Диагностика мотивации личности к успеху
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Введение
Общественная организация человеческой деятельности, объективный факт разделение труда порождают своеобразный характер ее мотивации. Поскольку деятельность человека и входящие в её состав действия служат при разделении труда непосредственно для удовлетворения не личных, а общественных потребностей, действия человека, направляясь не на предметы, служащие для удовлетворения его потребностей, не могут возникнуть инстинктивно, а лишь в силу осознания зависимости удовлетворения личных потребностей от выполнения действий, направленных на удовлетворение общественных потребностей: в силу общественного характера человеческой деятельности она из инстинктивной - какой была у животных - становится сознательной. Вместе с тем создается возможность, как схождения, так и расхождения между мотивом и целью деятельности. Этот фактор придает актуальность данному исследованию.
Объект исследования: диагностика личности на мотивацию к успеху.
Предмет исследования: методика диагностики личности на мотивацию к успеху.
Цель исследования: выявить сущность и значение диагностики мотивации личности к успеху и рассмотреть это на примере конкретной методики.
На пути к поставленной цели решались следующие задачи: дать понятие и сущность мотивации личности к успеху; рассмотреть методики диагностики личности на мотивацию к успеху; описать процедуру содержательного анализа рассказов-сочинений испытуемых на мотивацию к успеху; дать критерии оценки результатов диагностики.
Методы исследования: историческое определение, наблюдение, обобщение, контент-анализ.
Работа базировалась на трудах: Р.С. Немова, В.В. Гришина, П.В. Мушина, В. Квин, К.М. Гуревич, М.М. Кабанова, А.Е. Личко, В.М. Смирнова и др.
1. Понятие и сущность мотивации личности к успеху
Прямой целью общественно организованной человеческой деятельности является выполнение определенной общественной функции; мотивом же ее для индивида может оказаться удовлетворение личных потребностей. В меру того, как общественные и личностные интересы и мотивы расходятся у индивида, расходятся также мотивы и цели его собственной деятельности; в меру того, как они сходятся, сходятся также мотивы и цели деятельности человека.
Единство исходных мотивов и конечных целей у сложившейся и осознавшей свои пути личности может охватить всю сознательную жизнь человека и провести через нее четкую, изменяющуюся применительно к обстоятельствам и в зависимости от изменений самой личности и все же единую жизненную линию - генеральную линию в жизни данной личности.
На жизненном пути человека бывают и такие узловые моменты, в которые более или менее резко меняется все направление его жизненного пути. Оно зависит и от личности, и от обстоятельств, не всегда подвластных человеку. Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направляется, и мотивов, из которых она исходит. Мотивы и цели деятельности как таковой, в отличие от мотивов и целей отдельных действий, носят обычно обобщенный, интегрированный характер, выражая общую направленность личности, которая в ходе деятельности не только проявляется, но и формируется.
Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от цели и переместиться: 1) на саму деятельность, 2) на один из результатов деятельности. В последнем случае побочный результат действий становится для действующего лица субъективно целью его действий Кабанов М.М. Методы психологи-ческой диагностики и коррекции в клинике / М.М. Кабанов, А.Е. Личко, В.М. Смирнов. - СПб: Питер, 2003. - С.48. .
Мотивы человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, поскольку проистекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни. В своих вершинных формах они основываются на осознании человеком своих моральных обязанностей, задач, которые ставит перед ним общественная жизнь, так что в своих высших, наиболее сознательных проявлениях поведение человека регулируется осознанной необходимостью, в которой оно обретает истинно понятую свободу.
С общественной природой мотивации человеческой деятельности связано влияние, которое оказывает на нее оценка - обусловленная общественными нормами самооценка и оценка со стороны окружающих, особенно тех, мнением которых человек дорожит. Психологически в значительной мере именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности. Поэтому практически очень важно правильно ее организовать, теоретически - раскрыть ее тонкий и лабильный механизм.
Поскольку человек - существо сознательное - ожидает и предвидит оценку, оценка влияет, воздействует на его деятельность, направляя ее в ту или иную сторону, повышая или снижая ее уровень. Для того чтобы добиться успеха в любом деле, нужно больше думать о своем деле, чем о своем успехе.
Отношение к оценке находится в зависимости от характера и уровня притязаний личности. Характер же и уровень притязаний человека обычно находятся в зависимости от уровня достижений его в данной области. С повышением уровня достижений личности, как правило, повышается и уровень ее притязаний.
