Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Кризис развития в подростковом возрасте

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Подходы к анализу кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии, предпосылка психического развития в подростковом возрасте. Развитие самосознания посредством рефлексии, феноменология развития, кризис личности в отрочестве.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Московский педагогический государственный университет

Факультет дошкольной педагогики и психологии

Кафедра возрастной психологии

Реферат по психологии подростка

на тему:

«Кризис развития в подростковом возрасте»

Манушина Наталья

305 группа

Москва

Содержание:

Введение

1. Подходы к анализу кризиса подросткового возраста в

отечественной и зарубежной психологии

2. Развитие психических функций

3. Развитие самосознания

4. Кризис личности в отрочестве

Заключение

Список литературы

Введение

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, а, следовательно, и специфику работы с ними.

В литературе этот возраст описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен.

Сфера психологии очень обширна и интересна; и по сей день в ней содержится множество еще не разрешенных вопросов, загадочных феноменов, необъяснимых явлений. Почему же привлекла именно проблема подросткового кризиса? Уместным, будет привести здесь слова А.Б. Боссарт : ” … на человека в обществе обращают слишком мало внимания. На него это малое внимание обращают слишком поздно. Когда он уже человек. Или не совсем человек. Или не человек. Когда он готов, без нас. Окончательно произошел или не произошел…”. И особенно - жизненно необходимо это внимание подростку, так как он самый отверженный и самый одинокий. В силу своего возраста он уже не может довольствоваться семейной и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас и вступая с ними в конфликт - подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество со своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская структурой. И ему очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили - как взрослого, как личность. И оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наша ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься над этой проблемой. Но до подростков ли взрослым, когда бешенный ритм жизни и борьба за существование не оставляют времени подумать даже о себе.

подросток личность кризис самосознание

1. Подходы к анализу кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии

На протяжении более полувека идет теоретический спор о роли биологических и социальных моментов в возникновении явлений критического развития в подростковом периоде. Существенные изменения в организме подростка служат основой различных теорий о биологической обусловленности кризиса в подростковом периоде.

Ядро психологии подросткового возраста составляют идеи С. Холла (1844-1924). Он считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества, сформулировал представление о переходности подростничества - периода "бури и натиска", выделил содержательно-негативные характеристики данного этапа - трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональную неустойчивость; обозначил позитивное приобретение возраста - "чувство индивидуальности". Его представления о "бунтующем" отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, глубоко вошли в психологию, поэтому С. Холла называют отцом психологии переходного возраста.

В концепции психоанализа (З. Фрейд, 1856-1939; А. Фрейд, 1895-1982) подростковый период соотносится с генитальной стадией, когда половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся равновесие между структурами личности, детские конфликты возрождаются с новой силой.

Крупный исследователь подросткового возраста Э. Шпрангер (1882-1963) также рассматривал этот период как кризисный. Содержанием кризиса является, по его мнению, освобождение от детской независимости. Он описал три типа развития отрочества: 1 тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение; 2 тип развития плавный, приобщение к взрослой жизни без серьезных сдвигов в собственной личности; 3 тип - активное и сознательное формирование и воспитание себя подростком, преодоление внутренних кризисов усилием воли. Э. Шпрангер положил начало исследованию самосознания, ценностных ориентаций, мировоззрения подростков, дал психологическое описание эротики и сексуальности.

Ш. Бюлер (1893-1974) акцентировала внимание на биологическом смысле пубертатного периода (период созревания, "негативная фаза"). Общая продолжительность пубертатной стадии у девочек - от 11 до 13 лет, у мальчиков - от 14 до 16 лет. Основные черты: повышенная чувствительность, раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние, физическое и душевное недомогание, драчливость, капризы, неудовлетворенность собой. Окончание негативной фазы характеризуется завершением телесного созревания.

Таким образом, психологические изменения, происходящие в развитии личности подростка, вышеперечисленные исследователи связывали, прежде всего, с процессом полового созревания.

Во второй половине XX века исследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка.

