Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Зрительное восприятие, его особенности и функции

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Характеристика свойств и функций зрительного восприятия – совокупности процессов зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. Психологические особенности использования мультимедиа в учебном процессе.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

1. Введение

2. Восприятие

2.1 Понятие восприятия

2.2 Свойства восприятия

2.3 Виды восприятия

3. Зрительное восприятие

3.1 Понятие зрительного восприятия

3.2 Свойства зрительного восприятия

3.3 Функции зрительного восприятия

3.4 Особенности зрительного восприятия текста

4. Психологические особенности использования мультимедиа в учебном процессе

5. Вывод

6. Список использованной литературы

1. Введение

Зрительное восприятие как раньше, так и в современном мире вызывает огромный интерес. Если сопоставить количество исследований, а значит и число усилий, сделанных в отношении осязательного восприятия, и число исследований зрительного восприятия, то последнее гораздо существеннее, нежели первое. Следовательно, данная тема является актуальной.

Цель написания работы заключается в раскрытии сущности процесса зрительного восприятия, его свойств, функций, а также психологических особенностей мультимедиа, которые воздействуют на зрительные рецепторы.

Материалом для написания реферата послужили книги следующих авторов: Л. Д. Столяренко, К.К. Платонов и Р. Л. Грегори.

2. Восприятие

2.1 Понятие восприятия

Восприятие - простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа, связанная с понятием его целостности [Платонов 1984, 24]. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

Как замечает Столяренко Л. Д., существует четыре операции или четыре уровня перцептивного действия. Исходной фазой развития любого сенсорного процесса является обнаружение. Следующая операция восприятия - различение, или собственно восприятие. Её конечный результат - формирование перцептивного образа эталона. Когда перцептивный образ сформирован, возможно, осуществление опознавательного действия (идентификация и опознание). Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определённому классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти [Столяренко 2008, 139].

Важнейшей особенностью отбора информации является то, что он носит селективный характер. Используя доступные ему каналы получения информации, человек воспринимает зрительную, звуковую, осязательную информацию и запах. Однако он воспринимает не всю поступающую к нему информацию. Он слышит или видит не все звуки и не все световые сигналы, а только те, которые имеют для него специальное значение. При этом на отбор информации влияние оказывают не только физические возможности органов чувств воспринимать информацию, но и такие составляющие личности человека, как отношение к происходящему, предыдущий опыт, его ценности, настроение и т.п., т.е. информация как бы проходит через психологический фильтр. Отбор позволяет человеку отбросить неважную или ненужную информацию.

Таким образом, следует отметить, что восприятие является весьма сложным процессом, формирующим уникальную картину мира, которая может значительно отличаться от реальности.

2.2 Свойства восприятия

Л.Д. Столяренко выделяет следующие свойства восприятия, отличающие его от ощущений:

1. Целостность, т.е. восприятие, есть всегда целостный образ предмета.

2. Константность - благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.

3. Структурность - восприятие не является простой суммой ощущений. Человек воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщённую структуру.

4. Осмысленность - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

5. Избирательность - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими [Столяренко 2008, 141].

2.3 Виды восприятия

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое и обонятельное восприятия.

3. Зрительное восприятие

3.1 Понятие зрительного восприятия

Зрительное восприятие - совокупность процессов зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы.

3рительный анализатор представляет собой сложную систему физиологических механизмов. Как замечает Р. Л. Грегори, на сетчатке возникают маленькие искажённые перевёрнутые образы, которые человек видит как отдельные объекты в окружающем пространстве [Грегори 1970, 11].

Известно, что глаза человека никогда не остаются неподвижными. Непрестанное движение является необходимым условием построения адекватного образа.

Зрительное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта. В первую очередь воспринимается отношение предметов и пространства. Далее осваиваются отношения между предметами, затем между деталями предметов. И создается четкое представление о целом. Это и является особенностью зрительного восприятия.

