Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Изучение возможностей социально-психологического тренинга в развитии эмпатии у воспитателей дошкольного учреждения

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Особенности проявления эмпатии у взрослых. Понятие социально-психологического тренинга. Социально-психологический тренинг развития эмпатии и его возможности. Диагностика эмпатии у воспитателей дошкольных учреждений. Проведение контрольного эксперимента.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретический анализ проблемы возможностей социально-психологического тренинга в развитии эмпатии у воспитателей дошкольного учреждения
  • 1.1 Особенности эмпатии у взрослых
  • 1.2 Понятие социально-психологического тренинга
  • 1.3 Тренинг развития эмпатии и его возможности
  • Выводы
  • Глава 2. Исследование возможностей социального психологического тренинга в развитии эмпатии у воспитателей дошкольного учреждения
  • 2.1 Диагностика эмпатии у воспитателей ДОУ
  • 2.2 Тренинг эмпатии
  • 2.3 Контрольный эксперимент
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Введение

Современные процессы демократизации общества, социально-экономические изменения, возрастающий интерес к проблемам человека в последние десятилетия повлекли за собой изменения во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в дошкольном образовании.

Смена образовательной парадигмы ставит ряд нерешённых задач, среди которых особую значимость и актуальность приобретает проблема изучения эмпатии в отношениях педагога и воспитанников.

Известно, что гуманные отношения между людьми во многом определяются способностями сочувствовать, сопереживать и понимать внутренний мир другого человека. Эти отношения особенно необходимы в профессиональной деятельности педагога детского сада, в которой эмпатическое общение является одной из главных составляющих.

В психологию термин "эмпатия" ввёл в 1909 году американский психолог Э. Титченер [10, с.48]. Словом "эмпатия" он перевёл немецкое слово еinfuhlung - "вчувствование в.". Немецкий философ и психолог Т. Липпс в своей концепции эстетического воспитания термином "эмпатия" описывал процесс понимания произведений искусства, объектов природы, а позже - и человека [11, с.59].

В последние годы над осмыслением проблемы эмпатии больше остальных работал Хайнц Кохут [21, с.33]. Уже в первых работах Кохут утверждал, что психологические факты собираются только путём интроспекции или эмпатии (которая, по его мнению, является викарной формой интроспекции). Он также утверждал и обратное: факты, полученные методами эмпатии и интроспекции, являются психологическими, а все остальные - нет.

Таким образом, проблема развития эмпатии является одной из традиционных проблем психологии. Её исследованию были посвящены работы таких известных философов и психологов, как Т. Липпс, Т. Рибо, Г. Спенсер, Э. Титченер, З. Фрейд, Т.П. Гавриловой, И.М. Юсупова и многих других учёных. Среди современных психологических исследований выделяются работы, в которых исследуются эмпатическое общение, его зависимость от индивидуальных особенностей личности (А.А. Бодалёв, Н.Н. Обозов, Н.И. Серджвеладзе и др.), способность к эмоциональному сопереживанию в процессе межличностного взаимодействия (В.В. Бойко, Л.А. Сивитская и др.).

Исследования эмпатии в психологии проходили по разным направлениям, выдвигались разные гипотезы, трактовка экспериментальных данных была неоднозначна, т.к. представители разных психологических школ не могли прийти к единой точке зрения по поводу структурных составляющих и функциональных механизмов эмпатии. Однако в психологической литературе очень мало исследований, посвящённых исследованию развития эмпатии у педагогов, в том числе дошкольных образовательных учреждений. Поэтому особую остроту в свете сказанного приобретает психологическое сопровождение воспитателей ДОУ. Одной из важнейших задач психолого-педагогического воздействия является разработка и внедрение эффективных методов, оказывающих значимое конструктивное влияние на формирование и развитие эмпатии у воспитателей дошкольных учреждений. Таким образом, тема нашей работы является чрезвычайно своевременной и актуальной.

Перечень изложенных выше проблем позволил определить тему курсовой работы: "Возможности социально-психологического тренинга в развитии эмпатии у воспитателей дошкольного учреждения".

Объект исследования: социально-психологический тренинг.

Предмет исследования: социально-психологический тренинг как метод развития эмпатии у воспитателей ДОУ.

Цель исследования: теоретическое исследование и эмпирическое изучение эффективности социально-психологического тренинга как метода развития эмпатии у воспитателей дошкольного учреждения.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социально-психологический тренинг является эффективным методом развития эмпатии у воспитателей дошкольного учреждения при соблюдении следующих условий:

- работа с группой должна начинаться с глубокого психологического исследования, направленного на диагностику эмпатии;

- программа развития должна учитывать и затрагивать все компоненты эмпатии - когнитивный, эмоциональный и поведенческий;

- у участников тренинга необходимо сформировать высокий уровень мотивации к активному всестороннему участию в программе.

