Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Кибераддикция и психологические механизмы её формирования

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Особенности современных компьютерных игр, групповая игровая деятельность в Интернете. Кибераддикция: этапы и механизмы формирования киберзависимости. Экспериментальное исследование психологических факторов формирования зависимости от компьютерных игр.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ОГЛАВЛЕНИЕ

    • Введение 3
    • Глава I. Особенности современных компьютерных игр. 8
      • 1.1 Игра - общее понятие, определение, особенности. 8
      • 1.2 История компьютерных игр 12
      • 1.3 Групповая игровая деятельность в Интернете 18
      • 1.3.1 Наблюдаемые феномены игровой деятельности в Интернете 26
      • 1.4 Психология компьютерных игр 43
    • Глава II. Кибераддикция. Этапы и механизмы формирования киберзависимости. 577
      • 2.1 Специфика ролевых компьютерных игр. Психологическая классификация компьютерных игр. 577
      • 2.2. Понятие аддикции 645
      • 2.3 Структура и стадии формирования психологической зависимости от компьютерных игр. 792
      • 2.4 Механизм формирования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр. 903
    • Глава III. Экспериментальное исследование психологических факторов формирования зависимости от компьютерных игр 1047
      • 3.1 Цели и задачи 1047
      • 3.2. Методы и методики 1047
      • 3.3 Испытуемые 1115
      • 3.4 Гипотезы исследования 1126
      • 3.5 План эксперимента 1126
      • 3.6 Основные результаты эксперимента и их интерпретация 11318
    • Выводы 1318
    • Заключение 13440
    • Библиография 1417
    • Первичные данные обследований 14550
    • Приложение 2
    • Данные корреляционного анализа 1533
    • Приложение 3
    • Использованный тестовый материал 1609

ВВЕДЕНИЕ

Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ в. Головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, на порядок повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков и административных учреждений.

Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится сегодня ни одна средняя фирма, не говоря о крупных компаниях. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно - на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла. Уже сегодня компьютеры отвечают за наведение и запуск ядерных ракет, за банковские переводы многомиллионных сумм денег и многие другие системы, ошибки в работе которых дорого обходятся людям. К сожалению даже этим не ограничивается зависимость человека от компьютера.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением, доходящим до эффекта полного погружения в виртуальную атмосферу игры. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют "компьютерными фанатами" или "геймерами" (от английского "game" - игра). В свою очередь медики и психологи [7, 11, 33] уже давно дали термин такого рода поведению - кибераддикция, а людей, страдающих зависимостью от компьютерных игр называют кибераддиктами.

Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное - на удовлетворение потребности в игре на компьютере. Более того, подобное пагубное пристрастие иной раз превознемогает даже биологические потребности организма, что ведет в свою очередь к неминуемой смерти игрока. К сожалению, в последнее время такие случаи участились, причем они имеют место и в нашей стране.

Ученные из разных стран склонны выделять различные причины формирования кибераддикции, среди них и низкая самооценка (которую можно поднять в виртуальном мире, проводя достаточно времени для совершенствования своего персонажа), неудовлетворенность своим социальным положением, небольшой круг общения, отсутствие альтернативных видов деятельности и пр. В нашей работе мы постараемся систематизировать причины, приводящие к формированию такого рода зависимости, а так же рассмотреть основные из них.

Так или иначе, бесспорен тот факт, что феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество людей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем - а значит и повышается риск все большего количества смертей, - этот вопрос требует изучения со стороны психологической науки. Необходимо заметить, что если в Китае и ряде других азиатских стран вводятся меры по профилактике игромании, а в Европе открываются клиники реабилитации для гэймеров, попавших в зависимость, то Россия же, ограничилась несколькими публикациями о подобных случая смерти [29] (мол, мы не отстаем от технически развитых стран), да единичными теоретическими работами по данной проблематике, где в основном констатировался факт наличия подобной аддикции, но отсутствовали какие либо практические разработки, а так же рекомендации по профилактике подобной зависимости.

