Индивидуальные различия и способы совершенствования памяти
Краткое сожержание материала:
Размещено на
26
Размещено на
Психология и педагогика
Индивидуальные различия и способы совершенствования памяти
Содержание
Введение
1. Принципы организации памяти. Основные мнемические процессы памяти
2. Особенности кратковременной и долговременной памяти
3. Индивидуальные различия памяти
4. Проблема формирования высших форм памяти
5. Понятие о мнемотехнических приемах. Развитие и тренировка памяти
Заключение
Список литературы
память мнемотехническая тренировка
Введение
Создание адекватного образа окружающего мира представляет собой сложный многоуровневый процесс, в котором принимают участие познавательные процессы различной сложности. Каждый из этих процессов придает образу свои специфические качества. Процессы восприятия и ощущения дают нам представление о мире как о пространстве, заполненном отдельными предметами, имеющими форму, объем и определенную фактуру. Эти предметы помещаются в пространстве вне субъекта, причем одни из них располагаются дальше, другие ближе в точном соответствии с расположением реальных объектов. Ощущения придают этим объектам качественные особенности, такие как цвет, вкус, запах, тяжесть и др. Ощущения, помимо того что они скрыто входят в состав формы образа (кинестетические ощущения), придают ему животрепещущий характер и большую достоверность. Процессы категоризации уже на уровне восприятия дают нам возможность в считанные доли секунды понять, с предметами какого рода мы сталкиваемся, и отреагировать соответствующим образом. Мышление, обобщая воспринятое, разворачивает панораму нашего жизненного пространства, расширяя его далеко за пределы видимого и переживаемого в данный момент, оно позволяет «видеть» скрытые свойства предметов, понимать суть наблюдаемых событий и таким образом предвидеть их наступление. Животное, например, стоя под нависшей каменной глыбой, удерживаемой в неустойчивом равновесии хрупкой веточкой, может погибнуть при малейшей случайности. Человек же может «разглядеть» скрытую угрозу и вовремя покинуть опасное место. Благодаря дискурсивному мышлению человек есть то, что он есть, в том мире, который он постоянно сам создает.
Все это было бы невозможно, если бы живые существа не обладали способностью к сохранению: намерений, воспринимаемых впечатлений, результатов их переработки, а также программ действия. Процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим, является память. Без процессов памяти не может быть ни предметного чувственного, ни отвлеченного умственного образа окружающего мира. Память -- это «цемент», который соединяет все строительные элементы мозаики в единую, полную жизни картину.
Психология, имея свой предмет и объект, наделенный памятью, изучает специфические особенности памяти, т.е. те ее механизмы, формы и виды, которыми обладает человек.
Таким образом, в данной работе поставлена цель - исследовать основные факты и закономерности психологии памяти. Тема эта, безусловно, огромна по своим масштабам. Поэтому в рамках курсового исследования остановится на таких моментах как сущность памяти, принципы ее организации и основные мнемические процессы, обратимся к проблеме формирования высших форм памяти.
1. Принципы организации памяти. Основные мнемические процессы памяти
Память -- это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Следует отметить, что под опытом здесь понимаются любые психические процессы, предшествовавшие текущим, независимо от степени их осознания. По сути дела, понятия «опыт» и «информация» тождественны, поскольку «информация -- это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств».
Можно выделить несколько уровней средств хранения информации -- физический, биологический, физиологический и психологический.
На физическом уровне информация сохраняется за счет структурных преобразований, осуществляемых с физическими телами -- это «внешняя» память человека (узелки на память, записная книжка и т.д.). На биологическом уровне с целью сохранения информации происходят преобразования биологических структур, например молекул ДНК, РНК и др. На физиологическом уровне информация хранится и преобразуется на основе динамичных физиологических процессов, которые отличаются от биологических своим функциональным характером, т.е. включенностью в текущие информационные процессы и относительной кратковременностью. Так, в структуре нервных импульсов, несущихся по афферентным волокнам от рецепторов к центру, хранится информация о структуре тех мгновенных изменений в состоянии рецепторов, которые имели место при воздействии на них раздражителей. На собственно психологическом уровне происходят качественные преобразования информации, ее организация и хранение, которые основываются на преобразовании смысловых структур, т.е. значимости и значения для субъекта тех происходящих на предыдущих уровнях изменений, которые ему доступны Роговин М.С. Проблемы теории памяти. М.,1977. С. 13..
