Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

История развития психологического знания

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Исследование развития психологических представлений в античности и Средневековье, становления в Новое время. Характеристика основных направлений зарубежной научной психологии: бихевиоризма, психоанализа, функционализма, когнитивной и гештальтпсихологии.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Читинский Государственный университет

Кафедра социальной политики

Курсовая работа

по дисциплине: Психология

на тему: История развития психологического знания

Чита, 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Этапы развития психологии

1.1 Донаучный период

- Развития психологических представлений в античности и средневековье

- Становление психологии в Новое время

1.2 Основные направления зарубежной научной психологии

- Функционализм и гештальтпсихология

- Бихевиоризм

- Психоанализ

- Когнитивная психология

- Гуманистическая психология

- Трансперсональная психология

1.3 Основные направления отечественной психологии

II. Предмет и задачи психологии

2.1 Предмет психологии

2.2 Задачи психологии

III. Основные факторы и принципы развития

3.1 Факторы

3.2 Принципы

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

История психологии - одна их немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. История психологии позволяет понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики. История психологии учит не только факторам, но и мышлению, умению понять и адекватно оценить отдельные психологические явления и концепции. Логика научного знания, анализ формирования новых методов и подходов к изучению психики доказывают, что появление экспериментальной психологии и методологический аппарат психологии были определены и отрефлексированы учеными.

История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций, генезиса. Психология связана с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Связь с философией не прерывалась на протяжении всего периода существования психологии как науки, то ослаблялась (как в начале XIX в.), то опять усиливалась (как в середине XX в.).

Не меньшее влияние на психологию оказало и оказывает развитие естествознания и медицины. Также в работах многих ученых просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием.

В истории психологии используются историко-генетический метод, согласно которому изучение идет прошлого невозможного без учета общей логики развития науки в определенный исторический период, и историко-функциональный метод, благодаря которому анализируется преемственность высказываемых идей. Большое значение имеют биографический метод, позволяющий выявлять возможные причины и условия формирования научных взглядов ученого, а также метод систематизации психологических высказываний.

Источниками для истории психологии служат прежде всего труды ученых, активные материалы, воспоминания об их жизни и деятельности, а также анализ историко-социологических материалов и даже художественной литературы, помогающей воссоздать дух определенного времени.

До последней четверти XIX столетия философы изучали человеческую природу, основываясь на собственном, весьма ограниченном опыте, с помощью размышлений, интуиции и обобщений. Перемены стали возможны, когда философы стали пользоваться средствами, которые уже успешно применялись в биологии и других естественных науках.

I. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

1.1 Донаучный период

бихевиоризм функционализм гештальтпсихология когнитивный

Развитие психологических представлений в античности и средневековье

Первые представления о душе можно проследить в мифических и религиозных системах древности.

Позднее с формированием философских воззрений проблема души стала предметом философского размышления. Одним из первых философское представление о душе высказал Гераклит Эфесский (ок. 520 - ок. 460 гг. до н.э.) Античной философии был характерен космоцентрический взгляд на мир. Мир представлялся как некое упорядоченное целое, мировая гармония - Космос. Космос представлялся Гераклиту в образе вечного живого огня, а душа («психея») - в образе его искорки - огненной стихии. Античное мировоззрение исходило из представления о подобии устройства Космоса и мира человека. Гераклит утверждал, что малый мир (микрокосм) отдельной души подобен микрокосму всего миропорядка. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в строгой закономерности, подчиняясь необходимости. Необходимость - это всеобщий закон - Логос.

Другой известный греческий мыслитель - Демокрит (430 - 370 гг. до н.э.) представлял, что в основе мироустройства лежат предельно простые далее неделимые образования - атомы. Душа также состоит из атомов. Атомы души подобны огню, они наиболее подвижны, поскольку шарообразны. Со смертью тела умирает и душа, так как атомы с разложением тела улетучиваются и рассеиваются. Душа, по Демокриту, - движущее начало и орган ощущения и мышления.

