Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Имидж учителя как показатель сформированности его профессионального самосознания

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Профессиональное педагогическое самосознание: его особенности, функции, структура. Профессиональная Я-концепция. Имидж учителя как внешнее выражение сформированности самосознания. Рекомендации будущему педагогу по формированию профессионального имиджа.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Выпускная квалификационная работа

«Имидж учителя как показатель сформированности его профессионального самосознания»

Содержание

Введение

Глава I. Профессиональное самосознание в общей структуре качеств педагога

1.1 Общая характеристика самосознания человека

1.2 Стадии профессионального развития

1.3 Профессиональное педагогическое самосознание: его особенности, функции, структура

1.3.1 Профессиональное самоопределение

1.3.2 Функции профессионального самосознания

1.3.3 Структура профессионального самосознания

1.4 Профессиональная Я - концепция

1.4.1 Понятие Я - концепции

1.4.2 Основные этапы развития Я - концепции

1.4.3 Профессиональная Я - концепция

1.4.4 Составляющие Я - концепции

1.4.5 Восприятие своего внешнего облика

1.5 Имидж учителя как внешнее выражение сформированности самосознания

Глава П. Имидж как показатель сформированности профессионального самосознания учителя

2.1 Выявление особенностей представлений об имидже учителя

2.2 Рекомендации будущему педагогу по формированию своего профессионального имиджа

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

педагогическое самосознание профессиональный имидж учитель

Проблема развития личности учителя обретает сегодня особую значимость. Обновление школы и системы воспитания в целом зависит от того, какую позицию займет учитель, от его отношения к профессии, социального статуса, внутреннего состояния и личностного облика.

В качестве фундаментального условия профессионального развития педагога современные психологи определяют профессиональное самосознание, которое рассматривается как своеобразное «ядро» его личности, осуществляющее взаимосвязь и согласованность ведущих структурных образований личности (мотивов, установок, ценностей, убеждений, идеалов).

Отдельные аспекты самосознания педагога активно освещаются и разрабатываются в исследованиях рефлексивных процессов педагогической деятельности, в работах, посвященных формированию педагогического мышления. Феномены профессионального самосознания учителя выступают в качестве «вершинных» профессиональных образований в исследованиях личностных качеств, способностей, стилей деятельности, педагогической этики, самопредставления и самоотношения учителя в профессии.

Но, несмотря на обилие работ, посвященных исследованию проблемы самосознания личности, вопросам сформированности профессионального самосознания и его проявления во внешнем облике и поведении человека должного внимания, на наш взгляд, исследованиями не уделялось.

Поэтому тему исследования мы обозначили следующим образом: «Имидж учителя как показатель сформированности его профессионального самосознания».

Объектом исследования является образовательный процесс, формирующий профессиональное самосознание будущего педагога. В качестве предмета исследования рассматриваем имидж учителя, как один из показателей сформированности его профессионального самосознания.

Цель исследования: определение возможности рассматривать имидж учителя в качестве одного из показателей сформированности его самосознания.

Была выдвинута гипотеза: имидж учителя является одним из показателей сформированности его профессионального самосознания.

Исходя из цели и для проверки гипотезы были определены следующие задачи:

1) раскрыть содержание понятий: самосознание, профессиональное самосознание, профессиональная Я - концепция;

2) рассмотреть особенности, структуру, функции профессионального самосознания;

3) определить взаимосвязь имиджа и самосознания;

4) изучить особенности представлений студентов ЙЙЙ - V курсов об имидже учителя начальных классов;

5) изучить особенности представлений учителя начальных классов МОУ СОШ № 3 об имидже учителя;

6) разработать рекомендации будущему педагогу по формированию своего профессионального имиджа.

Проводя исследование, были использованы методы:

- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- опрос (методика неоконченных предложений);

- наблюдение за студентами в ходе практики;

- качественный и количественный анализ полученных результатов.. исследования.

Структура работы представлена:

-введением;

- Й главой, в которой рассмотрены: особенности, функции, структура профессионального самосознания; один из конечных результатов развития самосознания - Я - концепция; имидж учителя как внешнее выражение сформированности профессионального самосознания.

- ЙЙ главой, в которой представлены и проанализированы результаты исследования «Определение сформированности у педагогов представлений об имидже учителя», даны рекомендации будущему педагогу по формированию своего профессионального имиджа;

- заключением;

- списком литературы;

- приложением.

Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций будущему педагогу по формированию своего профессионального имиджа.

Глава I. Профессиональное самосознание в общей структуре качеств педагога

1.1 Общая характеристика самосознания

У каждой личности существует принцип организации восприятия и мышления, черт характера, способностей, воли, эмоций, установок, ценностей и т.д. Этот центр образует ядро человеческой личности и в различных психологических теориях называется «самость», «Я - концепция», проприум, самосознание и т.д.

Вопросам самосознания личности в психологии уделяется большое внимание (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, И.С.Кон, Л.С.Рубинштейн и др.). Самосознание по определению Л.С.Выготского, это «Социальное сознание, пересаженное вовнутрь». «Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе». Если сознание есть знание о другом, то самосознание - знание человека о самом себе. В том, как личность представляет свое «Я», отражается мера ее осознания себя и уровень зрелости личности в целом. Специфика самосознания заключается в том, что это особый процесс человеческой психики, направленный на саморегулирование личностью своих действий в сфере поведения и деятельности на основе самопознания и эмоционально - ценностного отношения к себе.

Самосознание направлено на решение задач, относящихся к внутреннему миру самой личности: понимание себя как целостности, определение собственной идентичности, формирование значимых для личности интимнейших представлений о себе, своих качествах, переживаниях, действиях и т. д. Оно не лишено внутренних противоречий, которые являются следствием объективных отношений, в которые вступает человек. Различные столкновения разнонаправленных стремлений и чувств мешают человеку адекватно оценить себя, его действия нередко направляются не устойчивыми мотивами, а внешними обстоятельствами. Самосознание - результат и предпосылка развития личности.

Осознание человеком себя осуществляется через сопоставление себя с другими, только в общении: «…человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку». Э. Фромм стремление к уподоблению считает одной из ведущих человеческих потребностей. Индивид нуждается в системе ориентации, которая дала бы ему возможность отождествлять себя с каким - то признанным образцом. Идентификация у Фромма выражает стремление «Я» к возвышению через другого. Стремление человека понять себя - это идентифицировать себя.[15; 123]

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна оставаться собой.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция - защитная - стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

Психологический механизм самосознания имеет интегративную природу.

В каждый акт самосознания вовлекаются не только отдельные психические процессы в различных их комбинациях, но также и вся личность в целом - система ее психологических свойс...

Другие файлы:

Рефлексивность как профессионально значимое личностное качество учителя-логопеда
Актуальность. Проблема педагогической деятельности и её продуктивности является одной из актуальных для педагогической психологии. Учитель-логопед явл...

Теоретические вопросы подготовки профессионального воспитания будущего учителя
Проблемы становления и развития личностных и профессиональных качеств учителя. Сущность понятия профессионального самовоспитания учителя. Развитие лич...

Инновационная деятельность учителя. Критерии сформированности психолого-педагогической компетентности
Критерии оптимального учебного процесса (по Ю.К. Бабанскому). Уровни педагогического творчества по В.С. Лазареву. Уровни сформированности инновационно...

Динамика профессионального самосознания личности студентов-психологов ВУЗа
Экспериментальное исследование и подтверждение гипотезы о том, что становление профессионального самосознания студентов-психологов в образовательном п...

Профессиональное самосознание педагога
Методологические и теоретические основы исследования профессионального самосознания учителя, психологические исследования проблемы в отечественной и з...