Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Коммуникативная компетентность студентов с разными стратегиями поведения в конфликте

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Понятие коммуникативной компетентности в отечественной и зарубежной психологии, ее структура и типы. Эмпирическое исследование студентов с разными стратегиями реагирования в конфликте. Исследование статистических различий между юношами и девушками.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ

Дипломная работа

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ СТРАТЕГИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Лялюева Виктория Сергеевна

ОРЕЛ - 2014

Содержание

Введение

1. Проблема коммуникативной компетентности в психологии

1.1 Понятие коммуникативной компетентности в отечественной и зарубежной психологии

1.2 Структура коммуникативной компетентности

1.3 Типы коммуникативной компетентности

1.4 Коммуникативная компетентность студентов

2. Эмпирическое исследование коммуникативной компетентности студентов с разными стратегиями реагирования в конфликте

2.1 Организация исследования

2.2 Качественный анализ данных исследования коммуникативной компетентности студентов

2.3 Качественный анализ данных исследования особенностей стратегии поведения в конфликтной ситуации

2.4 Анализ взаимосвязи составляющих коммуникативной компетентности и способов реагирования в конфликтах у студентов

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Нет ни малейшего сомнения в той огромной роли, которую играет общение в жизни и деятельности человека. Грамотность в общении сейчас необходима практически всем. Компетентность в общении способствует как профессиональной эффективности человека, так и является важным фактором психологической профилактики. Неумение общаться порождает семейное неблагополучие, одиночество, невротические состояния и даже суицид. Компетентность в общении активно исследуется множеством авторов, однако проблема развития компетентности в общении окончательно не решена. Недостаточно изучена природа компетентности в общении, ее структура, специфика ее развития в зависимости от профессиональной деятельности человека, методы ее диагностики.

Анализ научных источников убеждает нас в том, что одной из базовых, ключевых компетентностей, которыми должен обладать выпускник любого образовательного уровня и профиля является коммуникативная компетентность, поскольку будущий специалист в своей профессиональной деятельности выступает как активный субъект общения: он должен уметь общаться с различными людьми, убеждать их в справедливости своих идей, отстаивать свою профессиональную позицию, владеть коммуникативными умениями, уметь разрешать конфликты, регулировать свое состояние и т.д. Для этого ему необходимы знания особенностей психологии человека, он должен владеть коммуникативными умениями, знать основные закономерности восприятия и понимания человека человеком, понимать, прежде всего, самого себя, уметь воспринимать другого человека как личность, уметь слушать его и адекватно реагировать, влиять на других людей, создавать условия для их самовыражения, уметь разрешать конфликты, регулировать свое состояние, владеть не только вербальными средствами общения, но и невербальными (поза, мимика, жесты, телодвижения) и т.д.

Все эти качества и умения, определенным образом трансформируясь под воздействием личностных особенностей и опыта общения в реальных ситуациях взаимодействия, составляют ту часть профессиональной компетентности и мастерства профессионала, которая может быть названа его коммуникативной компетентностью.

Целью нашего исследования является изучение проблемы коммуникативной компетентности студентов с разными стратегиями поведения в конфликте.

Объектом нашего изучения является коммуникативная компетентность.

В качестве предмета исследования выступает коммуникативная компетентность студентов с разными стратегиями поведения в конфликтах.

Гипотеза: существует взаимосвязь между коммуникативной компетентностью студентов и их стратегиями поведения в конфликте. Чем более развита коммуникативная компетентность, тем конструктивнее стратегия поведения в конфликте.

Для проверки выдвинутой гипотезы и конкретизации цели, нами сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить коммуникативную компетентность в работах отечественных и зарубежных психологов.

2. Исследовать уровень коммуникативной компетентности и коммуникативных умений студентов.

3. Определить особенности операционального и эмоционально-волевого компонентов коммуникативной компетентности.

4. Изучить коммуникативный контроль в общении студентов.

5. Выявить статистические различия между юношами и девушками.

6. Определить особенности стратегии поведения в конфликтной ситуации у студентов.

