Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Исследование образа будущего у больных близорукостью и заболеваниям желудочно-кишечного тракта

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Роль временной перспективы в подростковом возрасте и кризис личности. Значение образа будущего и оценки своих жизненных перспектив. Образ будущего как фактор, влияющий на состояние здоровья и их соматическое проявление, анализ полученных результатов.
Краткое сожержание материала:

1

4

Размещено на

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА БУДУЩЕГО У БОЛЬНЫХ БЛИЗОРУ-КОСТЬЮ И ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

(на примере старших подростков 15-16лет)

(дипломная работа)

Содержание

Введение

Глава 1.Роль временной перспективы в подростковом возрасте

1.1 Понятие временной перспективы в современной психологии

1.2 Кризис подросткового возраста

1.3 Специфика подросткового возраста: современная ситуация

Глава2.Значение образа будущего и оценки своих жизненных перспектив

2.1 Социальное значение представлений подростков о своём будущем

2.2 Образ будущего как фактор, влияющий на состояние здоровья

Глава 3.Эмоциональные переживания и их соматическое проявление

3.1 Заболевания в рамках психосоматического подхода

3.2 У. Бэйтс и новая теория функционирования глаза

Глава 4.Описание практической части исследования

4.1 Условия работы и методы исследования

4.2 Обработка данных и анализ полученных результатов

4.3 Обсуждение результатов

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

В последнее время значительно увеличилось число самых различных заболеваний психогенного характера.

В существующем в современной психологии направлении, изучающем психосоматические расстройства, существует ряд работ описательного характера, трактующие соматические симптомы в символическом плане (болезнь объясняется в связи с буквальным значением нарушенной функции организма).

Эта идея в последнее время приобрела большую популярность и используется многими психологами в процессе индивидуального консультирования. Однако традиционная психология, построенная по естественно-научному типу, до сих пор не выделила «официальной ниши» для подобного направления. Это вполне обоснованно объясняется отсутствием научно подтверждённых фактов.

Другая рамка нашего исследования задаётся проблематикой подросткового возраста. Кратко формулируя суть проблемы, какой она нам представляется, можно сказать, что современное общество не имеет способов разрешения подросткового кризиса, что влечёт за собой такую яркую симптоматику возраста. Психологическая уязвимость подростка делает его значительно уязвимее в том числе и для психогенных факторов болезни.

Обобщая вышеперечисленное, можно сделать предположение относительно неврозогенности, в принципе, любого критического возраста, а в частности - именно подросткового.

На пересечении двух обозначенных линий и возникла идея провести исследование научными клиническими методами, касающееся символического характера психогененного заболевания, именно на подростках.

Современные исследования относительно подросткового возраста позволяют выделить такой важный аспект как становление в данном возрасте временной перспективы молодого человека.

Вновь обращаясь к психосоматическому подходу в психологии, отметим, что временная перспектива и в частности образ будущего связан с такой функцией организма как зрение.

Данные наблюдений и статистики указывают на значительное увеличение числа старших подростков, которые отмечают ослабление зрения (близорукость) в период обучения в 10-11 классах.

На основании теоретических выкладок, касающихся специфики подросткового возраста и формирования в этот период временной перспективы как новообразования, а также - принципов психосоматического подхода и некоторым конкретным исследованиям, граничащим с выбранной нами проблематикой, мы выдвигаем гипотезу, которая звучит следующим образом: ослабление зрения (в частности, развитие близорукости) в старшем школьном возрасте связано с отсутствием четко прописанного образа будущего и негативными эмоциональными переживаниями относительно этой проблемы.

Объект исследования - образ будущего у старших подростков 15-16 лет.

Предмет исследования - взаимосвязь различных аспектов представленности образа будущего и развитием близорукости у старших подростков

Для проверки поставленной гипотезы нами было проведено исследование образа будущего у 68 одиннадцатиклассников (38 девочек и 30 мальчиков) на базе школы-гимназии №4 города Красноярска.

Цель работы: проследить наличие взаимосвязи между различными аспектами представленности образа будущего старшим школьникам и развитием близорукости в течение последних полутора-двух лет.

Задачи исследования:

провести анализ сложившихся в современной психологии подходы к исследованию понятий «подростковый возраст», «временная перспектива», «психосоматическое заболевание»

разработать методы исследования

осуществить сбор данных психодиагностическими методами

обработать полученные данные статистическими методами

проанализировать результаты и сделать выводы.

Методы исследования.

