Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Инсайт как результат реализации творческой задачи

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Сущность понятий "гештальтпсихология", "инсайт". Мозг человека и творческая деятельность; модель технологии творчества по Я. Пономареву. Психофизиологические процессы ментальной деятельности в семиуровневой модели витального интеллекта и творчества.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Память головного мозга человека и творческая деятельность

2. Модель технологии творчества по Якову Пономареву

3. Психофизиологические процессы ментальной деятельности в семиуровневой модели витального интеллекта и творчества

4. Особенности творческого мышления

Список используемой литературы

Введение

Гельштат психология появилась в начале 20-ого столетия. Ее основоположником считают немецкого психолога Макса Вертгеймера, но в ее развитие вложили свой вклад, такие известные психологи, как Курт Коффка и Вольфганг Кёллер. Основным постулатом Гельштат психологии является рассмотрение целостных структур, не выделяя их составляющих частей. На основании Гельштат психологии в начале 1950-ых годов были заложены основы Гельштат-терапии. Это сделали Фриц и Лора Перлз и Пол Гудман. Базовый подход Гельштат-терапии заключается в том, что психика человека способна саморегулироваться, а также в том, что человек должен нести ответственность за свои действия и мысли.

Гештальтпсихология (также Берлинская Школа Гештальт) является «теорией ума и мозга», которая предлагает, чтобы эксплуатационный принцип мозга был целостным, параллельным, и аналоговым, с самоорганизацией тенденций; и утверждает, что целое отличается от суммы его частей. Эффект Гештальт обращается к формирующей форму способности наших чувств, особенно относительно визуального распознавания фигур и целых форм вместо только коллекции простых линий и кривых. Слово Гештальт на немецком языке буквально означает "форма" или "фигура".

Гештальтпсихология - это направление в психологии, основанное Максом Вертгеймером, была до некоторой степени восстанием против молекулярной программы Вундта для психологии, и приобрела приверженцев среди многих ученых, включая Уильяма Джеймса. Фактически, слово Гештальт означает объединенное или значащее целое, которое должно было быть центром психологического исследования. У этого течения психологии были свои корни в работах многих философов и психологов, работавших до появления Гештальтпсихологии.

Инсамйт -- (от англ. insight -- проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка) -- интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения. Является неотъемлемой частью гештальтпсихологии. Понятие было применено в 1925 г. Вольфгангом Кёлером. В опытах Вольфганга Кёлера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. В дальнейшем это понятие использовалось Карлом Дункером и Максом Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления, при котором решение достигается путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа.

Согласно определению Карла Дункера, «мышление -- это процесс, который посредством инсайта (понимания) проблемной ситуации приводит к адекватным ответным действиям». [1] Процесс, ведущий от стимула к ответному действию, Карл Дункер называет инсайтным, если он непосредственно определяет содержание этого действия. Это необходимо, когда такое действие не следует непосредственно из прошлого опыта.

Кроме того, психологи употребляют этот термин для описания такого явления, при котором человек испытывает озарение, скорее относящееся к категории воспоминаний, но отличное от последнего тем, что формируется не просто мысленный образ, но и все ощущения различных модальностей, присущие тому воспоминанию.

Также этот термин может использоваться в значении внелогическое прозрение. В некоторых медитативных практиках, а также при приёме сильнодействующих препаратов, человек может получить убеждения по свойствам предмета или материала без получения какой бы то ни было достоверной информации о нём.

1. Память головного мозга человека и творческая деятельность

Инсайт приходит (или не приходит) сам, но можно создать условия, когда он будет приходить чаще. Инсайту способствуют:

- Стадия предварительного исследования (накопления гипотез).

- Стадия отхода от прямых попыток решения, отход от попыток решить задачу в лоб. В этом случае происходит поиск окольных путей, неожиданных и нестандартных вариантов.

- Ресурсное состояние мозга, чему способствует хорошее настроение, ходьба (в целом физическая активность) и очень хорошо - душ, во время которого идет прямой массаж сосудов головного мозга.

- Моменты неподвижности. Резкие движения головой исключают продуктивность мыслительной деятельности, и в моменты ощущения "cейчас соображу" нужно оказаться в неподвижном состоянии: остановиться и не мотать головой.

Головной мозг человека мы рассматриваем как среду, в которой реализуется процесс запоминания и обработки информации. Память является неотъемлемым атрибутом мозга

Минимальном элементом в среде головного мозга является нейрон. Моделирование нейрона привело к направлению нейронных сетей, нейрокомпьютеров и нейродинамики.