Соответственно этим уровням рассматриваются и механизмы, принимающие участие в процессах памяти человека, из которых, по сути дела, только два входят в компетенцию психологии -- физический и собственно психологический.
Наряду с механизмами психология изучает три группы явлений, относящихся к феноменологии памяти.
К первой группе можно отнести те качественные характеристики хранящегося опыта, которые представлены в разнообразных видах памяти. Это эмоциональная, образная, словесно-логическая и двигательная память. Нетрудно понять, что в данной классификации вновь находят отражение три наиболее общие психологические категории: мотив, отраженный в эмоции, образ и действие. Отсюда еще раз отчетливо видно, что память пронизывает все компоненты психической регуляции приспособительного акта.
Вторая группа феноменов образована по признаку длительности хранения опыта. Это формы памяти: мгновенная (иконическая, экоическая), кратковременная и долговременная память.
И, наконец, в третьей группе феноменов представлены этапы преобразования информации в памяти и закономерности, характеризующие каждый из них. Это процессы памяти: запоминание, забывание и сохранение и воспроизведение опыта.
К процессам памяти относят запоминание, хранение и забывание и воспроизведение.
Запоминание. Процесс запоминания -- это активный процесс, при котором с исходным материалом производятся какие-то действия. Процесс запоминания начинается в КВП и завершается в ДВП. При этом происходит следующая последовательность действий Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. С. 81..
В КВП из сенсорной памяти попадает только тот материал, который опознан путем сличения актуального сенсорного образа с эталонами, хранящимися в долговременной памяти. После того как зрительный или акустический образ попал в КВП, он переводится на язык звуковой речи и существует в ней дальше в основном именно в такой форме. В процессе этого преобразования происходит классификация материала на основе смысловых признаков для отправки его в соответствующий отдел долговременной памяти. В действительности этот процесс еще более сложный и представляет собой установление смысловых связей между полученным материалом и семантически родственными обобщениями, хранящимися в ДВП. При этом происходит преобразование не только наличного материала, но и структур ДВП. Как только эти связи установлены и закреплены, материал остается в ДВП «для вечного хранения». Успешность установления смысловых связей зависит от ряда сопутствующих процессу запоминания факторов:
* от объема материала, находящегося в КВП: он не должен значительно превышать 72 единицы хранения;
* времени пребывания материала в КВП; это время можно неограниченно увеличивать за счет повторения материала;
* от наличия «мешающих» факторов -- побочного материала, появляющегося в сознании в пределах 30 с до или после получения материала, предназначенного для запоминания;
* от действия мотивационного фактора в самых разных его формах: эмоций, интереса, выраженности мотива запомнить;
* от разнообразия форм представления материала в КВП, т.е. от наличия разнообразных кодов; визуального, акустического и смыслового;
* от степени «знакоместа» материала, его осмысленности, т.е. наличия знаний сходного содержания, хранящихся в ДВП;
* от количества смысловых связей, устанавливаемых в процессе запоминания, чему способствует его повторное воспроизведение в разных контекстах, т.е. его осмысление Роговин М.С. Проблемы теории памяти. М.,1977. С. 19..
Хранение и забывание. Хранение означает наличие информации в ДВП (в данном случае речь будет идти о ней), что не всегда связано с ее доступностью для сознания. Забывание -- неоднородный процесс, он может принимать самые разнообразные формы. Человек, например, не может вспомнить то, что происходило с ним в раннем детстве, потому что до овладения речью он не мог передать на хранение...
Индивидуальные различия памяти и способы ее совершенствования
Определение памяти, история ее изучения в психологии. Влияние на развитие других познавательных способностей. Физиологические основы и разновидности п...
Понятие памяти человека
Общие представления, виды, особенности, индивидуальные различия памяти у людей. Теории и законы, формирование и развитие памяти. Эффективность запомин...
Индивидуальные особенности памяти учащихся и успеваемость
Основные процессы, связанные с памятью. Индивидуальные различия памяти у людей. Оценка оперативной слуховой памяти. Характеристика динамических особен...
Индивидуальные различия памяти
Память с точки зрения психолога. Развитие и совершенствование памяти. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти. Запоминание, сохранение,...
Память и ее виды
Память, как ключевой процесс психологии человека. Теория и законы памяти. Виды памяти и их особенности. Основы механизмов запоминания у людей. Основны...