребенком в семье, которую один из его биографов назвал "тихой пресвитерианской парой", но которая на деле была далека от этого идеала. Отец и дед Лэйнга отличались буйным нравом, а матушка была явно со странностями. По всей видимости, она не хотела иметь ребенка, потому что скрывала свою беременность от родных до самого последнего дня, а потом регулярно ломала игрушки своего сына. Даже на старости лет она любила втыкать иголки в изображение сына, приговаривая "Ронни, куколка моя". Таким образом она пыталась вызвать у него сердечный приступ. Травматический семейный опыт Лэйнга впоследствии не только скажется на личной жизни, но и найдет отражение в его теоретических работах, где постоянно подчеркивается связь между душевными расстройствами и тем "интерперсональным миром", который окружает человека с момента рождения.

В школе Лэйнг проявлял интерес лишь к классическим языкам, но зато читал запоем. В четырнадцать лет он решил прочесть все книги в местной библиотеке от А до Z, и так впервые наткнулся на сочинения Кьеркегора, Маркса, Ницше и Фрейда. Эти авторы оставались его любимым чтением и в университетские годы, наряду с Гуссерлем, Витгенштейном, Хайдеггером, Ясперсом, Сартром, Камю и Мерло-Понти. К тому времени, как Лэйнг получил степень по медицине в университете Глазго, он хорошо изучил современную европейскую философию.

Уже тогда Лэйнг начал разрабатывать свой "интерперсональный" подход, концептуально опиравшийся на работы Гарри Стэка Салливана. Оригинальные идеи этого американского психиатра, мало известные широкой публике (при жизни была опубликована всего одна его книга), повлияли на мировоззрение практически всех крупных современных психотерапевтов - от Карла Роджерса до Милтона Эриксона. Салливан много занимался шизофренией и сформулировал принцип, согласно которому эта болезнь является не столько проявлением "патологической" личностной структуры, сколько коммуникационной моделью, сформировавшейся в раннем возрасте. Идеи Салливана о детском опыте "хорошей" и "плохой" матери, вероятно, меньше всего должны были казаться Лэйнгу пустыми абстракциями.

Свой метод Лэйнг опробировал еще в начале 50-х, во время службы в армии. Он служил полковым психиатром, в обязанности которого входила "сортировка" солдат, проявляющих симптомы душевных расстройств, на действительно больных и симулянтов. Первых следовало отправлять в тыл, вторых - под суд. В то время врачам рекомендовалось "без крайней необходимости" не вступать в контакт с психически больными пациентами, которых держали в специальных, обитых мягким материалом камерах. Однако Лэйнг постоянно нарушал эту инструкцию и пытался установить человеческий контакт с психотиками. Он заходил в камеры и тихо сидел рядом с пациентами, не пытаясь завести разговор. Лэйнг был поражен, насколько эти люди испуганы и смущены, и с какой готовностью они открываются, если им предоставить возможность свободного и искреннего общения.

Демобилизовавшись и поступив на службу в Королевский госпиталь в Глазго, он оборудовал там комнату для дневных занятий пациентов-шизофреников, в которой они могли заниматься обычными делами (рисовать, готовить пищу). Больные и персонал были одеты в обычную одежду и общались "на равных", называя друг друга по именам. Эксперимент получился удачным, состояние большинства больных улучшилось.

Деятельность Лэйнга не осталась незамеченной, и в 1956 году он получает приглашение из Лондона, от психоаналитиков Джона Боулби и Чарльза Райкрофта. В Лондоне он работает в Тэвистокском госпитале и обучается в Институте психоанализа под руководством знаменитого детского психоаналитика Дональда Вудса Винникотта, который дал очень теплый отзыв х/ на первую книгу Лэйнга - "Разделенное Я" (1959).

Дрейф от психоанализа в сторону экзистенциализма и феноменологии не вызвал большого восторга у наставников Лэйнга по психоаналитическому цеху, увлеченных битвой между V школами Анны Фрейд и Мелани Кляйн. Психоаналитический Комитет даже колебался, выдавать ли молодому психоаналитику лицензию или заставить еще годик походить в учениках. Но руководители Лэйнга - Райкрофт, Милнер и Винникотт - заступились за талантливого психиатра, и он получил диплом вовремя.

Еще в годы обучения Лэйнг познакомился с теорией шизофрении американского антрополога Грегори Бейтсона. Бейтсон и его коллеги предположили, что корни этой загадочной болезни лежат в социальных условиях жизни индивида, а точнее, в семье. Патогенными эти условия становятся в том случае, когда ребенок получает от своих родителей (главным образом, от матери) двойственные сообщения, уровни которых несовместимы по своему значению. Например, мать может сказать своему ребенку: "Мне хотелось бы, чтобы ты по своей воле делал так, как я скажу". На такой странный набор посланий и реакция будет необычной. Содержательная парадоксальность подобных сообщений получила название "двойная связанность" (double bind), а симптомы шизофрении стали рассматриваться как реакция на противоречивые родительские послания. Таким образом, Бейтсон увидел в безумии не явление индивидуального порядка, а одну из форм коммуникации.

Теория "двойной связанности", делающая акцент на особенностях взаимоотношений в семьях пациентов, была созвучна идеям Лэйнга и вызвала у него большой энтузиазм. Он даже предпринял в 1962 году поездку в Америку, чтобы лично познакомиться с работой группы Бейтсона. Вместе со своим коллегой Аароном Эстерсоном Лэйнг провел в Лондоне исследование ста семей шизофреников. Результа...

Другие файлы:

Психоаналитические истоки теории шизофрении Лэйнга
Английская психоаналитическая традиция. Философский смысл и механизм проекции и интроекции. Фантазия в психоаналитическом и философском смысле. Шизо-п...

Философия науки Р. Лэйнга
Философия науки постмодерна. Содержание книги "Факты жизни" Лэйнга, в которой автор пытается обобщить свою позицию. Основной конфликт книги - в против...

Сумма антропологии (Книга 2) - Космо-антропо-социо-природогенез Человека
В монографии разрабатываются концептуальные основы онтологической антропологии. С позиций субъектоцентристской концепции миропонимания рассматривается...

"Идеальное государство" Платона и его критика
Роль и место концепций "идеального государства", его типы и формы согласно учению великого философа Платона. Критика концепции "идеального государства...

Сущность и критика психологической концепции права Л.И. Петражицкого