Размещено на

КМ - когнитивные механизмы ММ - ментальные механизмы

Трехуровневая модель интеллекта

Концепция трёхуровневой модели интеллекта:

Знания + мышление = интеллект

Размещено на

1. Сверхсознание (надсознание)

2. Сознание (осознавание)

3. Подсознание (неосознаваемое)

Потребность переходит в задачу, которую необходимо решать для удовлетворения потребности. Для решения задач необходимы ряд условий, некий комплекс. Знание связанно с памятью. Ресурс будет определяться как мышление на использование знаний для тех или иных задач. На сегодняшний день существует много определений мышления и интеллекта. Интеллект есть мышление плюс знание.

Интеллект - совокупность знаний и механизмов целенаправленного использования этих знаний для удовлетворения потребностей системы, носителя интеллекта.

С учетом данных психологии утверждаем, что интеллект структурирован и содержит три важных и особо выделяемых уровней. Они отождествляются с сознанием, которое разделяется на осознанное или сознательное, и несознательное, и бессознательное.

Трехуровневая модель выделяет зоны межуровневого преобразования информации. Снизу в верх движутся информационные потоки.

Уровень подсознания: концептуальные коды. Уровень сознания делится на три подуровня:

Нижний - программно - сознательный подуровень, направленный на решение задач, знания таковы, что их вполне достаточно для реализации потребности.

Средний - репродуктивно - сознательный подуровень, моделирующий по аналогии, перенос знаний из одной области в другую по аналогии и формирует программы реализации потребности.

Верхний - продуктивно - сознательный подуровень, не имеем заранее готовых схем реализации потребности. На этом уровне в результате логического мышления, формируется на основе имеющихся знаний алгоритм реализации потребности.

Семиуровневая модель интеллекта

Модель включает три уровня: подсознание, сознание и сверхсознание, каждый из них разделяется на подуровни.

Подсознание - неосознаваемый уровень автоматного управления организмом. Подсознание состоит из двух подуровней:

· Принципиально неосознаваемый, биологический подуровень - обеспечение биологических потребностей организма, отвечает за работу врожденных рефлексов.

· Программный подсознательный подуровень - уровень, ответственный за работу условных рефлексов и операций, доведенных до автоматизма.

Сознание - осознаваемый уровень мышления. В рассматриваемой модели сознание делится на три подуровня:

· Сознательный программный подуровень - осуществляет решение подобных задач по запомненному шаблону.

· Сознательный репродуктивный подуровень - решает задачи методом поиска аналогий с известными шаблонными решениями.

· Сознательный продуктивный подуровень - по известным алгоритмам генерируется новое решение, не имеющее аналогий и шаблонных решений.

Сверхсознание - вероятностный, интуитивно-эвристический, неосознаваемый уровень мышления, имеет дело с не сформулированными знаниями (наиболее абстрактные знания). Состоит из двух подуровней:

· Эвристический - порождает алгоритм решения задачи, путём выдвижения предположений, выстраивания гипотез, фантазии и догадок;

· Интуитивный - уровень генерирует решение задачи, но при этом не порождает алгоритма решения подобных задач.

Яков Александрович Пономарев (советский психолог) подошел наиболее близко и исходил он из анализа творчества через взаимодействие сознательного и бессознательного. На уровне сознания оформляется потребность, происходит попытка распознать, какая творческая задача ей соответствует и одновременно рассматривает вопрос как задача может быть реализована и тогда задача передается в область сверхсознания о потребности, о творческой задачи, с тем уровнем зна...

Другие файлы:

Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
Основы формирования творческой личности. Анализ уровней познавательной активности у дошкольников. Виды изобразительного искусства, их влияние на творч...

Зачем? (О важности образования)
Значение получения высшего образования для реализации поставленной жизненной задачи. Логика "обычного" человека и творческой личности: развитие талант...

Развитие творческой активности детей
Творчество как фактор развития. Социально-психологические особенности детей. Деятельность учреждений культуры и дополнительного образования по реализа...

Организация творческой деятельности учащихся на уроках
Цели, задачи и методы творческой деятельности учащихся, психолого-педагогические основы организации занятий по технологии с учениками. Возрастная пери...

Групповое табу как фактор оценки индивидуальных вкладов в коллективный результат творческой деятельности малой группы
Психологическая природа и сущность групповых защитных механизмов. Целостность группы как фактор актуализации ее защитных механизмов. Эмпирическое иссл...