Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Изучение агрессии у подростков

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Понятие агрессии в отечественной и зарубежной психологии. Биологические предпосылки агрессивного поведения, агрессия как реакция на фрустрацию. Причины и проявления подростковой агрессии, эмпирическое изучение ее влияния на ценностные ориентации.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

60

59

  • Содержание
  • подростковая агрессия психология
  • Введение
  • Глава I. Понятие агрессии в отечественной и зарубежной психологии
    • 1.1 Понятие агрессии
    • 1.2 Биологические предпосылки агрессивного поведения
    • 1.3 Агрессия как реакция на фрустрацию
    • 1.4 Социально-психологические аспекты возникновения агрессии
  • Глава II. Особенности подростковой агрессии
    • 2.1 Специфика причин и проявлений подростковой агрессивности
    • 2.2 Аутоагрессивное поведение подростков
  • Глава III Эмпирическое изучение влияния агрессии на ценностные ориентации подростков
    • 3.1 Изучение агрессии у подростков
    • 3.2 Изучение личностной направленности подростков
    • 3.3 Изучение ценностных ориентаций подростков
    • 3.4 Изучение особенностей личности подростков
  • Заключение
  • Литература

Введение

В последнее время в нашей стране наблюдается значительный рост преступности и в первую очередь - подростковой преступности. Конечно, можно сослаться на такие факторы как ухудшение социально-экономической ситуации в стране, рост безработицы и т.д. Однако, значительное «помолодение» преступности наблюдается и во многих станах запада, где социально-экономические условия гораздо лучше. Причем рост преступности - это только самая крайняя, видимая часть проявлений подростковой агрессии. Насилие, как это ни прискорбно признавать, является неотъемлемым атрибутом современных учебных заведений, насильственное поведение является санкционированным и одобряемым во многих молодежных субкультурах. Все это не может не вызывать тревоги у специалистов.

Именно поэтому феномену подростковой агрессии уделяется достаточно большое место на страницах работ отечественных и зарубежных авторов: А.Бандуры, Л. Берковица, Р. Бэрона, П. Генри, К. Лоренца, В.А. Никитина, Л.А. Обуховой, Е.В. Руденского, Л.М. Семенюка, И.А. Фурманова. Однако, этот феномен до сих пор не получил полного объяснения. Несмотря на то, что выявлено множество факторов, влияющих на возникновение агрессивного поведения: от биологических до социально-психологических, причины приведшие к каждому конкретному случаю всегда оказываются сугубо индивидуальными. Именно в этом состоит сложность профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков.

Но если причины агрессивного поведения исследованы достаточно подробно, то его психологические последствия для личности самого подростка пока что освещены в недостаточной степени. Между тем очевидно, что личность, постоянно осуществляющая агрессивное поведение в той или иной его формах, будет подвержена деформации. Здесь очень сложно отделить причины от следствий и утверждать, что те или иные характеристики личности являются причинами агрессии, а другие - ее следствием.

Проблема подростковой агрессии усугубляется еще и тем, что подростковый возраст сам по себе является кризисным. В этом возрасте происходит окончательное становление человека как личности (если происходит), проходит процесс полового созревания. Все эти факторы определяют типологические черты данного возраста, предрасполагающие к проявлениям агрессии - негативизм, отрицание авторитетов, стремление к автономности от родителей и общества, чувствительность к фрустрирующим воздействиям.

Следует отметить, что подростковый возраст является тем возрастом, когда для личности становится особенно значимым ценностное измерение реальности. Становление ценностной сферы в этом возрасте проходит особенно активно. Подросток приобщается к тем ценностям, которые доминируют в его окружении. Однако, этот процесс не является пассивным усвоением, роль активности личности здесь чрезвычайно велика. Тогда становится правомерным предположение о том, что подросток, осуществляющий агрессивное поведение в результате будет усваивать соответствующие ценности. В чем будет специфика ценностных ориентаций таких подростков? Этот вопрос представляется весьма актуальным, так как с этими ценностями подростки вступают во взрослую жизнь, и какова будет эта жизнь - во многом зависит от ценностей личности.

Таким образом можно сформулировать цель данной работы: выявить специфику ценностной сферы подростков, характеризующихся высоки уровнем агрессии и агрессивным поведением.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить понятие агрессии в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.

2. Дать характеристику существующих подходов к возникновению агрессивного поведения.

3. Проанализировать специфику проявлений агрессии в подростковом возрасте.

4. Подобрать методы и методики по изучению агрессии и ценностных ориентаций.

5. Провести сравнительный анализ ценностной сферы агрессивных подростков и их неагрессивных сверстников.

Объект исследования: ценностная сфера личности, и агрессия в подростковом возрасте.

Предмет исследования: различия в ценностной сфере агрессивных подростков и их сверстников, не проявляющих признаков повышенной агрессивности.

