Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Коррекция психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психоэмоциональные особенности детей с церебральным параличом. Классификация форм ДЦП. Средства физического воспитания для коррекции психоэмоционального состояния у детей с церебральным параличом: подвижные игры, пальчиковая гимнастика, массаж.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

ДЦП не только в нашей стране, но и во всем мире имеет тенденцию к неуклонному росту.

Частота ДЦП составляет 2-3 случая на 1000 новорожденных, им страдает 1 % недоношенных детей. По сравнению с 60-ми годами 20 столетия, когда ДЦП составляло 0,2-0,3 на 1000 новорожденных

Первое клиническое описание ДЦП было сделано В. Литтлем в 1853 году. В течение почти 100 лет ДЦП называлось болезнью Литтля. Термин «детский церебральный паралич» принадлежит Зигмунду Фрейду. В 1893 году он предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническим признаками в группу церебральных параличей.

В 1958 году на заседании VIII пересмотра ВОЗ в Оксфорде этот термин утвердили и дали определение: «детский церебральный паралич -- не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга».

Ежегодно на учет по инвалидности становится около 800 тысяч человек, 25% от этого числа составляет трудоспособный контингент. За последние пять лет рост инвалидности в целом составляет 8-10% при резком увеличении числа детей инвалидов. По оценкам специалистов к 2015 году доля здоровых новорожденных может сократится до 15-20% от общего числа детей. Функциональные отклонения выявляются у 35-50% новорожденных, из них 70% детей имеют начальные признаки патологий ОДА.

Среди инвалидов с детства 85% приходится на инвалидность по психоневрологическому профилю (Семенова К.А.,1984).

Ежегодно не более 3-5 % из числа освидетельствованных инвалидов признаются трудоспособными по сравнению с 50% за рубежом, что свидетельствует о несостоятельности проводимых медико-социальных реабилитационных мероприятий (Качесов В.А.,2005).

Все вышеизложенное свидетельствует о актуальности рассматриваемой проблемы.

Глава 1. Коррекция психоэмоционального состояния у детей с церебральным параличом средствами физического воспитания

1.1 Теоретические представления о этиологии и патогенезе детского церебрального паралича

Детский церебральный паралич (ДЦП) объединяет группу различных по клиническим проявлениям синдромов, которые возникают в результате дизонтогенеза мозга или его повреждения на различных этанах онтогенеза, и характеризуется неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. И хотя термин «церебральный паралич» не отображает многообразия имеющихся при этом заболевании неврологических нарушений, но его используют в мировой литературе, поскольку другого термина не предложено (Семенова К.А., Лильин Е.Т и др.).

Анализ литературы по проблеме детского церебрального паралича показывает, что изучение этого вопроса до последнего времени ограничивалось в основном его ортопедоневрологическим аспектом (К.А. Семенова, И.М. Махмудова; А.М. Журавлев, И.С. Перхурова и др.,1979), тогда как психологический аспект данной патологии описан лишь в единичных работах (М.В. Ипполитова.,1980.,В.В. Лебединский.,1985, Э.С. Калижнюк.,1987.).

В то же время в клинической картине детского церебрального паралича как заболевания головного мозга выражены как неврологические, так и психические нарушения, наличие которых должно в равной степени учитываться при обосновании и проведении восстановительного лечения, а также при социально-психологической реабилитации больных. Кроме того, детский церебральный паралич можно рассматривать в качестве модели влияния двигательного дефицита на формирование психических процессов у детей, и в частности на формирование эмоциональной сферы. Учитывая, что эмоциональный фактор является базовым в адаптации к условиям внешней среды, изучение его имеет большое научное и практическое значение.

Вместе с тем, детский церебральный паралич представляет собой заболевание, при котором на грубую органическую патологию неизбежно накладывается воздействие социально-психологических факторов, обусловленных тем, что дети - инвалиды. Ведущая роль в психогенезе патологического развития личности принадлежит реакции на осознание и переживание дефекта, изоляции от общества сверстников, а также особому отношению окружающих к неполноценному ребенку.

Факторы риска

Классификация факторов риска:

1.пренатальные

· заболевания матери во время беременности

· внутриутробное инфицирование плода

· иммунологическая несовместимость матери и плода

· прием беременными лекарственных препаратов

· вредные привычки матери(алкоголь, курение)

· воздействие химических и физических факторов окружающей среды

· стрессовые состояния

· осложнения беременности

· многоплодная беременность

2.интранатальные

· асфиксия в родах

· внутричерепная родовая травма

3.постнатальные

· инфекционные заболевания новорожденного

· черепно-мозговая травма

Заболевания матери во время беременности.

