Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Динамика развития самооценки у умственно отсталых детей разного возраста

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Самооценка: определение, основные подходы, составляющие. Роль самооценки в структуре нормального и аномального развития ребенка. Развитие мотивов поведения в дошкольном возрасте. Результаты исследования особенностей самооценки умственно отсталых детей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Саратовский государственный университет имени Н. Г.Чернышевского

Курсовая работа

Динамика развития самооценки у умственно отсталых детей разного возраста

Саратов, 2013

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что самооценка является важным регулятором поведения человека. От самооценки во многом зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам как в учебном процессе, так и в других сферах взаимодействия с окружающими. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшую социализацию его личности.

Изучение динамики самооценки у умственно отсталых детей разного возраста является значимым и актуальным для дальнейшего совершенствования педагогического процесса в современной школьной практике.

В отечественной и зарубежной психологии обсуждаются такие вопросы как онтогенез самооценки, её структура, функции, возможности и закономерности формирования. Проблемы самосознания и самооценки у умственно отсталых детей разного возраста рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных учёных (Ананьева Б.Г., Анисимовой О.М., Божович Л.И., Демидова Д.Н. , Визгиной А.В., Захаровой А.В. , Кона И.С, Леонтьева А.Н., Лисиной A.M., Спиркина А.Г., Столина В.В., Рыбалко Е.Ф. и др.; в зарубежных - Бернса Р., Джеймса У., Кули Ч., Мида Дж., Куперсмита У. , Эриксона Э. и др.).

Сложность изучения проблемы самооценки определяется тем, что она органично включает в себя два взаимосвязанных аспекта: процессуальный и структурно - итоговый. Значимость данной проблемы, её недостаточная разработанность, потребность практических психологов в новых экспериментальных данных обусловили выбор темы настоящего исследования курсовой работы.

Объект исследования: - процесс формирование самооценки у умственно отсталых детей разного возраста.

Предмет исследования: особенности динамики самооценки у умственно отсталых детей по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

Гипотеза исследования. Формирование самооценки у умственно отсталых детей разного возраста имеет существенное отличие по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

Цель исследования: Выявить половозрастные уровневые и структурные особенности самооценки и изменения в её развитии на протяжении различных периодов у умственно отсталых детей разного возраста по сравнению с нормой. умственно отсталый самооценка ребенок

Поставленная цель предполагает решение ряда задач:

Определить самооценку: дать определение, рассмотреть основные подходы, и ее составляющие;

Раскрыть роль самооценки в структуре нормального и аномального развития ребенка;

Изучить факторы формирования самооценки;

Провести эмпирическое исследование возрастных особенностей самооценки у умственно отсталых школьников по сравнению с нормально развивающимися сверстниками;

Описать и проанализировать полученные результаты;

Сделать выводы и рекомендации по результатам исследования.

Экспериментальной базой являлся ГКС (К) ОУ Саратовской области "С (К) ОШИ VIII вида р.п. Базарный Карабулак"

В исследовании принимали участие три возрастные группы:

- дети 7-10 лет - младшая группа;

-дети 12-14 лет - средняя группа;

-дети 15-17 лет - старшая группа.

Общее количество человек, принявших участи в экспериментальной части исследования - 67.

Структура исследования состоит из введения, двух глав основной части, последовательно раскрывающих сущность темы исследования, заключения, библиографического списка и приложений.

В 1-й главе раскрыты теоретические основы особенностей самооценки у умственно отсталых детей разного возраста.

Во 2-й главе дано обоснование использования методов исследования, определены задачи практического исследования.

В заключении сформулированы результаты исследования и подтверждена гипотеза.

Глава I. Теоретическое исследование вопроса формирования самооценки при нормальном и аномальном вариантах развития

1.1 Самооценка: определение, основные подходы, составляющие

Самооценку принято рассматривать как личностное образование и ему отводится центральная роль в общем контексте формирования личности - ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости. Констатируется, что принятые личностью ценности составляют ядро самооценки, определяющее специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и совершенствования личности.

Значительная роль отводится самооценке и в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самосознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, отражающие специфику понимания ею самой себя.

Итак, в исследованиях решаются проблемы, с одной стороны, связи личности и самооценки, с другой - самосознания и самооценки. Эти разные подходы к раскрытию сущности самооценки отнюдь не противоречат друг другу, а лишь вскрывают ее сложность и многозначность как психологического феномена, ее включенность в развитие и функционирование различных психических проявлений личности.

Сложность изучения проблемы самооценки определяется также тем, что она органично включает в себя два взаимосвязанных аспекта: процессуальный и структурно-итоговый. Изучение специфики репрезентации в самооценке этих аспектов сопряжено с разными задачами исследования: с задачей раскрытия путей, условий и способов ее порождения, развития и функционирования и с задачей выявления ее показателей как личностного образования, интегрирующего в определенные системы знания человека о себе и его отношение к себе.

Сущность самооценки находит свое отражение в тех определениях, которые ей даются в психологической литературе: в них либо актуализируются ее операциональные характеристики, фиксируются способы, с помощью которых человек оценивает себя, либо выделяются показатели ее как личностного образования.

Проявления самооценки как личностного образования изучены более широко, в то время как ее процессуальные характеристики раскрыты далеко недостаточно. Вместе с тем подход к самооценке как к сложноструктурированному системному образованию необходимо связан с реализацией комплексного исследования - изучения присущей человеку специфики самооценивания в единстве с его итогами и условиями, обеспечивающими ее оптимальное формирование.

Обращаясь к мнению видных ученых можно констатировать, что они считают, что самооценка - это ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я - концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка развитого индивида образует сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности[15, C.120].

В исследованиях А. Зака самооценка представляется в качестве средства анализа и осознания субъектом собственных способов решения задач, на которых строится внутренний план действий, обобщённая схема деятельности личности [9, C.106-108].

Т. Шибутани говорит о самооценке так: «Если личность - это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка» [22, C.46].

Б. Г. Ананьев высказал мнение, что самооценка является наиболее сложным и многогранным компонентом самосознания, являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности[1, C.111-115].

Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения, наряду с самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п.[18, C.124]. Так Малкина-Пых И.Г. говорит о самоуважении, определяя его как итоговое измерение «Я», выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя[14, C.520].

А. Н. Леонтьев предлагает осмыслить самооценку через категорию «чувство» как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее «выраженный предметный характер, который является результатом специфическо...

Другие файлы:

Динамика развития самооценки у умственно отсталых детей разного возраста
Изучение возрастных особенностей самооценки у умственно отсталых школьников по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Роль самооценки в ст...

Формирование ролевой игры у умственно отсталых детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Понятие ролевой игры, ее функции и структура в учебном процессе. Характеристика умственно отсталых детей. Экспериментальное исследование формирования...

Процесс формирования ролевой игры у умственно отсталых детей дошкольного возраста
Виды сюжетно–ролевой игры. Роль игры в развитии личности умственно отсталого ребенка. Условия, необходимые для развития игровой деятельности умственно...

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей. Разработка проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста, современных п...

Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых детей
Теоретические основы проблемы готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей. Воспитание детей с особыми образовательными потребностями. Харак...