Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Гендерный аспект переживания в контексте психологического анализа

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Определение понятия "гендер". Теория социального конструирования гендера. Переживание с точки зрения различных психологических концепций. Гендерные особенности психологического переживания. Специфическое содержание переживания кризиса одного года.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1. Гендерный аспект переживания в контексте психологического анализа

1.1 Определение понятия гендер

Многомерное, развивающееся, по-разному толкуемое многочисленными исследователями понятие «гендер» стало в последней трети ХХ столетия центральной категорией междисциплинарной научной области знания под названием «гендерные исследования». Различие между двумя терминами «sex» (биологический пол) и «gender» (социокультурный пол) ввели психолог Роберт Столлер и эндокринолог Джон Мони. Джон Мони считается первым, кто ввел понятие гендера, гендерной идентичности, гендерной роли для описания внутреннего состояния личности с точки зрения ощущения себя мужчиной или женщиной. Объединив уже имеющиеся скудные данные с результатами собственных клинических исследований, Мани и его коллеги начали разрабатывать модель процесса формирования принадлежности человека к мужскому или женскому полу или приобретения качеств, типичных для обоих полов [2, с. 56].

В качестве первичного, наиболее абстрактного, и до сих пор признаваемого исследователями, определения гендера мы возьмём определение, принадлежащее Энн Оукли: «Пол» (sex)является словом, которое соотнесено с биологическими различиями между мужчиной и женщиной: видимая разница в гениталиях, соответствующая разница в воспроизводящей функции. «Гендер»(gender) между тем есть предмет культуры: он соотнесён с социальной классификацией на «маскулинное» и «фемининное»... постоянство пола должно быть признано, но также должно быть (признано) разнообразие гендера».

Термин «гендер» первоначально принадлежал только лингвистике. В англо-русском словаре В.Мюллера «гендер» имеет два значения: первое для обозначения грамматического рода, второе для обозначения пола в его шутливом смысле [3, с. 98].

Появление понятия гендера ни исторически, ни логически не случайно. Этот термин принадлежит английскому языку и западной цивилизации, в русском языке он скалькирован с английского и не имеет адекватного перевода. Можно сказать, что «гендер» является составной частью современного процесса глобализации, понимаемого как вовлечение всего мира в единые универсальные процессы, начавшиеся ещё в период великих географических открытий 15 века. Именно западная цивилизация исторически и теоретически подошла к такому этапу своего развития, когда гендерные изменения и гендерный анализ стали необходимостью.

Конечно, эта необходимость не была проявлением «хитрости разума» (по Гегелю), каковой породил субъекта гендерных изменений и гендерного анализа - феминистское движение. В реальности само феминистское движение первой и второй волны было закономерным ответом на многочисленные вызовы эпохи. И этому движению стал необходим свой концептуальный аппарат для теоретического анализа общества, культуры и истории.

Понятие гендера является одним из механизмов преодоления идеологии патриархатности и андроцентризма. Так, Г.А.Брандт пишет, что разведение понятий пола и гендера в теории западного феминизма часто связывалось с критикой андроцентризма и поддержкой андрогинного типа общества. «В противоположность андроценристскому в андрогинном обществе половые различия будут делом очень маленькой значимости - здесь не будет мужчин и женщин в традиционном смысле слова, здесь будут индивидуальности с разным набором мужских и женских качеств, которые распределены вне зависимости от физиологического строения органов, и свободным, не навязываемым обществом выбором вида социального поведения и сексуальной ориентации» [4, с. 75].

То, что понятие гендера переосмыслил и ввёл в научный оборот психолог, отнюдь не случайно. Уже в книге О. Вейнингера «Пол и характер», автор указывает «главное - бисексуальность каждого человеческого существа, наличность в нём в разных пропорциях и мужских, и женских черт характера» [5, с. 69].

Непрямая зависимость мужских или женских черт характера от биологического пола уже выводила исследователей на размышления о «природе» маскулинности (мужественности) и фемининности (женственности).