Успешный или неуспешный ход деятельности всегда, так или иначе, изменяет психологические условия ее протекания. Влияние, как успеха, так и неуспеха может быть при этом различным, в зависимости от ряда конкретных условий, в частности от соотношения между силой и способностями данного субъекта и трудностью задач, стоящих перед ним.
Успех вообще окрыляет, особенно давшийся с известным трудом и воспринимаемый как заслуженный результат приложенных усилий; но слишком легко давшийся успех может разоружить, размагнитить, вызвать самоуспокоение и склонность положиться впредь на случайную удачу.
Неуспех вообще затрудняет дальнейшую работу, делает ее психологически субъективно более трудной, чем она объективно есть. Но если неуверенного, слабого человека, который не рассчитывает совладать с трудностями, неуспех может обескуражить, деморализовать, легко представляясь как фатальный результат его собственной неспособности, то у более сильного человека, который чувствует в себе резерв еще не использованных сил и возможностей, неуспех может стимулировать желание во что бы то ни стало добиться успеха; в особенности если человек сознает, что постигшая его неудача явилась результатом недостаточно напряженной работы с его стороны.
Вопрос о влиянии успеха и неуспеха, уровня притязаний и уровня достижений был предметом ряда экспериментальных исследований (Т. Дембо, Ф. Гоппе, К. Фаянс и др.) школы К. Левина. В этих работах впервые экспериментально прослежено влияние сложных личностных моментов на динамику поведения.
В частности, Ф. Гоппе экспериментально показал, что переживание успеха и неуспеха зависит не только от результата деятельности самого по себе, но и от разных моментов, в частности от отношения данного результата к установившемуся на данный момент уровню притязаний личности, к тому, насколько данная деятельность переживается как личностная. Гоппе отметил, что переживания успеха и неуспеха тесно связаны с относительно узким кругом трудностей, определяемых в первую очередь уровнем достижений личности. В его же экспериментах отчетливо выявилось, что задачи, слишком трудные и слишком легкие для данного испытуемого, не порождают чувства успеха и неуспеха Квин В. Прикладная психология / В. Квин. - СПб: Изд-во «Питер», 2000. - С.46. .
Экспериментальное исследование Дж. Франка показало, что изменение в уровне достижений в одной задаче может при известных условиях изменить уровень притязаний по отношению к другой задаче. В соотношении между уровнем притязаний и уровнем достижений проявляются значительные индивидуальные различия, причем для каждого индивида это соотношение является относительно устойчивой характеристикой Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. - СПб: Питер, 2004. - С.68. .
Таким образом, для правильного понимания влияния успеха или неуспеха на ход деятельности необходимо различать два момента: во-первых, объективную успешность или неуспешность, во-вторых, успех или неуспех действующего лица, этот последний в свою очередь может быть понят по-разному - или как чисто личный успех, или как успех определенного общественного дела.
2. Современные методики диагностики личности на мотивацию к успеху
Диагностика личности на мотивацию к успеху проводится с помощью специальных тестов. Наиболее распространенные из них - тест на мотивацию к успеху Векслера, личностный 16-ти факторный тест Р. Кеттела. В зависимости от возраста испытуемого применяются адаптированные данные тесты для младших школьников, для подростков, для взрослых. Вопросы поставлены так, чтобы испытуемый полностью раскрылся, выразил свое отношение к вопросу предельно ясно и откровенно Гуревич К.М. Что такое психодиагностика / К.М. Гуревич. - М.: НОРМА, 2005. - С.34. .
Данные методики предназначены для того, чтобы количественно оценить, в какой степени у человека развита потребность добиваться успехов и избегать неудач в различных жизненных ситуациях.
Рассмотрим подробнее методику рассказов-сочинений. Процедура применения методики такова. Испытуемому на 20 сек. показывается картинка. После этого картинка убирается,...
Психология мотивации человека
Зарубежные концепции психологии мотивации. Подход отечественных ученых. Экспериментальные методы выявления. Диагностика учебной мотивации учащихся под...
Психологическая диагностика мотивации личности
Взаимосвязь мотивации достижения к успеху и мотивации к учению в старших классах
Зависимость мотивации достижения успеха от черт личности
Взаимосвязь свойств личности с самооценкой и мотивацией достижения. Характер человека как система наиболее устойчивых черт. Подходы к пониманию мотива...
Методы и методики диагностики мотивации достижения, отношения и аффилиации
Ведущее место мотивации в структуре личности человека. Схемы анализа мотивации. Исследования мотивации достижений и их необходимость. Методы для диагн...