Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Жизненное самоопределение личности человека в юношеском возрасте

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психологическое содержание самоопределения в трудах отечественных и зарубежных ученых, определение его критериев и становления. Психологическая характеристика юношеского возраста. Жизненное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Жизненное самоопределение человека: сравнительная характеристика

1.1 Понятие самоопределения в отечественной психологии

1.2 Психологическое содержание самоопределения в трудах зарубежных ученых

Глава 2. Специфика жизненного самоопределения в юношеском возрасте

2.1 Психологическая характеристика юношеского возраста

2.2 Жизненное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность. Внутренний мир личности издавна привлекал внимание философов, ученых и художников. Способность к самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самопознании осознает себя как субъекта общения, действий. И при этом становится в непосредственное отношение к самому себе.

В юном возрасте происходит формирование относительно устойчивого представления о себе. В этот период у человека возникает особое целостное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение». Именно в юношеском возрасте перед человеком встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Все чаще возникают такие серьезные вопросы как поиск своего места в жизни, поиск своего дела в соответствии с возможностями и способностями, поиск смысла жизни.

Психологи, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе онтогенеза, отмечают, что в этот период происходит резкая смена внутренней позиции, заключающаяся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов юношей. Человек стремится занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Самоопределение рассматривается как одно из ведущих новообразований юношеского возраста, насколько именно в самоопределении заключается то самое сущностное, что появляется в обстоятельствах жизни юношей, в требованиях к каждому из них.

Проблемой самоопределения занимались многие отечественные и зарубежные психологи, такие как С.Л.Рубинштейн, А.В.Мудрик, Л.И.Божович, К.Роджерс, Э.Эриксон, Б.В.Зейгарник, Б.С.Братусь, А.К.Маркова, А.В.Петровский, С.П.Крягжде, Ф.Р.Филиппов, И.В.Дубровина Дж.Марше, В.Франкл, Дж.Келли, Э.Берн, Э.Фромм, А.Маслоу и др. Несмотря на столь многочисленные взгляды и подходы к данной проблеме и ее проработанность, она остается актуальной и на сегодняшний день, ставя перед человечеством все новые и новые вопросы.

Объект - жизненное самоопределение в развитии личности.

Предмет - процесс жизненного самоопределения в юношеском возрасте.

Цель - рассмотреть особенности жизненного самоопределения личности человека в юношеском возрасте.

Задачи исследования:

1. Проанализировать подходы к понятию самоопределения в отечественной и зарубежной психологии.

2. Охарактеризовать возрастные особенности юношей.

3. Выявить особенности жизненного самоопределения в юношеском возрасте.

Гипотеза. Особенности жизненного самоопределения в юношеском возрасте определяются ценностями, которыми личность руководствуется в процессе жизнедеятельности.

Методологической основой данного исследования являются принцип детерминизма С.Л.Рубинштейна, коллективистский подход А.В.Петровского к определению личности, возрастной аспект проблемы самоопределения Л.И.Божович, теория личности Э.Эриксона, стадии развития идентичности Дж.Марше, трансакционная теория Э.Берна, теория самоактуализации А.Маслоу, феноменологическая концепция К.Роджерса.

Методы исследования:

Теоретические - анализ научной учебно-методической литературы, обобщение, выделение главного, выводы.

Эмпирические - «Личностная биография» О.И.Моткова, «Жизненное предназначение» О.И.Моткова и «Ценностные ориентации» М.Рокича.

Теоретическая значимость исследования - рассмотрены теоретические аспекты изучения проблемы самоопределения отечественных и зарубежных авторов, выявлены особенности жизненного самоопределения юношеского возраста.

Практическая значимость исследования - подобраны методики для выявления уровня конструктивности личности, уровня гармоничности внутриличностных факторов осуществления жизненного предназначения и изучения содержательной стороны направленности личности и основ ее отношений к окружающему миру. Представлен перечень рекомендаций для более успешного формирования самоопределения студентов.