Психодиагностические:

анкетирование

тематический рисунок

графическая методика «Линия жизни» (модифицирована) с дополнительно введённым методом шкалирования

методика «Незаконченные предложения» (модифицирована)

метод экспертной оценки

статистической обработки:

корреляционный анализ

факторный анализ

частотный анализ (в пересчёте на %)

Для сравнения было принято решение рассмотреть группу больных с другой нозологией. Её составили одиннадцатиклассники с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Кроме того, результаты учитывались и относительно здоровых детей. В случае подтверждения гипотезы можно будет говорить о целесообразности проведения в старшем школьном возрасте тренингов по формированию временной перспективы в психопрофилактическом и психокоррекционном аспекте.

Глава1. Роль временной перспективы в подростковом возрасте

1.1 Понятие временной перспективы в современной психологии

Временная перспектива будущего, являющаяся ментальной проекцией мотивационной сферы человека и феноменально представляющая собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдалённым будущим, формируется на протяжении всего детства и, главным образом, стихийно: через интериоризацию ценностных установок родителей, их ожиданий в отношении данного ребёнка, через усвоение общекультурных, социальных норм, наконец, через развитие мотивации.

Сформировавшись таким образом, временная перспектива будущего приобретает собственную побудительную силу, оказывая мощное обратное влияние на развитие личности человека.

Мотивирующая сила будущего во многом зависит от его эмоциональной окрашенности - является ли оно для человека эмоционально привлекательным или эмоционально отталкивающим. Поэтому эмоциональное отношение к будущему является одной из важнейших характеристик будущего

Функция временного будущего заключается в обеспечении временной перспективы. Временная перспектива представляет собой видение своего будущего во времени, или собственно планирование. Позитивное отношение к планированию и составление планов определенным образом упорядочивают будущее, которое может быть представлено как последовательность достижения ряда целей. В результате же негативного отношения к планированию и отсутствия планов будущее предстает как фактически непрогнозируемое. Обычно лишь в подростковом возрасте человек начинает строить свою перспективу будущего сам, формулирует для себя собственные планы, намерения, задумывается над тем, кем и каким ему хотелось бы стать в будущем.

Значение временной перспективы как одного из наиболее важных новообразований подросткового возраста подчёркивал в своих работах Э.Эриксон. Он утверждал, что формирующаяся в подростковом возрасте идентичность интегрирует все предшествовавшие детские идентификации. Применительно к подростковому возрасту последовательность предшествовавших детских идентификаций представляет собой психологическое прошлое. Собственно формирующаяся идентичность охватывает психологическое настоящее (включающее в себя психологическое прошлое в снятом виде) и психологическое будущее.

Кроме того, он подчёркивал, что чувство успешности в этот период складывается из таких компонентов как предвосхищение успеха и сформированность временной перспективы.(19, 25,26)

Из отечественых психологов большое внимание данному вопросу уделяет Гинзбург в контексте исследования личностного самоопределения подростков, которое, по его мнению, происходит у старшеклассников в двух ортогональных плоскостях: ценностно-смысловой и пространственно-временной. И выбор профессии в этом смысле органически означает проецирование в будущее определённой социальной позиции. (6)

Однако, тревога, связанная с будущим, парализует способность ребёнка к целеполаганию. Точнее говоря, такая способность п...

Другие файлы:

Сестринский процесс при подготовке пациентов к эндоскопическому исследованию органов желудочно-кишечного тракта
Эндоскопия желудочно-кишечного тракта, его сущность и особенности. Эзофагогастродуоденоскопия и гастроскопия, их роль и значение для обследования пище...

Проявления заболеваний желудочно-кишечного тракта в полости рта детей. Особенности оказания стоматологической помощи
Взаимосвязь болезней полости рта с нарушениями различных отделов желудочно-кишечного тракта. Нарушение жевательного аппарата. Роль стоматолога в компл...

Вопросы про поносы
Скрининг пациентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. причина болей в животе. Шкала оценки важности симптомов. Функциональные нарушения деяте...

Болезни лошадей с симптомокомплексом колик
В последние годы повысился интерес к лошадям. Однако, как и раньше, коневодству большой ущерб продолжают наносить незаразные болезни лошадей, особенно...

Болезни желудочно-кишечного тракта: Эффективные способы лечения
Неполноценное питание, постоянные стрессы, загрязненная вода и некоторые другие факторы приводят к тому, что с каждым годом увеличивается количество б...