По словам Грегори, зрительное восприятие вовлекает многочисленные источники информации помимо тех, которые воспринимаются глазом, когда человек смотрит на объект. В процесс восприятия, как правило, включаются и знания об объекте, полученные из прошлого опыта не только с помощью зрения, но и с помощью других ощущений [Грегори 1970, 14].

3.2 Свойства зрительного восприятия

На основе отличий зрительного восприятия от осязательного можно выделить свойства первого. Прежде всего, зрение есть восприятие дистантное, то есть не требующее прямого контакта с воспринимаемыми объектами. Оно происходит на расстоянии. Также зрительному восприятию присуща удивительная свобода, то есть орган этого восприятия, глаз, движется свободно по поверхности объекта. Это движение не ограничено границами объекта, как это можно заметить в осязательном восприятии, где, например, рука наталкивается на границу какого-либо предмета. И, наконец, невозможно тактильное восприятие, ограниченное только работой непосредственно кожных, поверхностных рецепторов. Нужно отметить, что глаз в зрительном восприятии представляет собой орган с высоким сосредоточением чувствительных элементов, рецепторов. И поэтому здесь в игру вступают менее поверхностно расположенные рецепторы.

3.3 Функции зрительного восприятия

зрительный восприятие учебный сенсорный

У человека и других высших млекопитающих зрительное восприятие занимает ведущее место в системе перцептивных процессов. Как и любое другое восприятие, оно имеет ряд важных функций.

Зрение даёт начало целому ряду качественно различных процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, динамических и фигуративных характеристик, находящихся в зрительном поле объектов.

Наиболее элементарным из них является восприятие яркости и цвета. Данное восприятие сводится к оценке светлоты (видимой яркости), цветового тона (собственно цвета) и насыщенности (показателя, пропорционального степени отличия цвета от серого равной светлоты) отражённого поверхностью света.

Зрительное восприятие пространства связано с процессами переработки пространственной информации в таких сенсорных системах, как слуховая, вестибулярная, кожно-мышечная. В нём выделяются две группы перцептивных операций. Первая группа обеспечивает оценку удалённости объектов. Важнейшей операцией этой группы является оценка удалённости на основе бинокулярного параллакса (признак глубины, связанный с различием проекций трёхмерной ситуации на сетчатку левого и правого глаза) и монокулярного параллакса движения (признак, связывающий удалённость объекта с угловой скоростью его смещения при определённых движениях наблюдателя). Вторая группа операций обеспечивает оценку направления, в котором расположен тот или иной предмет. Характерно, что при этом предметное окружение играет роль неподвижной системы отсчёта. Благодаря этому локализация объектов остаётся примерно неизменной во время движений наблюдателя.

На основе данных о пространственном положении объектов строится восприятие движения. Любая деятельность содержит в себе движение в пространстве, а любое движение происходит во времени. Эти измерения взаимосвязаны, и то, как они воспринимаются, зависит и от наших сенсорных способностей, и от точек отсчета, которые мы устанавливаем при их оценке....

Другие файлы:

Особенности работы с леворукими детьми
Особенности мышления левшей и правшей. Психология и мышление леворуких детей. Особенности работы при обучении грамоте таких детей. О переучивании и эм...

Веселые клеточки. Забавы в картинках.
Описание:Перед вами занимательная игра для детей дошкольного возраста, которая поможет малышам развить зрительное восприятие, внимание, память, логиче...

Возможности цвета в зрительном восприятии рекламы
Роль и значение цвета в рекламе, психологические особенности ее визуального восприятия, гармоничность сочетания. Определение приоритетных цветовых соч...

Умные картинки. Развиваем восприятие и внимание
Перед вами тетрадь для занятий с малышами 5—6 лет, занимаясь по которой малыши смогут развить произвольное внимание, зрительное восприятие, мышление и...

Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей
Специальная методика обучения письму детей 6-7 лет. Методика учитывает особенности ребят, у которых недостаточно сформирована моторика, зрительное и з...