База исследования: г. Волжский, МОУ ВИЭПП, факультет педагогики и психологии, группа студентов первого курса в количестве 10 человек, группа студентов второго курса - 10 человек.

Глава 1. Жизненное самоопределение человека: сравнительная характеристика

1.1 Понятие самоопределения в отечественной психологии

Термин «самоопределение» употребляется в литературе в самых различных значениях. Так говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном. При том даже под идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание. Для того чтобы прийти к достаточно четкому определению понятия необходимо с самого начала разграничить два подхода к самоопределению: социологический и психологический. Это тем более важно, что достаточно часто происходит смешение этих подходов и привнесение специфически социологического подхода в психологическое исследование (и психологическое теоретизирование), что приводит к утрате собственно психологического содержания.

С точки зрения социологического подхода к самоопределению, оно относится к поколению в целом; характеризует его вхождение в социальные структуры и сферы жизни. Не рассматривая здесь взаимосвязей и взаимоотношений социологии и психологии, методов исследования, укажем лишь, что по отношению к самоопределению, которое в социологии понимается как результат вхождения в некоторую социальную структуру и фиксация этого результата, психолога интересует в первую очередь процесс, т.е. психологические механизмы, которые обуславливают вообще какое бы то ни было вхождение индивида в социальные структуры. На основе этого критерия большинство имеющейся литературы по самоопределению относится к социологическому подходу; количество работ, в которых рассматриваются собственно психологические механизмы самоопределения, чрезвычайно ограничено.

Самоопределение - процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы [8]; является установлением человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе. Самоопределение - активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни. Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. [12]

Для понимания проблемы самоопределения личности важно учитывать одно существенное положение - самоопределение связанно с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни и ориентации на будущее. Ценность представляет собой один из механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. [34;37]

Ценности, будучи по своей природе социально-историческими, являются средством приобщения индивида к роду, тем самым позволяя преодолевать конечность человеческого существования. Ценности, в свою очередь, тесно связаны с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основой развития личности и его результатом. Как указывали Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь для личности «основная плоскость движения - нравственно-ценностная». [7;122]

Потребность в смысле жизни, считает К.Обуховский, образует тот «узел», который позволяет человеку, во-первых, интегрировать многочисленные требования, идущие из разных сфер его жизнедеятельности, строя жизнь не как последовательность разрозненных случайностей, а как целостный процесс, имеющий цели и преемственность, и, во-вторых, помогает человеку интегрировать все его способности, максимально их мобилизовать, следуя тем задачам, которые ставятся им в соответствии с выработанной Я-концепцией и концепцией жизни. [20]

Каждый человек в процессе жизнедеятельности неоднократно осуществляет поиск и нахождение своего места в самых разных жизненных сферах, в соответствии с которыми выделяются структурные элементы самоопределения -- различные его виды: социальное, семейное, личностное, профессиональное, религиозное, политическое и т. д.

А. К. Маркова характеризует их через определение и реализацию себя относительно выработанных в обществе и принятых самой личностью критериев: жизненное самоопределение -- относительно общечеловеческих критериев смысла жизни; личностное самоопределение -- относительно критерие...

Другие файлы:

Самоопределение в юношеском возрасте
Становление личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте: динамика показателей; ценностно-смысловые рефлексии. Дифференциальна...

Профессиональное и личностное самоопределение в юношеском возрасте
Стадии развития личности в юношеском возрасте. Типы и уровни профессионального самоопределения, его взаимосвязь с личностными особенностями школьников...

Особенности самоотношения сирот в юношеском возрасте
Психическое развитие человека. Формирование самоотношения в юношеском возрасте. Особенности социально-психологической ситуации формирования личности д...

Профессиональное самоопределение современной молодежи
Изучение процессов развития самоопределения личности в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте. Характеристика периода статусной и ролевой не...

Профессиональное самоопределение в подростковом возрасте
Психологические особенности старшеклассников. Специфика профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Характерологические особенности личнос...