Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Диагностика социальной компетентности у дошкольников

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Содержание понятия "социальная компетентность". Разработка модели социальной компетентности дошкольников с учетом включения в нее диагностических методов. Уровни направленности на усвоение дошкольниками социального опыта и включения детей в деятельность.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

1.1 Анализ литературы по проблеме

1.2 Содержание понятия «социальная компетентность дошкольника»

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Модель социальной компетентности и ее описание

2.2 Практическое применение диагностических методов изучения уровня социальной компетентности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности - способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.

Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.

Процесс социализации определяется индивидуальными свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия.

В работах Г.А. Берулава, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.

Мы также считаем, что необходим условием построения функциональной модели социальной компетенции дошкольников является применение различных диагностических методик на всех этапах: для диагностики уровня начальных социальных знаний дошкольника, для прослеживания динамики процесса, для выявления уровня сформированности социальной компетенции у детей.

В связи с этим, гипотезой нашего исследования является предположение о том, что диагностика уровня компетентности у дошкольников должна носить комплексный характер и использовать различные методики для его определения.

Цель исследования в нашей работе - разработать модель социальный компетентности дошкольников с учетом включения в нее диагностических методов.

Объект исследования - процесс социализации детей дошкольного возраста в ДОУ.

Предмет исследования - методика диагностики уровня социальной компетентности дошкольников.

Задачи работы:

- выявление сущности и характеристика понятия социальная компетентность у детей дошкольного возраста;

- разработать модель социальной компетенции дошкольников;

- определить комплекс диагностических методов уровня социальной компетентности.

Практическая значимость работы определяется тем, что материалы работы быть использованы в практике работы социальных педагогов и психологов детского сада, а также в подготовке и повышении квалификации специалистов дошкольного профиля в педагогических вузах, колледжах.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

1.1 Анализ литературы по проблеме

Комплексные исследования последних лет (Г.М.Андреева, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, И.С.Кон, М. Мид, А.В. Мудрик, В.Д.Семенов, Н. Смелзер) выявляют актуальность проблемы социального развития ребенка и насущность педагогического управления им.

Многие известные педагоги и философы обращали внимание на необходимость ранней социализации ребенка. Это Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, В.А.Сухомлинский и др. Особую роль в развитии теории социализации сыграл американский социолог Ф.Г.Гиббингс.

Проблема социализация личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной, об этом свидетельствуют исследования известных педагогов, таких, как В.С.Мухина, рассматривающая в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, А.П.Петровский, изучавший закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Крупные исследователи в области отечественной детской психологии и педагогики так или иначе затрагивали эту проблему в связи с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Г.М.Гуткина, А.А.Люблинская, Н.Н.Поддъяков).

В исследованиях Л.С.Выготского, В.В.Давыдова П.Ф.Каптерева, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина выявлены эти особенности.

В работах Г.А. Берулава, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.

В книге Блонского П.П. «Педология: Книга для преподавателей и студентов высших учебных заведений» (1999 г.) автор, опираясь на глубокие и разнообразные знания - анатомо-физиологические, неврологические, психологические, социологические, педагогические, воссоздает целостную картину развития ребенка, особо обращая внимание на процесс его социализации

Если мы обратимся к работам современных педагогов и психологов, то отметим здесь также большой интерес к вопросам социального развития дошкольника по разным направлениям.

В статье Безруких М. «Портрет» будущего первоклассника» в журнале «Дошкольное воспитание» [2003. N2. С.47-51] затрагиваются вопросы готовности дошкольника к школе, в частности автор отмечает, что готовность к школе - это определенный уровень социальных умений, личностного развития ребенка, речевого развития, развития внимания и памяти и т. д. Предлагаются тесты, которые помогут взрослым глубже узнать ребенка и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему успешно учиться.

Одним из направлений по развитию социального потенциала у детей является краеведение и патриотическое воспитание. Интересна в этом плане статья Рыбаловой И. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания», размещенная также в журнале «Дошкольное воспитание» [2003. N6 С.45-55]. В ней отмечается, что в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. И это один из важных компонентов социального развития детей.

В этом же журнале, но в №9 за 2003 год опубликована статья Мещеряковой С. «Становление общения ребенка с взрослым» [2003. N9. С.90-95], которая раскрывает коммуникативный аспект общения детей с окружающими их взрослыми, что также является важным для развития социальной компетентности. В статье говорится, что психическое развитие ребенка во многом зависит от того, как складывается его общение с окружающими взрослыми. Родителям и воспитателям очень важно знать, как происходит становление и развитие общения ребенка с взрослым, как общение влияет на психическое развитие.

Здесь же в №12 за 2003 год - статья Денисенковой Н. «Как организовать окружающую среду» [2003. N 12 . С. 17-21], в ней отмечается, что окружающая среда должна рассматриваться как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, что способствует его успешной социализации.

В «Дошкольном воспитании» за 2004 год [№5, С. 21-28] размещена статья Крулехт М. О «программе "Детство"», в которой описывается данная программа и отмечается, что ее главные задачи - сохранить мир детства, помочь ребенку прожить детские годы в радости и полноте устремлений, обеспечить постепенность социального взросления, содержательность и конструктивность диалога детского и взрослого мира.

В 2005 г. в № 3 журнала «Дошкольное воспитание» опубликована статья Кудрявцева В. «От педагогики повседневности - к педагогике развития» [2005. N 3. С. 70-76], в которой автор связывает стратегическую линию модернизации отечественного дошкольного образования с движением от педагогики повседневности к педагогике развития. Именно развивающее образование способно быть развивающимся, т. е. подлинно современным - не только отвечающим реалиям нынешней жизни, но и открытым в перспективу духовного роста человеческого общества. Данная статья касается общей характеристики Проекта развивающего дошкольного образования.

1.2 Содержани...

Другие файлы:

Диагностика социальной компетентности у дошкольников
Развитие социальной компетентности и ценностных ориентаций у детей. Практическое применение диагностических методов изучения уровня социальной компете...

Социально-педагогическое сопровождение адаптации дошкольников к условиям детского сада
Изучение опыта социально-педагогического сопровождения адаптации дошкольников к детскому саду. Формирование социальной компетентности дошкольника чере...

Анализ возможности повышения социальной компетентности в группе подростков 15-16 лет, выпускников детских домов
Сущность и определение социальной компетентности. Особенности развития подростков 15-16 лет, выпускников учреждений сиротского типа. Социально-культур...

Развитие профессиональной компетентности специалиста социальной работы
Обзор литературы по проблеме развития профессиональной компетентности специалиста социальной работы. Структура психодиагностического исследования. Мет...

Развитие социальной компетентности у подростков
Понятие социальной компетентности и ее характеристика. Особенности социального развития подростков: личностная нестабильность и противоречивость харак...