Э. Эриксон (1902-1994) рассматривал подростковый возраст как ценный период для решения задачи личностного самоопределения, когда осуществляется стихийный поиск ответов на вопросы: "Кто я?", "Куда я иду?", "Кем я хочу стать?". Подростки могут испытывать пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада, бесцельности, иногда кидаются в сторону негативной идентичности, делинквентного поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает "ролевое смешение".

Согласно концепции Ж. Пиаже (1896-1980) в этот период окончательно формируется личность, строится программа жизни, для создания которой необходимо развитие гипотетико-дедуктивного мышления. Подростки вступают в общество взрослых со своими планами и программами; желая преобразовать его, испытывают препятствия со стороны общества, возникает кризис адаптации.

М. Мид детально исследовала жизнь и особенности девочек-подростков острова Самоа. Никакого кризиса в их развитии она не обнаружила, а нашла и описала противоположное -- гармоничное, бесконфликтное протекание подросткового периода. Она даже пришла к выводу, что этот период у самоанской девочки -- наиболее приятный и свободный по сравнению с детством и взрослостью. М. Мид и другие антропологи установили, что подростковый период может иметь разную длительность, а в некоторых племенах он ограничивается несколькими месяцами. Р. Бенедикт, сравнивая воспитание детей в разных обществах, пришла к выводу, что во многих культурах нет подчеркивания контраста между взрослым и ребенком, который существует в американской системе воспитания. В этих культурах дети с малого возраста включены в труд взрослых, имеют обязанности, несут ответственность.

Итак, в исследованиях М.Мид (1901 - 1978; Р. Бенедикт, 1881-1948) было доказано, что в примитивных культурах отсутствует подростковый кризис и связанные с ним межличностные и внутриличностные конфликты, поскольку в этих культурах нет поляризации поведения и обязанностей взрослого и ребенка, а есть взаимосвязь: переход к статусу взрослого человека происходит в результате постепенного обучения, через процедуру инициации.

Эти данные опровергают гипотезу о биологической обусловленности, генетической запрограммированности кризиса, о его прямой связи с процессом полового созревания - на первый план выходят социальные факторы, которые определяют длительность подросткового периода, наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей, характер самого перехода от детства к взрослости. Тогда как биологическое созревание, гормональная перестройка рассматриваются как предпосылка психического развития в подростковом возрасте.

Анализ положения подростка в обществе и конфликтного перехода от детства к взрослости представил К. Левин (1890-1947). Он говорил о своеобразной маргинальности подростка, его положении между двумя культурами - миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, что вызывает состояние "когнитивного дисбаланса" - неопределенность ориентиров, планов, целей в период смены "жизненных пространств". Идеи К. Левина развиваются другими зарубежными психологами, которые говорят о существовании особой субкультуры подростков (общества подростков в обществе взрослых).

Л.С. Выготский (1896-1934) поставил новые проблемы при изучении критических возрастов: необходимость выделить основное новообразование в сознании и выяснить социальную ситуацию развития, полагая, что перестройка системы отношений между ребенком и средой составляет...

Другие файлы:

Развитие и диагностика мышления в подростковом возрасте
Мышление как один из основных познавательных процессов личности в подростковом возрасте. Общее представление о подростковом возрасте и видах мышления....

Особенности поведения подростков в неполных семьях на примере социально-реабилитационного центра "Отрадное"
Характеристика и кризис подросткового возраста. Становление самосознания в подростковом возрасте. Влияние неполной семьи на особенности поведения и ра...

Динамика эмоционального развития в подростковом возрасте
Подростковый возраст как кризисный период становления личности, особенности развития межличностных отношений. Эмпирическое исследование закономерносте...

Возрастные кризисы
Процесс развития ребенка, детская психология, периодизация детства. Трудновоспитуемость детей в критические периоды. Кризис новорожденности и первого...

Формирование и развитие интересов в подростковом возрасте
Проблема формирования и развития интересов в психологических исследованиях. Интерес как составляющая часть направленности личности. Методы формировани...