Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Коммуникативная компетентность как профессионально важное качество (на примере разнотипных профессионалов)

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Подходы и концепции коммуникативной компетенции. Понятие профессионально важных качеств. Основные типы профессий. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла. Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности. Оценка уровня общительности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения»

Социально-гуманитарный институт

Кафедра Психология

Курсовая работа на тему:

«Коммуникативная компетентность как профессионально важное качество» (на примере разнотипных профессионалов)

ХАБАРОВСК

2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА

1.1 Подходы и концепции коммуникативной компетенции

1.2 Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности

1.3 Понятие профессионально важных качеств

1.4 Понятие и типы профессий

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАЗНОТИПНЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ

2.1 Обоснование выбора методик исследования коммуникативной компетентности

2.2 Описание результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Человек - социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми. Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. В последние годы наблюдается значительная интенсификация отношений в сфере общения. Бурное развитие средств связи и транспорта активизировало обмен информацией разного содержания. Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня специалиста в любой области человеческой деятельности. Это относится не только к таким профессиям как менеджер, работник сферы обслуживания, педагог, врач, социальный работник, где требуется специальная коммуникативная подготовка, но и практически ко всем остальным типам профессий. Коммуникативная компетентность относится к ключевым компонентам, являющимся неотъемлемой частью профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность входит в перечень знаний, необходимых для выпускников вузов, что отмечено в ГОСТе, как один из важнейших компонентов образования.

Актуальность исследования

Проблема коммуникативной компетентности наиболее актуальна на данный момент, поскольку от уровня развитости коммуникативной компетентности зависят отношения не только в профессиональной, но и в личностной сфере. Общение, является главной составляющей жизни человека, а коммуникативная компетентность - составляющий фактор успешности в общении. Коммуникативная компетентность в практическом плане, есть фактор эффективного общения, который складывается из личностной и операциональной составляющих. К сожалению, в данный момент эта проблема мало изучена. Существует масса противоречий и несовпадение взглядов, на данную проблему. Исследователи до сих пор не могут определить, какие методики необходимы для наиболее точного и полного определения коммуникативной компетентности.

Цель: выявить взаимосвязь между личностными особенностями и уровнем коммуникативной компетентности профессионалов

Гипотеза: Личностные особенности профессионалов влияют на уровень коммуникативной компетентности

Объект: Коммуникативная компетентность

Предмет: Коммуникативная компетентность как профессионально важное качество разнотипных профессионалов

Задачи:

1. Изучить теоретические основы коммуникативной компетентности

2. Изучить методы диагностики и развития коммуникативной компетентности

3.Изучить специфику профессий и профессионально важных качеств

4.Дать качественную и количественную оценку коммуникативной компетентности разнотипных профессионалов

Для решения поставленной цели и задач использовалась совокупность взаимодополняющих методов исследования:

Теоретически была изучена и проанализирована специальная, методическая и психологическая литература следующих авторов: Андреева Г.М. Буртовая Н.Б., Зимняя И.А., Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Карпов А.В., Петровская Л.А. и др.

Для реализации эмпирического исследования нами были выбраны следующие методики:

Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК)

Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховского).

Факторный личностный опросник Р. Кеттелла.

Для обработки полученных данных мы использовали метод математической статистики корреляционный анализ по r-критерию Пирсона.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА

1.1 Подходы и концепции коммуникативной компетенции

В настоящее время в отечественной психологии в исследовании коммуникативной компетентности сложилось два подхода: теоретический и практический.

В рамках теоретического подхода исследователи рассматривают понятие коммуникативной компетентности, процессы, условия и факторы, определяющие ее изменение, разрабатывают теоретические концепции и модели коммуникативной компетентности, определяют ее место и роль в эффективном общении и взаимодействии, выделяют ее структуру.