Таким образом, наше исследование будет посвящено феномену кибераддикции. Мы рассмотрим как причины и стадии формирования такой зависимости, так и личностные особенности присущие игрокам. На основании полученных данных станут видны причины и механизм формирования кибераддикции, так же мы дадим некоторые рекомендации, направленные на уменьшение пристрастия к компьютеру как средству, заменяющему реальное общение, и виртуальным играм в частности (в особенности т.н. MMORPG MMORPG - massively multiplayer online role-playing game разновидность онлайновых ролевых игр, позволяющая множеству людей одновременно играть в изменяющемся виртуальном мире через Интернет. Более подробное описание будет приведено далее.).

Актуальность данной работы связана, во-первых, с пагубным влиянием феномена кибераддикции как на личность человека, ограничивая его социальную активность и «уводя» его из реального мира, так и на его здоровье, заканчивающееся в некоторых случаях смертью от истощения игрока. Во-вторых, в России проблема такого рода зависимости является совершенно неразработанной, не имея под собой практически никакой теоретико-практической базы. В-третьих, о негативном влиянии кибераддикции на граждан можно говорить в масштабах страны, так в своем докладе в июне 2006г. на заседании комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры Наталья Маркова, директор центра коммуникативных исследований Российской академии наук, эксперт Совета Федерации представила такие данные: «В настоящее время в России около 600 тысяч человек, зависимых от компьютерных игр, которые проводят за ними от 20 до 50 часов в неделю. Это означает, что эти люди практически потеряны для общества. У них портится здоровье, они не способны создать семью, в конце концов, они выпадают из демографической ситуации». Таким образом, из всего вышесказанного мы можем заключить, что имеем дело с новой, неизвестной до сих пор и очень слабо разработанной проблемой, которая оказывает негативное влияние в масштабах целого общества, исключая из него людей, а иногда и приводя к их гибели, и требует тщательной теоретико-практической разработки со стороны науки, в первую очередь психологической.

Объект исследования - лица, продолжительное время проводящие за компьютерными играми.

Предмет исследования - психологические особенности кибераддиктов и психологические механизмы формирования кибераддикции.

Цель исследования: Изучить феномен кибераддикции и психологические механизмы её формирования.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать существование кибераддикции.

2. Разработать батарею психодиагностических методик для выявления кибераддикции и личностных особенностей кибераддиктов.

3. Экспериментально подтвердить существование кибераддикции.

4. Выявить личностные особенности кибераддиктов в сравнении с лицами, не страдающими психологической зависимостью от компьютерных игр.

5. Провести анализ и описать психологические механизмы формирования кибераддикции

Гипотезы исследования.

Общая гипотеза

1. У лиц проводящих много времени за компьютерными играми формируется кибераддикция - особая форма психологической зависимости от компьютерных игр.

Частные гипотезы

1. Кибераддикция проявляется и развивается скорее у лиц замкнутых, тревожных, неуверенных в себе, с низкой самооценкой.

2. Кибераддикты используют интерактивные компьютерные игры как средство квази-совершенствования «реального Я» в «виртуальном мире» - в форме «виртуального Я» в направлении к «идеальному Я».

Рассматривая обозначенные вопросы, в процессе работы мы будем опираться на работы отечественных и зарубежных исследователей, таких как Ш. Таркл, К. Янг, Дж. Салер, Й. Хейзинга, С.А...

Другие файлы:

Мотивация и психологические механизмы ее формирования
В книге рассматриваются важнейшие вопросы мотивации и психологические механизмы, с помощью которых эта мотивация у человека формируется, проявляется и...

Социально-психологические механизмы влияния
Выявление объективных и субъективных факторов, приводящих к появлению в обществе тоталитарных групп. Признаки тоталитарной группы и социально-психолог...

Психологическая защита. Защитные механизмы личности
Способы защиты личности от внутренних и внешних напряжений. Социально-психологические исследования формирования установок. Система адаптивных реакций...

Психология стихийных групп: психология толпы
Масса и ее психологические характеристики. Механизмы формирования и состав толпы. Психологические свойства толпы. Подавление массой чувства ответствен...

Читательская мода
Сущность феномена моды в жизни человека, основные психологические механизмы его формирования. Характеристика и социально-психологические функции моды....