Гераклит и Демокрит были натурфилософами. Их интересовало устройство Космоса. К проблемам человека и его души они обращались в связи с рассмотрением устройства Космоса.

С изменением общественной жизни в центре философских размышлений становится человек. Родоначальниками этого направления были софисты и Сократ. «Софист» - от греческого София - мудрость, «мудрец», «искусник», «изобретатель».

Софисты учили об относительности человеческих представлений о добре и зле, подчеркивали условность моральных оценок, правовых норм, государственных законов. В истории психологического познания деятельность софистов открыла новый объект: коммуникации между людьми. В связи с этим детальному обсуждению подверглись приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словами, мыслью и воспринимаемыми предметами. Душа рассматривалась как явление культуры, анализировались входящие в состав души абстрактные понятия и нравственные идеалы.

Основополагающим свойством души Сократ считал разум и мышление. Именно разум по Сократу способен дать высшее обязательное основание для деятельности души - знания. Сократ разработал особый метод «майевтику», который помогает рождению человеческой мысли. Исходным началом метода Сократа является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающим Сократ побуждает у людей сомнение в общепринятых истинах и тем самым приглашает к рассуждениям, к выработке собственной позиции, которая была бы достаточно обоснованной.

А достигал он этой цели путем точной постановки вопросов.

Благодаря методу Сократа можно назвать предтечей психоанализа, поскольку с помощью правильно поставленных вопросов он стремился обнажить то, что скрыто в недрах сознания. Таким образом, Сократ развивает культурологическую тенденцию в психологии. После Сократа в центре интересов которого выступала умственная деятельность индивидуального субъекта, ее и продукта и ценности, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием, носящим социально-культурный характер.

Большую работу по систематизации все предшествующей психологической мысли проделал Платон (427 - 347 гг. до н.э.). Платон объединил натурфилософскую и культурологическую линии в психологической мысли Древней Греции. Мировая душа, по Платону, находится не внутри Космоса, а окутывает его. Она одушевляет все конкретные формы бытия мира, в том числе звезды и планеты, животных и растений. Души людей причастны Мировой душе. Человеческая душа, как и всякая другая душа, бессмертна. Платон - сторонник идеи переселения душ.

Душа, по Платону, управляет человеком. Ее основу составляет Разум, который постигает идеи - познавательные, этические, эстетические (Истину, Добро, Красоту).

Платон впервые сформулировал идею сложного структурного характера устройства души человека. По учению Платона, душа состоит из 3-х частей: 1) разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувственной).

Принципиально новый шаг в развитии психологии был сделан Аристотелем (384 - 322 гг. до н.э.) Аристотелю принадлежит первая работа, специально посвященная проблемам психологии, - его знаменитый трактат «О душе». Поэтому Аристотеля с полным правом называют основателем психологии.

Душа, по Аристотелю, - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Аристотель утверждал идею о неразрывности души и тела в организме.

Аристотель выделил три уровня существования души, которые различаются своими функциональными качествами. Функции души: 1) вегетативная - питание и ощущение; 2) животная - стремление, память и движение; 3_ разумная - мышление. Вегетативная душа присуща растениям, но ее функции присущи животным и человеку. Свойства...

Другие файлы:

«История развития психологического знания и основные направления в психологии»

История развития юридической психологии
Разрешение методологических проблем в юридической психологии. Применение психологического знания в дознании, предварительном следствии и суде. Направл...

120 уроков психологического развития младших школьников. Материалы к урокам психологического развития
120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов) состоит из двух ч...

Основы педагогики и психологии
История развития психологического знания. Трактовка теории бихевиоризма в работах Уотсона, Халда и Скиннера. Рассмотрение педагогики как науки о воспи...

Становление психологии как науки
История становления психологии, как науки, представляет собой последовательность событий и философских открытий, приведших к формированию психологии,...