Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Индивидуально-психологические особенности саморегуляции поведения спортсменов, занимающихся силовыми видами спорта

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Смысловое связывание как механизм осуществления саморегуляции, при котором происходит вырабатывание нового смысла. Знакомство с индивидуально-психологическими особенностями саморегуляции поведения спортсменов, занимающихся силовыми видами спорта.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

смысловой саморегуляция психологический спортсмен

Актуальной проблемой психологии, в контексте которой проводится исследование, является анализ закономерностей повышения успешности спортивной деятельности и конкретных действий через оптимизацию компонентов саморегуляции действий, оптимизацию психологической структуры спортивной техники и тактики, формирование значимых для спортивной деятельности черт личности [8].

Формирование успешных достижений в спортивной деятельности предполагает учет как собственных индивидуальных психологических особенностей личности в целях мобилизации резервов психофизической активности, так и требований самой спортивной деятельности. Спортивная деятельность включает в себя несколько видов подготовки: физической, технической, психологической, тактической, теоретической. Как показывает практика, только тот, кто в равной степени овладел всеми видами подготовки, способен достичь в спорте высоких результатов. Изучение личности спортсмена ? одна из важнейших проблем, поскольку существует теснейшая связь между отдельными свойствами, всей структурой личности и спортивными достижениями.

Сегодня, в силу ряда объективных причин, одним из недостаточно исследованных и, в то же время, исключительно актуальных аспектов психологической подготовки является проблема стилевой саморегуляции психических состояний спортсмена.

Спортивная саморегуляция проявляется в способности спортсмена произвольно регулировать сдвиги в эмоциональной, двигательной и внутренней функциональных сферах, в характере самоконтроля соревновательного поведения. Конкретные проявления саморегуляции всегда специфичны, так как связаны с особенностями деятельности и непосредственного окружения. Поэтому при постоянном использовании специфических приемов развивается самостоятельное специальное свойство. В спортивной деятельности это проявляется особенно отчетливо.

В условиях силовых видов спорта результат зависит не от счета и от временных единиц, он зависит от способности спортсмена к саморегуляции. В то же время такой аспект психологической подготовки спортсменов-пауэрлифтеров как стилевая саморегуляция их деятельности, является малоизученным, что определяет актуальность нашего исследования.

Объект исследования: психологические особенности спортсменов, занимающихся силовыми видами спорта. Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности саморегуляции поведения спортсменов, занимающихся силовыми видами спорта. Гипотеза исследования: можно предположить: что индивидуально-психологические особенности будут различны у занимающихся силовыми видами спорта спортсменов с разным уровнем саморегуляции поведения. Цель: исследование индивидуально-психологических особенностей саморегуляции поведения спортсменов, занимающихся силовыми видами спорта

Задачи исследования.

1. Провести теоретический анализ литературы по теме работы.

2. Провести исследование особенностей саморегуляции поведения спортсменов, занимающихся силовыми видами спорта.

3. Провести анализ индивидуально-психологических особенностей спортсменов, занимающихся силовыми видами спорта.

4. Выявить индивидуально-психологические особенности саморегуляции поведения у мужчин и женщин, занимающихся силовыми видами спорта.

Методы исследования.

1.Теоретические методы: теоретический анализ, обобщение.

2. Эмпирические методы исследования - тестирование с помощью методик:

- «Стиль саморегуляции поведения (ССПМ)» В.И. Моросановой;

- Многофакторный личностный опросник (16 PF) Р. Кэттелла.

3. Методы математико-статистического анализа - оценка однородности дисперсии с помощью критерия Ливиня, параметрический метод сравнения двух независимых выборок с помощью t-критерия Стьюдента, непараметрический метод сравнения двух независимых выборок с помощью U-критерия Манна - Уитни.

Методологической и теоретической основой послужили труды: В.И. Моросановой., О.А. Конопкина, В.М. Дьячкова, Б.Б. Коссова, В.Э. Мильмана, Г.С. Никифорова, О.А. Конопкина, С. Ромена А.Ц. Пуни, П.Ф. Ломова, П.К. Анохина, Е.П. Ильина - раскрывающие сущность явлений индивидуально-психологических особенностей и саморегуляции в современной психологии, а также их значение для спортсменов.

Организация исследования: исследование проводилось на базеспортивного клубаStaFit в городе Новороссийск. В исследовании приняло участие 30 человек, занимающихся силовыми видами спорта-15 мужчин и 15 женщин в возрасте от 24 до 35 лет. Теоретическая значимость состоит в обобщении современных данных психологической науки относительно индивидуально-психологических особенностей саморегуляции поведения спортсменов. Относительная новизна и практическая значимость состоит в том, что исследование индивидуально-психологических особенностей саморегуляции поведения мужчин и женщин, занимающихся пауэрлифтингом в России, проводилось впервые. Результаты исследования могут быть интересны психологам, чья профессиональная деятельность связана с психологией спорта, спортсменам, тренерскому составу. Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Работа изложена на 71 странице, включает 8 таблиц и 11 рисунков. Библиографический указатель включает 59 источников.