При гипертонической болезни возможна хроническая гипоксия плода вследствие недостаточности маточно-плацентарного кровообращения, причем тяжесть гипоксии зависит от степени артериальной гипертензии. Показано, что даже при небольшом повышении диастолического давления(до 90 мм рт.ст.) появляются симптомы нарушения кровообращения в системе мать-плод. Артериальная гипертензия является одной из возможных причин преждевременной отслойки плаценты или ее дистрофических изменений. Прогноз для плода значительно ухудшается в случае присоединения к гипертонической болезни позднего токсикоза беременных.

Пороки сердца, как врожденные, так и приобретенные, встречаются у 1-5% беременных, нередко являются причиной гипоксии и незрелости плода. При недостаточности кровообращения у 65% женщин развивается метаболический ацидоз, усугубляющий циркулярную гипоксию. Наряду с гемодинамическими нарушениями в развитии кислородной недостаточности плода играют роль дистрофические изменения плаценты, часто сопутствующие порокам сердца. Хроническая гипоксия плода, развивающаяся при сердечно-сосудистых нарушениях в 12-40% случаев, осложняется асфиксией в родах.

Анемией страдают примерно 30% беременных. Патогенез повреждения плода при анемии обусловлен хронической гипоксией, усугубляемой артериальной гипотензией, наблюдающейся у половины беременных с анемией.

Ожирение матери, как правило, связано в эндокринно-обменными нарушениями, при которых возможны аномалии развития плода и плаценты, токсикозы. Большая масса плода способствует осложненному течению родов.

При сахарном диабете, сопровождающемся глубокими нарушениями обмена углеводов и липидов, развиваются токсикозы беременных, морфофункциональные изменения плаценты, учащаются в 3-5 раз случаи нарушения роста и развития плода. У женщин, заболевших сахарным диабетом в детском возрасте(сахарный диабет первого типа), доношенными и зрелыми рождаются лишь 15-18% детей. При доношенной беременности масса тела плода может превышать средние показатели, что предрасполагает его к повреждению в родах.

Гипертиреоз отражается прежде всего на течении беременности: у больных часто отмечают артериальную гипертензию, поздние токсикозы, угрозу выкидыша, преждевременные роды.

Внутриутробное инфицирование плода.

Это могут быть вирусы гриппа, краснухи, простого герпеса, цитомегаловирус, возбудители листерелеза, токсоплазмоза, кишечная палочка, стрептококки. Инфицирование плода происходит через плаценту или из инфицированных родовых путей матери. Будущая мать может быть носителем этого или иного инфекционного возбудителя, не подозревая об этом, т.к. не всегда при наличии хронической инфекции имеются клинические симптомы заболевания или они проявляются нечетко. Инфекционный возбудитель, попав в кровь ребенка, при определенных условиях может вызвать поражение нервной системы в виде энцефалита или менингоэнцефалита. В первом случае поражаются нервные клетки головного мозга, а во втором - к этому добавляется воспаление мягкой мозговой оболочки.

Иммунологическая несовместимость матери и плода.

Чаще других наблюдается несовместимость по резус-фактору, который возникает, если кровь ребенка резус-положительная. В этом случае в организме матери вырабатываются анти-резусные антитела, которые проникают через плацентарный барьер в кровь плода и вызывают гемолиз его эритроцитов. Билирубин, высвобождающийся при разрушении эритроцитов, проникает в ткани нервной системы, оказывая на нее токсическое действие. В результате повреждаются кора головного мозга, подкорковые ядра, ядра ствола мозга,ядро мозжечка что в последующем нередко приводит к развитию гиперкинетической формы церебрального паралича.

Прием беременными лекарственных препаратов.

Повреждающее действие лекарственных препаратов не ограничено первым триместром беременности, а проявляется на протяжении всего периода внутриутробного развития. Негативное влияние на развитие мозга плода оказывают следующие лекарственные препараты:

· кортикостероиды

· антагонисты серотонина

· адреномиметики

· хлорпромазин

· барбитураты

Другие файлы:

Формирование двигательной памяти у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом
Нейропсихологический подход к изучению двигательной памяти человека. Особенности двигательной сферы у детей с церебральным параличом. Содержание и осн...

Развитие моторной активности дошкольников с детским церебральным параличом в условиях специализированного детского дома
Современное понимание сущности сложного нарушения развития у детей с детским церебральным параличом, общая характеристика дефекта, его формы и причины...

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом
Особенности речевого развития детей с детским церебральным параличом. Речевые нарушения у дошкольников с детским церебральным параличом. Логопедическа...

Развитие силы мышц детей с диагнозом церебральный паралич разной степени тяжести
Состояние проблемы развития силы мышц у детей 5–6 лет с церебральным параличом и пути ее исследования. Организация и особенности методики развития зан...

Методика развития силы мышц детей с диагнозом церебральный паралич разной степени тяжести
Эпидемиология, классификация и этиология заболевания детским церебральным параличом. Специфика двигательного развития, особенности методики проведения...