Одни авторы рассматривают коммуникативную компетентность как отдельную характеристику личности (Л.А. Петровская, Е.В. Сидоренко, Л.А. Цветкова, О.И. Муравьева, И.В. Макаровская), другие - как часть более широкого понятия (В.Н. Куницина, В.А. Спивак), третьи - как часть других видов компетенций, и как отдельную характеристику личности одновременно (Ю.М. Жуков), четвертые - как индивидуальное качество и определенное состояние сознания группы людей (Ю.Н. Емельянов) [4, с. 165].

Представители практического подхода акцентируют свое внимание на процессе развития и совершенствования коммуникативной компетентности: разрабатывают методы развития коммуникативных умений (Л.А. Петровская, В.П. Захарова, Н.Ю. Хрящева, А.С. Прутченков, Е.В. Сидоренко, С.И. Макшанов), реализуют программы повышения коммуникативной компетентности (Г.Н. Николаева, Е.М. Горюнова, И.К. Гаврилова и др.), предлагают практические рекомендации для эффективного общения (И. Атватер, Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков) [4, с. 160].

Подходов и концепций относительно проблемы и понятия коммуникативной компетентности в отечественной психологии достаточно много. Так, М.А. Хазанова рассматривает коммуникативную компетентность как владение языком, умение ориентироваться в объекте общения для создания прогностической модели его поведения, эмпатию, личностные характеристики (адекватная самооценка, социальная направленность) самого субъекта общения. По мнению Г.М. Андреевой - это способность к ориентации, а, по мнению Г.С. Трофимовой, ориентированность в различных ситуациях общения. Л.Д. Столяренко утверждает, что коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Л.А. Петровская считает, что это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном кругу ситуаций межличностного взаимодействия. Коммуникативная гибкость - есть коммуникативная компетентность - такова точка зрения О.И. Муравьевой. Е.В. Клюев и И.Н. Горелова считают, что коммуникативная компетенция - есть рабочий набор коммуникативных тактик и стратегий, присущих индивиду или группе индивидов [12, с. 64].

В.Н. Куницына определяет коммуникативную компетентность как «владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающих его, освоение ролевого репертуара в рамках данной профессии» [6].

Ю.Н. Емельянов определяет коммуникативную компетентность как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, а меру коммуникативной компетентности как степень успешности задуманных актов влияния и использования средств, чтобы произвести впечатление на других людей [12,с.3].

Выделяют различные типы коммуникативной компетентности: по качеству - продуктивная и реподуктивная (Л.А. Петровская), первичная и вторичная (Т.Ю. Осипова); по широте - общая и профессиональная (Ю.Н. Емельянов), по специфике - компетентность слушания и компетентность высказывания (И.В. Макаровская). Э.Ф. Зеер, И.Г. Климкович, А.В. Хуторской, Н.В. Яковлева и другие раскрывают содержание понятия компетентность через призму деятельности. Возможно в связи с этим понятия «компетентность», «коммуникативная компетентность», «профессиональная компетентность» употребляются в научных работах как синонимичные. [10, с. 40].

Рассматривая коммуникативную компетентность личности необходимо выделить ее структурные компоненты.

По вопросу о структуре коммуникативной компетентности также имеется несколько подходов:

Другие файлы:

Наблюдательность как профессионально значимое качество следователя Коммуникативная интерактивная

Коммуникативная компетентность фармацевтов-провизоров аптеки с разным уровнем профессиональной успешности
Связь профессиональной успешности фармацевтов-провизоров аптек с их коммуникативной компетентностью. Разделение фармацевтов-провизоров аптеки на групп...

Профессиональная компетентность педагога
Способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности. Комбинация личностных и профессиональных качес...

Использование тренинга в обучении студентов-психологов коммуникативной компетентности
Формирование коммуникативной компетентности у студентов- психологов является одним из необходимых факторов становления их как профессионалов. Задача в...

Наблюдательность как профессионально значимое качество следователя. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения
Наблюдательность, как профессиональное качество следователя. Проблема личности, центральная проблема общества. Способности в многообразии индивидуальн...