Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Диагностика мотивации личности к успеху

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Понятие и сущность мотивации личности к успеху. Современные методики диагностики личности на мотивацию к успеху: тест на мотивацию Векслера, личностный 16-ти факторный тест Р. Кеттела. Оценка потребности стремления человека к успеху и избежанию неудач.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Общественная организация человеческой деятельности, объективный факт разделение труда порождают своеобразный характер ее мотивации. Поскольку деятельность человека и входящие в её состав действия служат при разделении труда непосредственно для удовлетворения не личных, а общественных потребностей, действия человека, направляясь не на предметы, служащие для удовлетворения его потребностей, не могут возникнуть инстинктивно, а лишь в силу осознания зависимости удовлетворения личных потребностей от выполнения действий, направленных на удовлетворение общественных потребностей: в силу общественного характера человеческой деятельности она из инстинктивной - какой была у животных - становится сознательной. Вместе с тем создается возможность, как схождения, так и расхождения между мотивом и целью деятельности. Этот фактор придает актуальность данному исследованию.

Объект исследования: диагностика личности на мотивацию к успеху.

Предмет исследования: методика диагностики личности на мотивацию к успеху.

Цель исследования: выявить сущность и значение диагностики мотивации личности к успеху и рассмотреть это на примере конкретной методики.

На пути к поставленной цели решались следующие задачи: дать понятие и сущность мотивации личности к успеху; рассмотреть методики диагностики личности на мотивацию к успеху; описать процедуру содержательного анализа рассказов-сочинений испытуемых на мотивацию к успеху; дать критерии оценки результатов диагностики.

Методы исследования: историческое определение, наблюдение, обобщение, контент-анализ.

Работа базировалась на трудах: Р.С. Немова, В.В. Гришина, П.В. Мушина, В. Квин, К.М. Гуревич, М.М. Кабанова, А.Е. Личко, В.М. Смирнова и др.

1. Понятие и сущность мотивации личности к успеху

Прямой целью общественно организованной человеческой деятельности является выполнение определенной общественной функции; мотивом же ее для индивида может оказаться удовлетворение личных потребностей. В меру того, как общественные и личностные интересы и мотивы расходятся у индивида, расходятся также мотивы и цели его собственной деятельности; в меру того, как они сходятся, сходятся также мотивы и цели деятельности человека.

Единство исходных мотивов и конечных целей у сложившейся и осознавшей свои пути личности может охватить всю сознательную жизнь человека и провести через нее четкую, изменяющуюся применительно к обстоятельствам и в зависимости от изменений самой личности и все же единую жизненную линию - генеральную линию в жизни данной личности.

На жизненном пути человека бывают и такие узловые моменты, в которые более или менее резко меняется все направление его жизненного пути. Оно зависит и от личности, и от обстоятельств, не всегда подвластных человеку. Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направляется, и мотивов, из которых она исходит. Мотивы и цели деятельности как таковой, в отличие от мотивов и целей отдельных действий, носят обычно обобщенный, интегрированный характер, выражая общую направленность личности, которая в ходе деятельности не только проявляется, но и формируется.

Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от цели и переместиться: 1) на саму деятельность, 2) на один из результатов деятельности. В последнем случае побочный результат действий становится для действующего лица субъективно целью его действий Кабанов М.М. Методы психологи-ческой диагностики и коррекции в клинике / М.М. Кабанов, А.Е. Личко, В.М. Смирнов. - СПб: Питер, 2003. - С.48. .

Мотивы человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, поскольку проистекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни. В своих вершинных формах они основываются на осознании человеком своих моральных обязанностей, задач, которые ставит перед ним общественная жизнь, так что в своих высших, наиболее сознательных проявлениях поведение человека регулируется осознанной необходимостью, в которой оно обретает истинно понятую свободу.

С общественной природой мотивации человеческой деятельности связано влияние, которое оказывает на нее оценка - обусловленная общественными нормами самооценка и оценка со стороны окружающих, особенно тех, мнением которых человек дорожит. Психологически в значительной мере именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности. Поэтому практически очень важно правильно ее организовать, теоретически - раскрыть ее тонкий и лабильный механизм.

Поскольку человек - существо сознательное - ожидает и предвидит оценку, оценка влияет, воздействует на его деятельность, направляя ее в ту или иную сторону, повышая или снижая ее уровень. Для того чтобы добиться успеха в любом деле, нужно больше думать о своем деле, чем о своем успехе.

Отношение к оценке находится в зависимости от характера и уровня притязаний личности. Характер же и уровень притязаний человека обычно находятся в зависимости от уровня достижений его в данной области. С повышением уровня достижений личности, как правило, повышается и уровень ее притязаний.