В соответствии с целью и для проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить особенности эмпатии по данным литературы.

2. Охарактеризовать социально-психологический тренинг как метод практической психологии.

3. Рассмотреть особенности тренинга эмпатии и его возможности.

4. Разработать и провести социально-психологический тренинг, направленный на развитие эмпатии у воспитателей дошкольного учреждения.

5. Проанализировать полученные результаты и выявить эффективность социально-психологического тренинга как метода развития эмпатии у воспитателей дошкольного учреждения.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической, научной, научно-методической и специальной литературы по рассматриваемой проблеме;

- социально-психологический тренинг;

- психодиагностическая методика: Диагностика эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну.

социальный психологический тренинг эмпатия

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования расширяют представления об эмпатии; а также могут быть использованы в разработке технологии формирования эмпатии как профессионально важного качества у воспитателей ДОУ.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы возможностей социально-психологического тренинга в развитии эмпатии у воспитателей дошкольного учреждения

1.1 Особенности эмпатии у взрослых

Традиционно в искусстве, литературе и повседневной жизни гуманизация отношений между людьми связывается с сочувствием, состраданием, умением понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями. В психологии эти важнейшие способности обобщаются понятием "эмпатия".

Понятие "эмпатия" как психологический феномен заимствован научной психологией из философии начала XX века, где ему был тождественен смысловой эквивалент "симпатия".

В этических системах А. Смита, Г. Спенсера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, симпатия понимается как свойство человеческой души и рассматривается в качестве регулятора взаимоотношений между людьми в обществе, основы совести, альтруизма, справедливости [18, с.45].

Наиболее полно и последовательно теория симпатии была разработана немецким философом и социологом, одним из основоположников философской антропологии, М. Шелером. Он определял симпатию как подлинную форму отношений между людьми и разработал классификацию форм симпатии от низших к высшим [цит. по: 8, с.229]. Среди высших форм представляют интерес те, которые в дальнейшем описывались в различных психологических исследованиях. Это такие как "сопереживание" - состояние слияния с объектом симпатии, идентификация с его переживанием; "сочувствие" - участие в переживании другого человека при сохранении независимых чувств субъекта, его целостности, это - более высокое, рациональное состояние, истинная симпатия, в результате которой происходит истинная реализация человечности [6, с.147]. Немецкий психолог Т. Липпс разграничил понятия симпатия и эмпатия. В концепции эстетического воспитания, он трактовал эмпатию как восприятие эстетического объекта - это одновременно акт наслаждения и познания. Эмпатия, с точки зрения Т. Липпса, есть способ познания объекта - эстетического наслаждения, вчувствования в объект через проекцию своих чувств и идентификацию с ним [11, с.45].

Э. Титченер эмпатию относил к категории сложных чувств, в которых значимую роль играют состояния удовольствия и неудовольствия [7, с.148].

В русле гуманистической психологии К.Р. Роджерс определил эмпатию как способность понимать и проникать в мир другого человека, а также передать ему это понимание [15, с.79].

В сфере образования К. Роджерсом и его последователями проведены масштабные (600 учителей, 10000 учеников) исследования, показывающие роль эмпатии в обучении и воспитании. Так, у учеников учителей-фасилитаторов, демонстрирующих более высокий уровень эмпатии, по сравнению с детьми, обучающимися у "т...

Другие файлы:

Социально-психологическая поддержка учащихся в образовательном пространстве
Изучение задач, которые в современной образовательной системе выполняет социально-психологическая поддержка учащихся. Изучение специфики психологическ...

Оптимизация агрессивности работников охранного предприятия посредством социально-психологического тренинга
Проблемы развития агрессии в научных психологических исследованиях, ее диагностики и коррекции в практике. Разработка социально-психологического трени...

Теория психологического тренинга
В монографии предложено новое теоретическое обоснование психологического тренинга с позиций культурно-исторического подхода. Тренинг рассматривается к...

Изучение социально-психологического климата в детском саду
Общая характеристика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 9 "Семицветик". Кадровый состав организации. Осн...

Танцевально-экспрессивный тренинг
Изложение авторской концепции танцевально-экспрессивного тренинга, созданного на основе социально-психологического подхода к танцу; оригинальной прогр...