Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Креативность лиц мужского и женского пола

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности. Личностно-мотивационные факторы и пол как детерминанты креативности. Языковые и художественные способности мужчин и женщин, их различия в познавательных способностях.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология»

Тема: Креативность у лиц мужского и женского пола

Иркутск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕАТИВНОСТИ
    • 1.1 Понятие и сущность креативности
    • 1.2 Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности
    • 1.3 Креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов
  • ГЛАВА 2. КРЕАТИВНОСТЬ У ЛИЦ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ПОЛА
    • 2.1 Личностно-мотивационные факторы и пол как детерминанты креативности
    • 2.2 Сенсорно-перцептивные способности мужчин и женщин
    • 2.3 Кто умнее - мужчины или женщины?
    • 2.4 Креативность лиц мужского и женского пола
    • 2.5 Языковые и художественные способности мужчин и женщин
    • 2.6 Объяснения различий между мужчинами и женщинами в
    • познавательных способностях
  • ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
    • 3.1 Методика проведения теста «Диагностика личностной креативности»
    • 3.2 Тест «Диагностика личностной креативности»
    • 3.3 Обработка и интерпретация теста. Ключ к тесту
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Закономерное усложнение и изменчивость современного мира обусловливают запрос общества на личности мужского и женского пола с креативными характеристиками.
  • Актуальность представленной курсовой работы отражает важность и своевременность выбранной темы «Креативность у лиц мужского и женского пола», так как потребность в творческом потенциале не только проистекает со стороны общества, но и является естественной необходимостью, которую осознаёт отдельный человек, стремящийся к полноценному бытию. Тем самым оправдан непрекращающийся интерес к психологии творчества и креативности, в особенности к их личностным основаниям и специфике в зависимости от конкретной сферы личностного бытия.
  • В современной отечественной психологии активно развивается понимание личности, как субъекта организации пространств своего бытия и идея об активности личности в процессе преобразования бытийных пространств.
  • В связи с рассмотрением личности мужского и женского пола, как активного, сознательного субъекта, стремящегося к полноценному бытию, творчество рассматривается как оптимальный вариант реализации личностью своего внутреннего содержания. Таким образом, в психологической науке и практике преодолена «недосягаемость» творчества и креативности, но до сих пор не прекращается дискуссия о содержательном наполнении данных феноменов.
  • Проблема креативности имеет давнюю историю. Долгое время эта важная психологическая характеристика вызывала споры, и целые поколения психологов отрицали её значимость. Множество работ по данной проблеме связано с именами зарубежных психологов Т. Амабайль, Ф. Барон, Дж. Гилфорд, Е. Торренс, С. Медник, Дж. Рензулли, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Стернберг, Г. Уоллес, К. Урбан, Э. Боно и др. В отечественной психологии особый вклад в исследование этого направления внесли фундаментальные работы таких исследователей, как Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарёв, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин, В.Н. Козленко, Н.Ф. Вишнякова, Л.Б. Ермолаева-Томина, Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов, И.А. Бескова и др.
  • Накоплен большой и содержательный материал, который дал определённые результаты, как в теоретическом, так и в практическом отношении, однако единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и не существует всеми признанных методик, диагностирующих данное свойство.
  • При определении места креативности в структуре личности мужского и женского пола отмечается проблема несогласованности научных данных в исследованиях креативности и её взаимосвязи с личностными особенностями, в частности, мотивационным компонентом (В.Э. Мильман, Л.Б. Ермолаева-Томина, Е.П. Ильин, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, И. Пуфаль-Струзик, Ю. Козелецкий, М.С. Семилеткина и др.).
  • Выделение специфических видов креативности представляется как решение проблемы противоречивости представлений о взаимосвязях с ней различных психических особенностей, возникающих при изучении креативности в общем виде. Возможность спецификации креативности связана также с развитием психологии бытия в реальных сферах человеческой жизни (в частности, профессиональной). В связи с изменчивостью и многообразием социального мира конкретные профессии, в которых социономическое пространство есть место личностной реализации, предъявляют к личности особые требования. Для того чтобы не встраиваться, а овладевать и переструктурировать это пространство, личности необходимо проявлять творческий потенциал, и в этом смысле быть профессионалом. Конкретное профессиональное социономическое пространство предполагает социальное творчество и обеспечивающую его социальную креативность.
  • Наряду с очевидной актуальностью проблемы исследования отдельных видов креативности, существует проблема категориальной неразработанности и отсутствия диагностического инструмента измерения социальной креативности личности у мужчин и женщин.
  • Выбор темы курсовой работы обусловлен актуальностью исследований в области психологии творчества и креативности, выделения их конкретных видов, а также вопроса о внутриличностных побудительных основаниях креативности как свойства личности. Значимость и недостаточная изученность проблемы побудительных оснований социальной креативности определили выбор темы настоящего исследования.
  • Цель исследования: определить характер взаимосвязи креативности у лиц мужского и женского пола с побудительными основаниями личности.
  • Объект исследования: креативность у лиц мужского и женского пола.
  • Предмет исследования: взаимосвязь креативности у лиц мужского и женского пола с побудительными основаниями личности.
  • Для достижения цели исследования поставлены основные задачи.
  • 1. Определить и обосновать специфику креативности личности у лиц мужского и женского пола, правомерность выделения креативности у лиц мужского и женского пола, как самостоятельной психологической характеристики личности:
  • 2. раскрыть на материале зарубежных и отечественных авторов основные подходы к проблемам личностного творчества и креативности;
  • 3. провести теоретический анализ понятия «креативность у лиц мужского и женского пола», дать определение креативности, обозначить её место в структуре личности.
  • 4. Охарактеризовать содержание побудительных оснований личности, проанализировать и определить соотношение мотивационных тенденций с креативностью и креативностью у лиц мужского и женского пола.
  • 5. Рассмотреть комплексный подход к диагностике креативности:
  • 6. Подобрать соответствующую методику и проанализировать один из методов диагностики личностной креативности.
  • Методологические и теоретические предпосылки: теоретическая и эмпирическая базы исследования основаны на ведущих общенаучных принципах: развития, детерминизма, системности, единства сознания и деятельности на субъектном подходе к исследованию психики человека; на принципах личностно-ориентированного подхода, психологии субъекта и психологии бытия с центральной идеей об активности личности в процессе преобразования пространств своего бытия; на положениях гуманистической психологии о самоактуализации как о стремлении человека наиболее полно реализовать себя в пространствах бытия - основной побудительной силе творчества и креативности; на исследованиях и разработках психологии творчества и креативности; на положениях о мотивационных составляющих творчества и креативности.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕАТИВНОСТИ

