Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Депрессия и одиночество в подростковой среде

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Исследование теоретических подходов к проблеме изучения формирования депрессивных состояний. Характеристика социальных, психологических, физиологических особенностей подростков. Изучение подростковой депрессии в школьной среде, методов лечения депрессий.
Краткое сожержание материала:

Размещено на http:///

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Социолого-психологический факультет

Кафедра социальной работы и прикладной социологии

Курсовая работа

Тема: Депрессия и одиночество в подростковой среде

Выполнила студентка Рогова А.А.

Научный руководитель доц., к.соц.н. Глушкова Е.В.

Иваново, 2010

Содержание

Введение

Глава 1. Депрессия в подростковой среде

1.1 Особенности подростков и их проблемное поле

1.2 Особенности подростковой депрессии

1.3 Профилактика депрессий и помощь подросткам с депрессивными состояниями

Глава 2. Изучение подростковой депрессии в школьной среде (анализ эмпирических данных)

2.1 Анализ социально-демографических характеристик

2.2 Особенности досуга подростков

2.3 Оценка самоощущения подростков и факторов, влияющих на него

2.4 Оценка уровня конфликтности в семьях подростков

2.5 Оценка уровня конфликтности в школьной среде

Заключение

Введение

Депрессия (от лат. deprimo «давить», «подавить») -- это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. Современное понятие депрессии схоже с более давним понятием меланхолия. Понятие меланхолии берёт начало от «чёрной желчи», одного из «четырёх настроений», описанных Гиппократом. Эберсовский папирус (один из важнейших медицинских трактатов древнего Египта) также содержит короткое описание депрессии. Хотя информация на папирусе полна ритуальных обрядов и запутанных рецептов по изгнанию порождающих болезнь демонов и прочей нечисти, она также свидетельствует о долгой эмпирической практике и наблюдении.

Изучением проблемы депрессий занимались такие ученые, как Дюркгейм, Гроллман, Фельдштейн, Бердяев, Личко и многие другие; проблемой именно подростковых депрессий и суицидов занимались такие ученные, как И.С. Кон, Ф. Райс, Е.М. Вроно и Н.А. Ратинова.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сравнивает депрессию с эпидемией, охватившей все человечество: депрессия уже вышла на первое место в мире среди причин неявки на работу, на второе - среди болезней, приводящих к потере трудоспособности. Если не будут приняты соответствующие меры, то к 2020 году депрессия парализует экономическую жизнь как развитых, так и развивающихся стран.

Ежегодно около 150 миллионов человек в мире лишаются трудоспособности из-за депрессий. Только экономике США она наносит ежегодный ущерб более 50 млрд. долларов. Эта сумма включает в себя стоимость 290 миллионов потерянных рабочих дней, психотерапевтической помощи и снижения трудоспособности. По прогнозам ВОЗ, к 2020 году депрессия выйдет на первое место в мире среди всех заболеваний, обогнав сегодняшних лидеров - инфекционные и сердечнососудистые заболевания. Уже сегодня она является самым распространенным заболеванием, которым страдают женщины. От 45 до 60% всех самоубийств на планете совершают больные депрессией. По прогнозам, в 2020 году именно депрессия станет убийцей №1. Человек в депрессии имеет в 35 раз больше шансов покончить жизнь самоубийством, чем вне ее. 50% людей с эндогенной депрессией и 20% с психогенной совершают попытку самоубийству. Каждому шестому это удается.

При легких и средних депрессиях люди более объективно оценивают реальность, что было отмечено еще Фрейдом - у меланхоликов "более острый глаз на истину, чем у тех кто меланхолии не подвержен". Так, в одном из исследований, через полчаса игры "в бродилку" было предложено назвать количество убитых монстров. Люди в депрессии называли число, близкое к реальному, те же, кто не был в депрессии преувеличивали свои результаты в 4-6 раз. Другое исследование показало, что люди в депрессии и вне ее одинаково хорошо отвечают на абстрактные вопросы, но когда дело касается контроля над событиями люди вне депрессии полагают, что управляют событиями гораздо лучше, чем в действительности, а люди в депрессии способны дать более точную оценку.

Депрессивные состояния у подростков накладывают отпечаток на все стороны личности, приводят к отчуждению и одиночеству, что еще более усиливает состояние депрессии. Депрессивные состояния приводят подростка к дезадаптации и своевременная коррекция данного эмоционального неблагополучия позволит бескризисно преодолеть трудности, сопутствующие подростковому возрасту.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические подходы к проблеме изучения формирования депрессивных состояний, социальные, психологические, физиологические особенности подростков, описываются методы предотвращения и лечения депрессий.

Вторая глава включает анализ данных проведенного социологического исследования на тему «Депрессия и одиночество среди подростков». Объектом исследования является повышение количества депрессий в подростковой среде, предметом исследования являются факторы, влияющие на формирование депрессивных тенденций среди подростков.

Целью данной курсовой работы является изучение распространенности депрессивных тенденций в подростковой среде и разработка мер по их преодолению.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические подходы к проблеме повышения числа депрессий в подростковой среде;

2. Определить сущность термина «депрессия» и особенности его проявления в школьной среде;

3. Определить влияние социально-демографических показателей (возраст, семейное положение, профессиональный стаж) на процесс формирования депрессии;

4. Определить уровень влияния школьной и семейной среды на формирование депрессии в подростковом возрасте;

5. Выявить основные факторы, влияющие на формирование депрессивных тенденций в подростковой среде;

6. Разработать методы профилактики депрессии среди подростков.

Изначально нами были поставлены следующие гипотезы:

1. Проблемы в общении с противоположным полом, наличие или отсутствие пары сильно влияют на склонность к депрессии;

2. Семейные проблемы являются фактором, который наиболее сильно влияет на развитие депрессии у подростков.

Для проверки гипотез и решения поставленных задач был использован такой метод исследования как групповое очное анкетирование.

Метод обработки: метод математической статистики.

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №19 .

Выборочная совокупность составила 34 человек.

Исследование носило пилотажный характер.

Глава 1. Депрессия в подростковой среде

1.1 Особенности подростков и их проблемное поле

Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12, до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. [11;523]

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не является исключением и подростковый возраст.

Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возраст -- стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Что бы понять, в чем причина суицидального поведения подростков, нужно знать особенности данного возрастного периода, как психологические, так и физиологические и социальные.

Психологические особенности подростков

1. Яркой чертой подросткового возраста является отношение ребенка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

2. Развитие самосознания - формирование "Я-концепции" (системы внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я")3. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.4. Трудности роста, половое созревание, сексуальные...

Другие файлы:

Преодоление статуса "отверженный" в подростковой среде
Психологическое содержание статуса "отверженный" и условия его возникновения в подростковой среде. Психологические факторы преодоления данного статуса...

Девиантное поведение в подростковой среде
Девиантное поведение подростков как важнейшая социальная проблема современности. Выявление специфических причин и типичных форм девиации подростков. С...

Организация социального партнерства по профилактике зависимого состояния в подростковой и молодежной среде в условиях "Центра социальной помощи семьи и детям"
Факторы, способствующие формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ. Программа социального партнерст...

Профилактика наркомании среди детей и подростков
Характеристика подростковой наркомании, социальные факторы, способствующие ее распространению. Особенности профилактики наркомании в подростковой сред...

Социально - педагогическая профилактика наркомании в подростковой среде