Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Критерии оценки возможного отклонения в поведении ребенка. Характеристика агрессивности, вспыльчивости, гиперактивности, тревожности детей, мероприятия по их профилактике. Реализация программы игровой терапии как средства коррекции поведения дошкольников.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Основные теоретико-методологические подходы к проблеме нарушений поведения у детей

1.1 Феномен нарушений поведения в психологической науке

1.2 Профилактика нарушений поведения в детском возрасте

1.3 Особенности нарушений поведения и их психологическая коррекция в дошкольном возрасте

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста (на примере агрессивного поведения)

2.1 Диагностика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

2.2 Реализация программы игровой терапии как средства коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и оценка ее эффективности

Выводы

Библиография

Введение

Изучение и профилактика негативных явлений в поведении людей в любом обществе является проблемой первостепенной важности. Особую значимость эта проблема приобретает в государствах, находящихся в состоянии социально-экономического кризиса. В начале XXI века проблема поведенческих нарушений остается популярной как в зарубежной, так и в отечественной психологии.

Специалисты многих наук о человеке - нейрофизиологи, психологи, социологи, юристы, психиатры, занимаются изучением нарушений поведения. Каждая дисциплина выделяет собственный ракурс анализа. Психологи относят к нарушениям поведения такие проявления, как повышенная агрессивность, аутизация, излишняя замкнутость, тревожность и другие.

В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических причин нарушений поведения у детей различных возрастов, разработки программ психопрофилактики и коррекции.

Особо актуальной является проблема детской агрессии. Проблема агрессии у детей и процесса формирования агрессивного поведения, а также поиска путей его коррекции, начиная с дошкольного детства, были рассмотрены в работах отечественных психологов Е.М. Гаспаровой, А.Д. Кошелевой, Н.Д. Левитова, Т.Г. Румянцевой, И.А. Фурманова, зарубежных авторов А. Адлера, А. Бандура, Х. Хеккаузена. Проблемой застенчивости занимались и отечественные, и зарубежные ученые: Д.М. Болдуин, Е.И. Гаспарова, А.А. Захаров, Ф. Зимбардо, Д. Изард, Ю.М. Орлов, Т.О. Смолева, Д.Б. Уотсон, В. Штерн. Тревожность рассматривали К.Е. Изард, Н.Ю. Синягина, А.И. Захаров, Прихожан А.М.

В связи с прогрессивными политическими, социальными изменениями общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями, но в, тоже время социальные кризисные процессы, происходящие в современном российском обществе, отрицательно влияют на психологию людей, оказывают негативное воздействие на физическое и психическое развитие дошкольника. Возникают противоречия между требованиями общества и возможностями ребенка. Перед педагогами встают задачи: преодолеть возникающие противоречия и научить ребенка контролировать свое поведение, помочь реализовать свои потребности в самовыражении, самоутверждении, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененными другими.

Цель исследования: определить специфику проявлений нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста и возможности их коррекции и психопрофилактики.

Объект исследования: поведение детей 5-7-летнего возраста.

Предмет исследования: особенности нарушений поведения у детей дошкольного возраста и их коррекция (на примере агрессивного поведения).

Гипотеза: учитывая специфику нарушений поведения дошкольников и коррекционные возможности групповой игровой терапии, выдвигается предположение, что работа по снижению уровня агрессивности в дошкольном возрасте будет выступать эффективным средством коррекции, если выбрать следующие направления работы:

· обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева;

· обучение детей навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;

· формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы нарушений поведения;

2. Раскрыть специфику профилактики нарушений поведения в детском возрасте;

3. Проанализировать особенности нарушений поведения и их психологической коррекции в дошкольном возрасте;

4. Подобрать методы исследования и провести диагностику агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;

5. Реализовать программу игровой терапии с целью коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста и оценить ее эффективность.

Методы исследования: анализ научной литературы, структурализированное наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ документов.

Глава 1. Основные теоретико-методологические подходы к

проблеме нарушений поведения у детей

1.1 Феномен нарушений поведения в психологической науке

поведение ребенок игровой коррекция дошкольник

Психологические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест (9). Вместе с тем в психологической литературе нет единого определения понятия «нарушения поведения» у детей.

Специалисты практически всех наук о человеке - нейрофизиологи, антропологи, генетики, психологи, социологи, юристы, криминалисты, психиатры, занимаются изучением нарушений поведения. Это ведет к тому, что один и тот же термин может иметь совершенно разные значения в различных науках. Нейрофизиологи изучают нервные механизмы, лежащие в основе поведенческих нарушений. Психиатры собирают данные об особенностях поведения людей с серьезными нарушениями психики. Социологи заняты исследованием того, какие общественные условия порождают отклонения поведения. На современном этапе развития науки формируется понимание того, что нарушения поведения человека - феномен, являющийся предметом междисциплинарного исследования.

Согласно справочной литературе (18), поведение определяется как психологическая и физическая манера вести себя, с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид. В связи с этим нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения (18). Оно проявляется либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил.

С точки зрения социальной направленности различают:

· социализированное антиобщественное поведение, свойственное детям, не имеющим ярко выраженных психических расстройств и легко адаптирующимся к различным социальным условиям из-за низкого морально-волевого уровня регуляции поведения;

· и несоциализированное агрессивное поведение, наблюдающееся у детей с негативным эмоциональным состоянием, которое является реакцией ребенка на напряженную, стрессовую ситуацию или психическую травму, либо представляют собой следствие неудачного разрешения каких-то личных проблем или трудностей (15).

Схожую классификацию нарушений поведения предлагает В.Т. Кондрашенко, определяя их как отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека, проявляющихся как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальное нарушение поведения) (11)

Для определения степени тяжести имеющегося у ребенка расстройства М. Раттер (16) предлагает следующие критерии оценки возможного отклонения в любом поведении:

1. Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка. Некоторые особенности поведения являются нормальным только для детей определенного возраста. Что касается вопросов, связанных с половыми различиями, то даже в позднем детстве поведение мальчиков и девочек во многом совпадает, и это нормально.

2. Длительность сохранения расстройства. У детей довольно часто отмечаются различные страхи, припадки, другие расстройства. Однако случаи длительного сохранения этих состояний должны вызывать тревогу у взрослых.

3. Жизненные обстоятельства. Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей - явление обычное и нормальное, так как развитие никогда не происходит гладко, а временный регресс встречается довольно часто. Все эти колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребенка.

4. Социокультурное окружение. Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть абсолютной. Поведение ребенка должно оцениваться нормами его непосредственной социокультурной среды. Культурные различия, существующие в обществе, значительно влияют на вариативность в целом нормального поведения.

5. Степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд симптомов одновр...

Другие файлы:

Коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста методами игровой терапии
Организация и результаты диагностики эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Разработка, подготовка и проведение игровой терапи...

Профилактика эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста
Эмоциональные нарушения и их виды. Роль эмоций в психологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Принципы формирования позитивных эмоций...

Влияние супружеских конфликтов на проявление эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста
Характеристика основных эмоциональных нарушений и их проявления у детей старшего дошкольного возраста: тревожность, страхи, агрессивность. Особенности...

Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня
Качественный и количественный анализ особенностей психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразв...

Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью
В пособии представлена программа и краткое содержание курса «Профилактика и коррекция дискалькулии у детей», дана методика комплексного изучения общеф...