1. Проблема коммуникативной компетентности в психологии

1.1 Понятие коммуникативной компетентности в отечественной и зарубежной психологии

С момента рождения у человека уже происходит общение с окружающими. Не всегда, люди, которые отличаются высокими достижениями в изучении явлений материального мира, могут эффективно взаимодействовать в сфере межличностных отношений. Следовательно, чтобы общение было эффективным, человек должен быть компетентен в нем. Для этого он должен изучать правила взаимодействия с людьми, воспитывать в себе личностные качества, от которых зависит успешность общения, формировать коммуникативные умения и навыки, т.е. становиться во все большей степени компетентным в общении.

Важных с научной и практической точки зрения определений понятия коммуникативная компетентность, мнения исследователей по которым расходятся, много.

Первоначально изучением понятия коммуникативная компетентность занималась Л.А. Петровская. Она в своих работах рассматривает компетентное общение как более широкое понятие, в рамках которого говорит о компетентности перцептивной, коммуникативной компетентности и интерактивной. В частности, коммуникативную компетентность она представляет как форму адекватного обмена информацией (Петровская Л.А., 1982). В дальнейшем, в своих работах Л.А. Петровская отождествляет понятия «коммуникативная компетентность» и «компетентность в общении». По её словам «компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче… предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстраненной, и близкой» (Петровская Л.А., 1989, с.14). Л.А. Петровская подчеркивает, что компетентное общение - это общение субъект-субъектное, предполагающее психологическое равенство партнеров, их активную взаимную гуманистическую установку (Петровская Л.А., 1996).

Ю.М. Жуков разделяет взгляды Л.А. Петровской. Совместно они предлагают следующее определение: компетентность в общении - это совокупность знаний и умений, обеспечивающих успешное протекание процесса общения (Жуков Ю.М., 2004). Он отмечал, что коммуникативная компетентность является «ядерным образованием» личности.

Ю.Н. Емельянов рассматривает коммуникативную компетентность как самостоятельное образование. Исследователь соотносит её со способностью человека брать на себя и исполнять различные социальные роли, а также с умением человека адаптироваться в различных социальных ситуациях, свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения. К проявлениям коммуникативной компетентности автор относит умение человека организовывать так называемое «межличностное пространство» в процессе инициативного и активного общения с людьми. Наряду с межличностным пространством для характеристики коммуникативной компетентности Ю.Н. Емельянов использует понятие «деятельностной среды». Он считает, что коммуникативная компетентность человека проявляется также в том, насколько умело он воздействует на эту среду для достижения своих целей, в какой степени он делает собственные коммуникативные действия понятными для окружающих людей (Емельянов Ю.Н., 1990).

Аналогичных взглядов придерживается Н.Н. Обозов. Он полагает, что коммуникативная компетентность в своей основе может быть представлена в двух аспектах: как ориентированность личности в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте, и как способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды (Обозов Н.Н., 1979).

М.А. Хазанова рассматривает коммуникативную компетентность как владение языком, умение ориентироваться в объекте общения для создания прогностической модели его поведения, эмпатия, личностные характеристики (адекватная самооценка, социальная направленность) самого субъекта общения (Андреева Г.М., 1987).

По мнению Г.С. Трофимовой коммуникативная компетентность - это способность ориентироваться в различных ситуациях общения (там же).

Понятие «коммуникативная компетентность» Бодалевым А.А. трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) (Бодалев А.А., 1996...

Другие файлы:

Стратегии поведения в конфликте и защиты в общении
Взаимосвязь между индивидуально-типологическими характеристиками (экстраверсия-интроверсия, эмоциональная устойчивость – неустойчивость) и стратегиями...

Поведение в конфликте и аддитивное поведение у подростков
Проблема взаимосвязи стратегий поведения в конфликте и аддитивного поведения в подростковом возрасте в психологии. Стремление подростков уйти от реаль...

Взаимосвязь тревожности и стратегии поведения в конфликте
Возникновение и проявление тревожности как индивидуальной психологической особенности. Исследование взаимосвязи уровня ситуативной и личностной тревож...

Профессиональная компетентность педагога
Способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности. Комбинация личностных и профессиональных качес...

Коммуникативная компетентность студентов
Особенности коммуникативной компетентности студентов педагогических ВУЗов, необходимость ее развития в период обучения. Социально-психологический трен...