Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Использование игры в психотерапии

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Новообразования дошкольного возраста (память, мышление, воображение) и их значение для игровой деятельности. Психологические особенности ролевой игры, ее содержание. Эволюция действий ребенка по Д.Б. Эльконину. Применение игровых терапевтических техник.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

Введение

Глава 1. Новообразования дошкольного возраста и их значение для игры

Глава 2. Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии ребенка

2.1 Основа игры

2.2 Психологические особенности ролевой игры

2.3 Развитие игры в дошкольном возрасте

Глава 3. Использование игры в психотерапии

3.1 Применение игровых терапевтических техник

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

По данным этнографических исследователей, в примитивных культурах дети лишь иногда в игровом плане воспроизводят некоторые сферы жизни взрослых те, что для них недоступны. Игра выполняет функцию преодоления разрыва межпоколенной связи, передачи межпоколенного опыта. В современном сложном обществе происходит расширение функций игры: в игре происходит «проблематизация» нормативных образцов взрослости, разворачивается активное экспериментирование с образами социальных отношений Кудрявцев В.Т. Культурно - исторические истоки развития детства// Журнал прикладной психологии 1999. №2..

Игра - это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет тип символико-моделирующей деятельности. В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является ведущей деятельностью.

Многие ученые изучали особенности игры в детском возрасте - это Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.П. Усова и т.д.

Игра широко применяется в детской и семейной психотерапии у нас в стране и за рубежом. Считается, что именно игра помогает детям отрегулировать тяжелые ситуации, переживания, потери и конфликты. Игра происходит «понарошку» и это является безопасным местом обыгрывания серьезных ситуаций. Игра помогает налаживанию коммуникаций между взрослым и ребенком, помогает лучше понять мир детей.

Цель: исследование феномена игры, ее особенностей, структуры и влияние на детей дошкольного возраста, а также использование ее в психотерапии.

Задачи: изучение литературы по данной теме, психических особенностей детей дошкольников, структуры и сущности игры, использование игры в семейной психотерапии.

Гипотеза: Игра является важным способом взаимодействия с ребенком, позволяет глубже понять мир детей.

Глава 1. Новообразования дошкольного возраста и их значение для игры

Дошкольное детство совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения.

Если раньше поведение ребенка направляется извне - взрослым или воспринимаемой ситуацией, то теперь ребенок сам начинает определять собственное поведение.

Л.С. Выготский считал, что развитие сознания определяется не изменением отдельных психических функций, а изменением отношения между функциями. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место. В дошкольном возрасте, с его точки зрения, важнейшей является память.

Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы.

Мышление во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника значит - вспоминать, опираться на свой прежний опыт. Задачей мыслительного акта является не логическая структура самих понятий, а конкретное воспоминание своего опыта.

То, что память становится в центре сознания ребенка, ведет к существенным изменениям, характеризующим психическое развитие. Ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Его мышление перестает быть наглядно - действенным, оно отрывается от воспринимаемой ситуации. Ребенок может устанавливать простые причинно - следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как - то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Возникает первый абрис целостного детского мировоззрения. С пяти лет начинается расцвет идей «маленьких философов». Строя свою картину мира ребенок выдумывает, изобретает, воображает.

Воображение - одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью, но оно помимо воспроизведения прошлого опыта позволяет строить что-то новое, оригинальное. В этом возрасте происходит расцвет воображения.

Еще одним важнейшим новообразованием является возникновение произвольного поведения. Поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами поведения. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Сравнение с образцом есть осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца.

Осознание своего поведения и начало личного самосознания - одно из главных новообразований дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от «Я сам», отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни, которая составляет суть личного самосознания.

Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольника - сюжетно - ролевой игре. Сюжетно - ролевая игра - это деятельность, в которой дети воспроизводят деятельность и отношения взрослых.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по указанию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что - то, сдержать импульсивное движение - легче выделяются в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие. Действуя с предметами - заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет - заместитель становится опорой для мышления. Со временем игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем умственном плане. Игра способствует переходу к мышлению в плане образов и представлений. Также в игре выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия в мнимой, воображаемой ситуации, исполняет ребенок воображаемые роли, что способствует развитию творческого воображения.

Общение дошкольников со сверстниками разворачивается главным образом в процессе игры. Дети учатся смотреть и учитывать точку зрения другого, отстаивать свою точку зрения, реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения

В игре складываются и другие виды деятельности: рисование, конструирование, лепка.

Таким образом, можно сказать, что игра является основной стороной жизни ребенка, она ведущая деятельность. В процессе игры ребенок развивается и совершенствуется.

Глава 2. Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии ребенка

2.1 Основа игры

Как считают большинство зарубежных психологов детская игра - это выстраивание своего собственного, отдельного от взрослых мира. С точки зрения психоанализа, детская игра является одним из механизмов запрещенных влечений.

В основе игры ребенка, по З. Фрейду, лежит тенденция к навязчивому повторению травмирующих воздействий. Согласно Фрейду ребенок с самого рождения подвергается травмирующим воздействиям:

- травма рождения;

- травма отнятия от груди;

- всевозможные травмы строгостей и наказаний.

Все эти травмы взрослые наносят ребенку, препятствуя удовлетворению детской сексуальности. Поэтому детство чрезвычайно тяжелый и опасный период, чреватый невротическими отклонениями. Игра в этом свете выступает как естественное терапевтическое средство против неврозов.

Повторяя в игре свои травматические переживания, ребенок овладевает ими и изживает их. Из этого создается впечатление, что ребенок в качестве основного содержания своей жизни имеет не окружающий мир, а свои глубинные, сексуальные влечения.

Эти идеи Фрейда оказали огромное влияние на представления об игре Ж. Пиаже. Путь развития ребенка, с точки зрения Пиаже, в упрощенном виде может быть представлен в следующем виде:

1) Сначала ребенок живет в своем собственном, аутистическом мире грез и желаний.

2) Затем под влиянием мира взрослых возникают два мира - мир игры и мир реальности.

Мир игры есть нечто вроде остатков аутического мира. Игра принадлежит миру грез, неудовлетворенных в реальном мире желаний и неисчерпаемых возможностей. Для ребенка этот мир такой же реальный, как и другой мир.

3) Постепенно мир реальности вытесняет остатки мира грез и остается только реальный мир с вытесненными желаниями, приобретающими характер сновидений и грез.

Таким образом, в дошкольном возрасте по мысли Ж. Пиаже, ребенок живет одновременно в двух мирах - в своем, детском мире игры и мире взрослой реальности. Борьба этих миров есть выражение борьбы врожденной асоциальности ребенка, его аутической замкнутости, с навязанным извне социальным, логическим, причинно - обусловленным взр...

Другие файлы:

Использование игры в экологическом образовании дошкольников
Цели и задачи экологического воспитания дошкольников. Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей. Использование сюжетно-ролевой игры....

Использование игр и занимательных упражнений при проведении орфографических упражнений
Определение понятия "занимательность", его роль в учебном процессе начальной школы. Сущность игры и игровой деятельности. Игры для запоминания словарн...

Психотерапия нового века
Книга всесторонне освещает современное состояние отечественной психотерапии. Показывает бурное развитие психотерапии в нашей стране. Описывается интег...

Социальная роль психотерапии
Определение основных причин роста общественной популярности психотерапии. Социальная характеристика психотерапевтического взаимодействия. Эффективност...

Психотерапия, внушение, гипноз
Описание:В пособии освещены вопросы психотерапии и, в частности, гипноза на основе идей нервизма. Представлен критический разбор некоторых идеалистиче...