Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Жаргон как средство самоактуализации осужденных

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Общая характеристика общения с социально-психологических позиций, особенности криминального общения. Жаргон как вербальное средство криминогенного общения. Виды невербальных средств общения в жаргоне: визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

1. Общая характеристика общения с социально-психологических позиций, особенности криминального общения

2. Жаргон как вербальное средство криминогенного общения

3. Подкрепление жаргона невербальными приемами криминогенного общения в целях самоактуализации осужденного

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Задачи психологии можно разделить на теоретические и практические. Теоретические задачи связаны с выявлением особенностей психологического познания, т.е. объективных связей, которыми они определяются. Психология ставит задачу изучения психики как качественно специфического свойства человека в единстве ее внутренних и внешних проявлений.

Основной теоретической задачей психологии является раскрытие специфических психологических закономерностей. В сферу психологического исследования входят также различные виды теоретической и практической деятельности, межличностные отношения, особенности общения между людьми.

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Существование и развитие социальных групп также тесно связано с общением. В широком смысле общение представляет собой совокупность совершенно различных связей между людьми. Определенные особенности общения в исправительных учреждениях между осужденными связаны с его криминологическим характером.

Данная работа ставит своей целью изучение жаргона как одной из составляющих криминогенного общения и как средства самоактуализации осужденного.

Задачи исследования:

- определение понятия общения в целом, и криминогенного, в частности;

- анализ функций криминогенного общения;

- исследование жаргона как вербального приема обмена информации у осужденных;

- анализ способов подкрепления жаргона невербальными приемами криминогенного общения в целях самоактуализации осужденного.

Проблема криминогенного общения затрагивалась в публикациях Ю.М. Антонина, А.И. Гурова, И.В. Каретникова, Ю.А. Алферова, А.Д. Сафронова, Г.А. Туманова, А.В. Усса, А.Н. Сухова, В.Ф. Пирожкова, Г.Ф. Хохрякова, И.В. Шмарова, Л.А. Милъянетова и др. Рассматриваемый феномен связан с особенностями тайного общения, уголовным жаргоном, блатной музыкой, условными звуковыми сигналами, аудиовизуальным тайным общением, особенностями тайного письменного общения, техническими средствами. В результате обобщения накопленного эмпирического материала был сделан вывод о том, что субкультура связана не просто с особенностями общения преступников, а с самостоятельным его видом, качественно отличающимся от всех других видов, - криминогенным Сухов А.Н. Криминогенное общение в среде осужденных Рязань, 1993..

Структурно данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Общая характеристика общения с социально-психологических позиций, особенности криминального общения

Прежде чем определить понятие криминогенного общения и роли в нем жаргона, обратимся к анализу общения как социально-психологической категории. Понятие общения, как и любое понятие социальной психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Общение привлекало также внимание социологов, педагогов и философов. На мой взгляд, наиболее объемно это понятие представила Л.П. Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. С. 16..

Данное понятие разработано на стыке философии, социологии и социальной психологии и носит наиболее общий характер. Оно нацелено на изучение любых взаимосвязей между различными общественными субъектами, к которым относятся люди, социальные группы, социальные слои, общества. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения другому. В типичной социальной ситуации общение определяет организацию совместной деятельности людей.

В более узком психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем (см. приложение). В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга См. также: Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. Учимся общаться с ребенком. М., 1993. С. 4.. Данное определение интересно тем, что выделяет основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания принято рассматривать как аспекты общения. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения (Г.М. Андреева). Наиболее полно общение может быть изучено в единстве всех трех аспектов, однако при анализе феномена имеет смысл рассматривать каждый аспект отдельно. В следующих главах эти аспекты будут представлены более подробно. Иногда коммуникация, перцепция и интеракция изучаются в качестве основных функций общения.

Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Вот далеко не полный перечень функций общения, которые определены по различным критериям: эмоциональная, информационная, социализирующая, связующая, самопознания Мудрих А.В. Общение школьников. М., 1987. С. 56.; установления общности, инструментальная, осознания, самоопределения Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. Ы., 1987. С. 19.; сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения (А.А. Брудный); контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния (Л.А. Карпенко) и др. Если же рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность трех групп функций:

1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (аффективность).

2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами. Кроме того, они отвечают деятельной природе человека, социальных групп и обществ.

Социально-психологические причины криминогенного общения связаны с проявлением психофизиологической адаптации к условиям ИУ (зависит от вида режима) и с существующей в исправительных учреждениях субкультурой («другой жизнью»), тюремными традициями и обычаями. Результаты проведенных А.Н. Суховым исследований криминогенного общения позволили выделить разновидности деформации общения осужденных:

- изоляционную, возникающую в связи с фрустрацией, режимными ограничениями, проявляющуюся в стрессогенности общения, агрессивности и криминогенности;

- нравственную, являющуюся следствием негативных стереотипов восприятия, из-за чего взаимодействие между осужденными приобретает характер отчуждения;

- криминальную, образующуюся вследствие преступной деятельности лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, обмена преступным опытом.

Деформация общения в среде осужденных затрагивает изменение всех его компонентов: информационного, перцептивного, интеракционного. Критериальные признаки криминогенного общения осужденных следующие: антиобщественная направленность недозволенных связей и содержания сообщений; сфера действий; стрессогенность; повышенная конфликтность; жесткий нормативно-ролевой характер; организующая роль в приготовлении групповых преступлений; специфика приемов изучения членов групп и каналов связи, конспиративность; использование условных речевых и неречевых средств связи; эмоциональность (экспрессия психологического воздействия) и др.

Криминогенное общение осужденных выполняет ряд специфических функций.

Коммуникативно-атрибутивная функция обусловлена криминальной деформацией общения осужденных. В процессе криминального общения происходит обмен скрываемой информацией, устанавливаются недозволенные связи. Для пригот...

Другие файлы:

Манипуляция как средство самоактуализации
Формирование феномена самоактуализации и способы ее достижения через манипуляции. Использование эффекта ложного подозрения. Иерархия потребностей по М...

Особенности социально–психологической адаптации и самоактуализации студентов, живущих в родительской семье и вне ее
Научная и практическая актуальность проблемы адаптации и самоактуализации. Механизмы и закономерности адаптации и самоактуализации человека в разнообр...

Представление К. Роджерса о самоактуализации
Определение понятия самоактуализации как перехода из состояния возможности в состояние действительности в концепции К. Роджерса. Способы и тенденции п...

Акцентуации характера осужденных
Психолого-педагогическое влияние на осужденных. Формирование цельного высоконравственного характера у осужденных. Классификация акцентуаций характера...

Труд осужденных
Организация труда осужденных к лишению свободы. Важные стимулирующие факторы, оказывающие воспитательное воздействие на осужденных. Охрана труда, обяз...