1. Теоретический анализ концептуальных единиц исследования

1.1 Подходы в современной психологии к оценке саморегуляции особенностей поведения

Современная психологическая наука располагает достаточным объемом информации относительно саморегуляции поведения. Большой вклад в исследование этого явления внесли В.И. Моросанова [45] и О.А. Конопкин [40], которые определяют саморегуляцию как совокупность процессов инициации и выдвижения субъектом целей активности, а также управление достижением этих целей. С точки зрения этих авторов саморегуляция это, прежде всего внутренняя целенаправленная на цель активность человека, реализуемая путем системного участия различных процессов, явлений и уровней психики. Предметом исследований саморегуляции являются общие психические процессы и явления, которые обеспечивают самоорганизацию всевозможных видов психической активности индивидуума, целостность его личности и индивидуальности.

Анализ основных механизмов реализации процессов саморегуляции производится в рамках исследования индивидуальных стилей регуляции, осуществления разных форм сознательной активности и деятельности (учебной, спортивной, досуговой, трудовой), управления психическими состояниями, возрастными аспектами ее формирования [39].

Анализ подходов к выделению уровней саморегуляции проводила В.В. Николаева [49], в ходе которого она выделила 3 наиболее распространенных уровня.

1. Уровень психологической саморегуляции, который содействует оптимизации психической активности, нужной для успешной деятельности. Об этом уровне саморегуляции в своих трудах указывает К. А. Абульханова-Славская[1].

2. Операционально-технический уровень регуляции, выделен О.А. Конопкиным. По мнению автора, он отвечает за организацию и коррекцию действий субъекта [39].

3.Личностно-мотивационный уровень саморегуляции, направленный на осознание мотивов осуществляемой деятельности и управление мотивационно-потребностной сферой [6].

Б.В. Зейгарник [6] предлагает рассматривать саморегуляцию как процесс подчиненный сознанию, который направлен на управление собственным поведением. Данным автором определено два уровня саморегуляции: операционально-технический, который связан с сознательной организацией действия при помощи средств достижения оптимального уровня и мотивационный уровень, определяющим общую направленность деятельности в процессе управления мотивационно-потребностной сферой. В рамках мотивационного уровня саморегуляции выделяют две ее основные формы: волевое поведение, протекающее в условиях конфликта мотиваций и саморегуляция, цель, которой - гармонизация мотивационной сферы, устранение конфликтов и противоречий с помощью сознательного анализа ситуации и изменения поведения, результатом которых становится появление новых смыслов и целей [19]. Форма гармонизации эффективна в ситуациях критического уровня, когда достижение поставленных целей и исполнение жизненно важных для личности целей и мотивов в силу объективных причин становится невозможным, и является элементом деятельности переживания. Процесс переживания - специализированная внутренняя деятельность по порождению смыслов, которые способны формироваться только в условиях критических ситуаций[14].

Первостепенными механизмами личностно-мотивационного уровня в процессе саморегуляции, действенной в критической ситуации, являются такие механизмы как рефлексия и смысловое связывание.

Рефлексия инициирует стремление и способность человека взглянуть на себя объективно, подвергнуть анализу и сопоставить многообразные события своей жизни. Направленность рефлексии - осознание смысла собственной жизни, поскольку она закрепляет в памяти процесс деятельности, отчуждает и при этом объективирует его, делает вероятным осознанное влияние на этот процесс. Благодаря рефлексии существует возможность взглянуть на себя «...

Другие файлы:

Эмоционально-волевая сфера спортсменов, занимающихся командными видами спорта
Психология спортивной деятельности. Индивидуально-личностные особенности спортсменов. Эмоционально-волевой компонент развития личности. Исследование о...

Сильные мира. Секреты чемпионов. Комплексы упражнений
В методическом пособии рассказывается о выдающихся спортсменах Башкортостана, занимающихся силовыми видами спорта. Они рассказывают о своих рекордах и...

Психолого-педагогические особенности детей в занятии спортом
Психологические особенностей детей и подростков, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта. Педагогические подходы и методы в подготовке...

Выявление особенностей совладающего поведения успешных спортсменов
Исследование стратегий поведения спортсменов, занимающихся греко-римской борьбой. Изучение теоретических основ совладающего поведения успешных спортсм...

Развитие силы в спорте
Силовая подготовленность в атлетических видах спорта. Спортивный отбор занимающихся для занятий силовыми видами спорта. Сила как физическое качество ч...