Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Выявление взаимосвязи конформизма подростков и статуса в учебной группе

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Исследование понятия феномена конформизма в отечественной и зарубежной социальной психологии. Анализ социальной ситуации развития и ведущей деятельности в подростковом возрасте. Проявление конформизма в общении подростков со взрослыми и сверстниками.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования конформизма у подростков

1.1 Понятие феномена конформизма в отечественной и зарубежной социальной психологии

1.1.1 Основные факторы, влияющие на конформизм

1.1.2 Причины, вызывающие конформизм

1.1.3 Исследования феномена конформизма

1.2 Особенности конформизма в подростковом возрасте

1.2.1 Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в подростковом возрасте

1.2.2 Проявление конформизма в общении подростков со взрослыми и сверстниками

1.3 Взаимосвязь конформизма со статусом в учебной группе

Глава 2. Эмпирическое исследование

2.1 Организационно-методическое обеспечение исследования феномена конформизма подростков и статуса в учебной группе, самооценки

2.2 Сравнительный анализ и интерпретация полученных результатов исследования

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Проблема конформизма- актуальная проблема наших дней. Большинство из нас постоянно подвергается атаке социального влияния -- попыткам других людей изменить наши установки, убеждения, восприятие или поведение. Подростковый возраст относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков -- их стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Возникшее у подростка чувство взрослости проявляется как субъективное переживание готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением.

Актуальность исследования определяется в том, что у современного человека все в большей и большей степени проявляются механизмы подражания, «приспособленчество». Особенно, «стадный инстинкт» (то, что и называется в социальной психологии конформизмом), проявляется в подростковом возрасте.

Проблемой конформного поведения занимались как отечественные, так и зарубежные ученые: Г.М.Андреева, М.Р.Битянова, Э.Аронсон, К.Ойстер, Р.Бэрон, Д.Бирн, Б.Джонсон, Дж.Тернер, Р.Чалдини [2,3,4,5,25,28,30] и др.

Целью данной дипломной работы является выявление взаимосвязи конформизма подростков и статуса в учебной группе.

Гипотеза: более конформное поведение будет проявляться у подростков, находящихся в статусе изолированных, и с низким уровнем самооценки. Подростки, имеющие позицию «лидера», «звезды» и высокую самооценку, не проявят конформное поведение.

Гипотеза и цель определили ряд задач:

1. провести теоретический анализ исследования конформизма;

2. изучить особенности конформизма в подростковом возрасте;

3. провести психодиагностическое исследование особенностей проявления конформного поведения у подростков;

4. выявить взаимосвязь конформного поведения, статуса в учебной группе, определить самооценку подростков;

5. на основе проведенного исследования сформулировать систему рекомендаций, направленных на формирование у подростков умения общаться, избегать негативного влияния со стороны, проявлять свою индивидуальность.

Объектом исследования выступают учащиеся средней общеобразовательной школы №2 подросткового возраста (8-е классы) г. Мурома, а предметом- конформное поведение.

В исследовании использовались следующие методы- изучение и анализ психологической, психолого- педагогической и методической литературы по изучаемой теме.

Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Экспериментальные методы: опрос, наблюдение, тестирование.

В основу практического исследования положены следующие методики:

1. Метод социометрических измерений Дж. Морено;

2. Эксперимент С.Аша;

3. Методика изучения самооценки личности подростка Ратановой Т.А., Шляхта Н.Ф.

База исследования: учащиеся 8-х классов подросткового возраста школы №2 в количестве 50-ти человек.

Дипломная работа имеет следующую структуру: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования конформизма у подростков

1.1 Понятие феномена конформизма в отечественной и зарубежной социальной психологии

Феномен конформизма получил в социальной психологии наименование феномена группового давления. Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». В повседневной речи понятие приобретает некоторый негативный оттенок, что крайне вредит исследованиям, особенно если они ведутся на прикладном уровне. Дело усугубляется еще и тем, что понятие «конформизм» приобрело специфический негативный оттенок в политике как символ соглашательства и примиренчества. Чтобы как-то развести эти различные значения, в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности, или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, меру его подчинения групповому давлению. В работах последних лет часто употребляется термин «социальное влияние» [2].