Методы исследования:

1. Анализ литературных источников.

2. Психодиагностические методики: опросник агрессии Баса-Дарки, методика изучения личностной направленности, методика «Ценностные ориентации» Рокича, Самоактуализационный тест (САТ).

В качестве испытуемых выступили 20 человек - подростки в возрасте 13-14 лет. Учащиеся средней школы. Из них 13 человек - мальчики и 7 - девочки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные в ходе работы особенности ценностных ориентаций агрессивных подростков могут быть использованы школьными психологами в целях коррекции агрессивного поведения.

Глава I. Понятие агрессии в отечественной и зарубежной психологии

1.1 Понятие агрессии

Первый шаг, который нужно сделать, чтобы понять сущность агрессии, состоит в том, чтобы найти ясную и точную формулировку этого термина. Многие работы, ориентированные на исследование работы, определяют агрессию как любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб. Данное определение не является общепринятым, и сегодня термин «агрессия» имеет много различных значений как в научных трудах, так и в обыденной речи. В результате мы не всегда можем быть уверены в том, что же имеется в виду, когда индивид характеризуется как «агрессивный» или действие определяется как «насильственное». В словаре под редакцией А.В. Петровского говорится, что слово «агрессия» обозначает насильственное нарушение прав другого лица и оскорбительные действия или обращение с другими людьми, равно как и дерзкое, ассертивное поведение. В этом определении представлены весьма разнообразные действия, но все они обозначаются словом «агрессия».

Иногда понятие агрессии использовалось в крайне широком значении. Так, например, многие психоаналитики (А. Адлер, К. Хорни, А. Фрейд) постулируют наличие общего агрессивного драйва, который обусловливает широкий спектр поведенческих актов, многие из которых не являются по своей природе явно агрессивными[6]. Как агрессия рассматривается не только немотивированное нападение на другого человека, но и стремление к независимости или энергичное отстаивание собственного мнения. Столь широкое понимание значения термина может создавать серьезные проблемы. Наряду с сомнительным допущением относительно существования общего драйва, который может проявляться через самые разнообразные действия, данная концепция испытывает существенное влияние слов из обиходного языка.

Эта концепция агрессии как «драйва» настолько широка, что включает в себя вообще все, что обозначается в нашей культуре словом «агрессия». Поскольку ассертивность часто называется словом «агрессия», понятие агрессии по такой логике должно включать и ассертивность вместе со всеми другими формами энергичного и решительного поведения. Более того, утверждается, что у всех этих разнообразных действий одна и та же мотивация.

Другой крайностью являются узкоспециальные определения агрессии, игнорирующие какие бы то ни было мотивационные предпосылки. Арнольд Басс предложил наиболее, быть может, известную из таких безмотивационных концепций[8]. В то время, когда А. Басс писал свою книгу (содержащую первый обзор психологических исследований агрессии), он находился под влиянием предубеждений, которые бихевиористы питают против так называемых «менталистских» концепций. Поэтому А. Басс попытался определить агрессию дескриптивным способом, не используя субъективные идеи, такие, как «намерение». А. Басс указывал, что намерения было бы трудно оценить объективно. Ведь, нападая на кого-либо, агрессоры нередко представляют свои цели ложным образом, и даже если они хотели бы оставаться верными истине, то могут оказаться не в состоянии определить, к чему же они стремились на самом деле. С этой точки зрения агрессия лучше всего определяется просто как «причинение вреда другому человеку».

Подобное определение сразу же порождает очевидную проблему: невозможно отрицать, что «причинение вреда другому человеку» совсем неравнозначно умышленной попытке причинить кому то вред.

Другой способ дать определение агрессии, игнорируя понятие намерения, состоит в том, чтобы описывать агрессивное поведение как наруше...

Другие файлы:

Анализ причин возникновения детской и подростковой агрессии
Понятие, виды и психологические теории агрессии. Особенности и причины агрессии у детей и подростков. Проблема социализации агрессии. Характерологичес...

Выявление зависимости уровня агрессии у подростков от микроклимата в семье
Проблема агрессии в мировой психологии. Подростковый возраст как один из наиболее сложных периодов развития человека. Формирование характера и других...

Анализ влияния агрессивного поведения в СМИ на уровень агрессивности несовершеннолетних
Понятие агрессии и агрессивности. Причины агрессии, ее виды и механизмы действия. Понятие о средствах массовой информации и влияние их на психическое...

Изучение подростковой агрессии
Физиологические особенности подростков и их агрессивность, виды проявления данного негативного психического состояния. Характеристика детско-родительс...

Феномен человеческой агрессии. Биологические и социальные факторы агрессивного поведения
Сущность человеческой агрессии с точки зрения философии, психологии, биологии, религии. Факторы, способствующие агрессии. Психологические особенности...