Успешный или неуспешный ход деятельности всегда, так или иначе, изменяет психологические условия ее протекания. Влияние, как успеха, так и неуспеха может быть при этом различным, в зависимости от ряда конкретных условий, в частности от соотношения между силой и способностями данного субъекта и трудностью задач, стоящих перед ним.

Успех вообще окрыляет, особенно давшийся с известным трудом и воспринимаемый как заслуженный результат приложенных усилий; но слишком легко давшийся успех может разоружить, размагнитить, вызвать самоуспокоение и склонность положиться впредь на случайную удачу.

Неуспех вообще затрудняет дальнейшую работу, делает ее психологически субъективно более трудной, чем она объективно есть. Но если неуверенного, слабого человека, который не рассчитывает совладать с трудностями, неуспех может обескуражить, деморализовать, легко представляясь как фатальный результат его собственной неспособности, то у более сильного человека, который чувствует в себе резерв еще не использованных сил и возможностей, неуспех может стимулировать желание во что бы то ни стало добиться успеха; в особенности если человек сознает, что постигшая его неудача явилась результатом недостаточно напряженной работы с его стороны.

Вопрос о влиянии успеха и неуспеха, уровня притязаний и уровня достижений был предметом ряда экспериментальных исследований (Т. Дембо, Ф. Гоппе, К. Фаянс и др.) школы К. Левина. В этих работах впервые экспериментально прослежено влияние сложных личностных моментов на динамику поведения.

В частности, Ф. Гоппе экспериментально показал, что переживание успеха и неуспеха зависит не только от результата деятельности самого по себе, но и от разных моментов, в частности от отношения данного результата к установившемуся на данный момент уровню притязаний личности, к тому, насколько данная деятельность переживается как личностная. Гоппе отметил, что переживания успеха и неуспеха тесно связаны с относительно узким кругом трудностей, определяемых в первую очередь уровнем достижений личности. В его же экспериментах отчетливо выявилось, что задачи, слишком трудные и слишком легкие для данного испытуемого, не порождают чувства успеха и неуспеха Квин В. Прикладная психология / В. Квин. - СПб: Изд-во «Питер», 2000. - С.46. .

Экспериментальное исследование Дж. Франка показало, что изменение в уровне достижений в одной задаче может при известных условиях изменить уровень притязаний по отношению к другой задаче. В соотношении между уровнем притязаний и уровнем достижений проявляются значительные индивидуальные различия, причем для каждого индивида это соотношение является относительно устойчивой характеристикой Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. - СПб: Питер, 2004. - С.68. .

Таким образом, для правильного понимания влияния успеха или неуспеха на ход деятельности необходимо различать два момента: во-первых, объективную успешность или неуспешность, во-вторых, успех или неуспех действующего лица, этот последний в свою очередь может быть понят по-разному - или как чисто личный успех, или как успех определенного общественного дела.

2. Современные методики диагностики личности на мотивацию к успеху

Диагностика личности на мотивацию к успеху проводится с помощью специальных тестов. Наиболее распространенные из них - тест на мотивацию к успеху Векслера, личностный 16-ти факторный тест Р. Кеттела. В зависимости от возраста испытуемого применяются адаптированные данные тесты для младших школьников, для подростков, для взрослых. Вопросы поставлены так, чтобы испытуемый полностью раскрылся, выразил свое отношение к вопросу предельно ясно и откровенно Гуревич К.М. Что такое психодиагностика / К.М. Гуревич. - М.: НОРМА, 2005. - С.34. .

Данные методики предназначены для того, чтобы количественно оценить, в какой степени у человека развита потребность добиваться успехов и избегать неудач в различных жизненных ситуациях.

Рассмотрим подробнее методику рассказов-сочинений. Процедура применения методики такова. Испытуемому на 20 сек. показывается картинка. После этого картинка убирается,...

Другие файлы:

Психология мотивации человека
Зарубежные концепции психологии мотивации. Подход отечественных ученых. Экспериментальные методы выявления. Диагностика учебной мотивации учащихся под...

Психологическая диагностика мотивации личности

Взаимосвязь мотивации достижения к успеху и мотивации к учению в старших классах

Зависимость мотивации достижения успеха от черт личности
Взаимосвязь свойств личности с самооценкой и мотивацией достижения. Характер человека как система наиболее устойчивых черт. Подходы к пониманию мотива...

Методы и методики диагностики мотивации достижения, отношения и аффилиации
Ведущее место мотивации в структуре личности человека. Схемы анализа мотивации. Исследования мотивации достижений и их необходимость. Методы для диагн...