Конформизм- подчинение суждения или действия человека групповому давлению (мнению большинства) в ситуации конфликта между его собственным мнением (опытом) и мнением большинства [5].

Конформность может быть определена как изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей [3].

Конформность- склонность человека как члена группы неосознанно выбирать и следовать мнению группового большинства. Нонконформизм- демонстрация мнения или поведения, опирающегося на собственный опыт, независимо от мнения или проведения группового большинства[6].

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности -- это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт [3].

Люди обнаруживают, что они оказались в сетях социального влияния. В ответ на это они меняют свое поведение таким образом, чтобы соответствовать ожиданиям других. Конечно, окончательный результат их конформности различен в наших примерах -- от полезности и благородства до истерии и трагедии.

Некоторые, возможно, проявляют конформизм потому, что не знали, что делать в запутанной и необычной ситуации. Поведение людей вокруг послужило для них примером того, как реагировать, и они решили действовать так же. Другие оттого, что не желали быть осмеянными или наказанными за то, что отличаются от остальных. Они предпочли делать то, что ожидала от них группа, чтобы другие члены группы не отвергли их или не подумали о них плохо [3].

Одна из важнейших вещей, получаемых посредством взаимодействия с другими людьми, -- это информация. Бывает, что люди не знают, как поступать в некоторых ситуациях, а иногда даже не понимают что происходит. В этих и многих других повседневных ситуациях присутствует неуверенность в отношении того, что подумать или как следует поступать. Люди недостаточно информированы, чтобы сделать правильный и точный выбор. К счастью, в распоряжении есть полезный источник информации -- поведение других людей. Когда человек действует так же, как и все остальные, он проявляет конформность. Конформность проявляется из-за ощущения того, что другие люди более точно интерпретируют неоднозначную ситуацию, и наблюдение за их поведением может помочь сделать правильный выбор. Это явление называется информационным социальным влиянием. Информационное социальное влияние наблюдается не только в жизни людей. Эндрю Уитен и коллеги обнаружили, что шимпанзе передают новые и полезные действия друг другу через свою обезьянью форму информационного социального влияния. Так, обезьянки в одной местности исполняют особый танец во время дождя, в другой -- используют листья для чистки своих тел. Эти действия не обнаруживаются в других колониях шимпанзе, а это означает, что они являются не базовым для шимпанзе поведением, а новыми приспособлениями, распространившимися среди членов одной группы [4].

Информационное социальное влияние-- подчинение мнению других людей, которые рассматриваются как источник информации, необходимой, чтобы определить, какое поведение будет правильным.

Столь же вероятным может представляться и то, что люди, вслух соглашаясь с мнением группы, на самом деле сохраняют уверенность в том, что свет движется именно так, как они это видят. Допустим, например, один из участников считает, что свет перемещается на 10 дюймов, но говорит вслух, что он перемещается на три дюйма -- как оценивает г...

Другие файлы:

Исследование взаимосвязи эмпатии и статуса младших подростков в группе сверстников
История изучения феномена эмпатии в психологии. Проявление эмпатии в онтогенезе, ее роль в межличностных отношениях. Эмпирическое исследование психоло...

Влияние компьютерной деятельности на межличностное общение подростков
Определение понятий "компьютерная деятельность" и "общение подростков". Выявление социального статуса подростков и их включенности в компьютерную деят...

Социальное влияние или психологическое воздействие на личность
Характеристика и феномен группового влияния. Классические исследования конформизма. Сопротивление социальному давлению. Групповое влияние на детей дош...

Особенности социального влияния
Формирование норм: эксперименты Шерифа. Давление группы: эксперименты Аша. Феномен группового давления. Проявления конформизма в группе. Личностные пр...

Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и социального статуса дошкольника в группе