Психология, история, социология, этнография были первыми дисциплинами, подготовившими обоснование категории гендера как междисциплинарного понятия, сделали его респектабельным в системе научного знания. Так, Маргарет Мид, американский антрополог, в 1931-1933 годах на основании сравнительного изучения трёх племён Новой Гвинеи (арапеши, мундугуморы и тчамбули) пришла к выводу, что модели поведения мужчин и женщин в этих трёх племенах существенно различаются, и, таким образом, нельзя говорить о природной заданности, а лишь о культурной детерминированности мужских и женских поведенческих стереотипов. Нетрадиционное распределение мужских и женских ролей было выявлено и в культурах североамериканских индейцев, что позволило говорить об обществах с нетрадиционной системой гендерных ролей.

Один из самых авторитетных социологов современности англичанин Энтони Гидденс объясняет, что «гендер» -- это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности. Гендер, по его словам, означает, прежде всего, социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин [7, с. 189].

Признание гендерных исследований в западных научных центрах происходило стремительно. К началу 90-х годов практически все научно-образовательные учреждения с солидной репутацией считали своим долгом как развивать гендерные исследования, так и преподавать специальные гендерные курсы. В Россию и Беларусь первые сведения о развитии гендерных исследований проникают в конце 80-х годов ХХ в. Одновременно начинается гендерное просвещение общества.

В истории развития гендерной проблематики в западной психологии можно выделить три направления.

- первое направление развивалось под влиянием полоролевого подхода. Доминирующая научная парадигма психологических исследований пола этого периода -- парадигма половых (гендерных) различий.

- второе направление формировалось под влиянием психоанализа и других классических психологических концепций. Научная ориентация этого направления -- парадигма уникальности женской психологии.

- третье направление оформляется под влиянием социоконструкционистского и постмодернистского интеллектуального движения. В рамках этого направления доминирующей в психологии стала парадигма социального конструирования гендера.

Гендерная психология -- это отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией и стратификацией (т.е. иерархией) [8, с. 45].

Согласно социально-конструктивистской парадигме гендер понимается как организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, конструируемая основными институтами общества.

Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах:

1) гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации;

2) гендер строится и самими индивидами -- на уровне их сознания (т.е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.).

Сторонники теории социального конструирования гендера (Б. Хукс, Д. Лорбер) подвергают сомнению тот факт, что все социальное биологически фундировано и поэтому считается естественным и нормальным.

С позиций социального конструирования гендер является социально достигаемыми статусом. Так же как раса, этничность и социальный класс, гендерные категории оказываются институционализированными культурой и социумом. Жизнь каждого индивида с самого рождения формируется социокультурными нормами и правилами. В действительности между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами больше сходства, чем различий, но в этой сфере общество накладывает табу на подобие [9, с. 45].

«Маскулинность» и «фемининность» определяются как:

А) совокупность телесных, психических и поведенческих признаков, отличающих среднестатистического мужчину от женщины.

Б) нормативные представления и установки, какими должны быть мужчины и женщины.

Очерчивая континиум понятий, входящих в определение проблемы полоролевой дифференциации, необходимо остановиться на представлении содержания сущности мужского и женского. В целом половые различия выступают в структуре различных стилей жизни: предметно- инструментального (маскулинного) и экспрессивно-эмоционального (фемининного). В психологическом словаре дается следующее определение. Фемининность - комплекс физиологических, психологических признаков, определяющих принадлежность к женскому полу. Маскулинность - комплекс физиологических, соматических, психических и психологических признаков, определяющих принадлежность к мужскому полу.

При этом традиционно женскими, фемининными качествами принято считать пассивность, зависимость, эмоциональность, интуитивность, иррациональность, эмпатийность и т. п. Совокупная гендерная роль женщины включает в себя содержание ролей «мать», «жена», «домашняя хозяйка», «хранительница очага» и только потом «работница», «профессиональный деятель».

Смысловая нагрузка мужской традиционной гендерной роли содержит в себе «добытчика», «защитника», «профессионального деятеля», «главу семьи» и только потом «мужа», «отца».

Маскулинными в рамках традиционного взгляда подразумеваются следующие характери...

Другие файлы:

Гендерный подход к социальной работе
Характеристика радикальных и критических подходов к социальной работе. Критика ее традиционных моделей. Основные принципы феминизма в гуманистической...

Переживание критических ситуаций
Проблема критической ситуации. Виды фрустрационного поведения. Задача определения психологического понятия конфликта. Целевая детерминация переживания...

Гендерный аспект рекламы

Особенности межличностного общения. Гендерный аспект

Социально-психологические особенности общения в подростковом возрасте гендерный аспект