1.1 Понятие и сущность креативности

мужчина женщина креативность творческий

Креативность (от лат. creatio - созидание) -- творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности.

Креативность можно отнести к общим способностям, так как она отражает расположенность человека к созданию нового, оригинального продукта в разных сферах своей деятельности. Креативность многими психологами рассматривается как высшее проявление феномена человека, одна из составляющих его духовной и личностной зрелости, интегративное свойство личности, связанное с другими ее чертами (инициативностью, находчивостью, независимостью, эмоциональностью и др.). Существует пр...

Другие файлы:

Этнические стереотипы мужского и женского поведения
В сборнике на широком этнографическом материале рассматриваются стереотипные формы мужского и женского поведения, анализируются вопросы символизации м...

Социальная защита военнослужащих женского пола
Правовое регулирование прохождения службы военнослужащими женского пола. Анализ уровня и структуры социальных гарантий, защищенности и обеспеченности...

Психофизиология пола, основные отличия между мужчинами и женщинами
Проблема психофизиологии пола и различий между мужчиной и женщиной. Анатомо-физиологические основы дифференциации лиц мужского и женского пола, особен...

Гендерные проблемы современной философии
В лингвистике существуют три близких, но не идентичных понятия: "род", "пол" "гендер". Впервые о соотношении грамматического рода и биологического пол...

Диалектика мужского и женского начал в культуре
Диалектический подход к изучению гендерных взаимоотношений через призму физики и биологии, их отражения в культуре: гармоничность мужского и женского...