Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Волевая регуляция поведения спортсменов в межличностном конфликте

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Понятие и способы разрешения конфликтов. Классификация волевых качеств личности. Оценка роли особенностей нервной системы и темперамента в формировании психологического состава личности спортсмена. Особенности проявления волевых усилий в соревнованиях.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

  • Курсовая работа
  • "Волевая регуляция поведения спортсменов в межличностном конфликте"
  • Ярославль 2011
  • Введение
  • I. Теоретический анализ
    • 1. Межличностные конфликты
      • 1.1 Определение межличностного конфликта
      • 1.2 Особенности межличностных конфликтов
      • 1.3 Основные модели конфликта. Типологии конфликта
      • 1.4 Динамика межличностного конфликта
      • 1.5 Способы разрешения межличностного конфликта
    • 2. Воля
      • 2.1 Общее определение понятия. Основные функции воли
      • 2.2 Волевая сфера личности. Классификация волевых качеств личности
      • 2.3 Волевая регуляция деятельности. Формирование волевых качеств личности
    • 3. Психологический анализ личности спортсмена
      • 3.1 Роль особенностей нервной системы и темперамента в формировании психологического состава личности спортсмена
      • 3.2 Личность спортсмена и роль тренера в её формировании
      • 3.3 Волевые усилия и готовность спортсменов к их проявлению
  • II Разработка исследования. Анализ результатов и эмпирического исследования
    • 1. Разработка программы эмпирического исследования
    • 2. Анализ и обсуждение результатов
  • Список использованной литературы
  • Приложение

Введение

История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. И люди издавна мечтали о таком обществе, в котором прекратятся всякие распри и утвердится вечный мир. Но вместо этого они вновь и вновь оказывались в состоянии войны всех против всех.

В современных условиях проблема эффективного разрешения конфликтов приобретает актуальность не только в плане улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия, но и является необходимой составляющей успешного делового взаимодействия между людьми.

В отечественной психологии и социальной психологии изучению сущности конфликта, причин его возникновения и путей разрешения посвящены исследования А.А.Бодалева, В.О. Агеева, В.И.Журавлева, Н.Н.Обозова, И.А.Коха, Я.А.Анцупова, А.И.Шипилова, Н.В.Гришиной, Ф.М.Бородкина, А.К.Зайцева, Н.И.Леонова, А.Г.Здравомыслова и др.

В зарубежной психологии проблему конфликта разрабатывали З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм, У.Мак-Дугалл, С.Сигеле, К.Левин, Д.Креч, Л.Линдсей, Д.Доллард, Л.Берковитц, Н.Миллер, Д.Морено, Э.Дженигс, С.Додд, Г.Гурвич и др.

К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходит столкновение между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста.

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.

Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его. Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией - эти явления связывают с такой особенностью психики как воля.

Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.

Наш выбор пал на студенческую группу спортсменов, избравших спорт - направлением своей профессиональной деятельности. Личность спортсмена, ее психологические особенности формируются под влиянием различных видов деятельности, в которых он принимает участие. Спортсмены занимаются не только спортом. На развитие их личности влияют трудовая и общественная деятельность, обучение и образование, художественное воспитание. К этому надо добавить влияние различных взаимоотношений, в которые спортсмены вступают с другими людьми в быту и в процессе всех видов деятельности, а также массовых средств информации - театра, кино, радио, научной и художественной литературы и т. д.

В результате совокупного влияния всех этих факторов у спортсмена складываются определенные черты его мировоззрения, общественные потребности и интересы, характерные для человека моральные черты личности.

Поскольку влияние этих факторов на разных людей в той или другой степени различно и никогда не совпадает, личность спортсмена, как и всякого другого человека, всегда индивидуальна и неповторима.

Целью исследования является изучение роли волевой регуляции в процессе разрешения межличностных конфликтов спортсменами.

Задачи исследования:

1. Проанализировать основные научные подходы к проблеме изучения межличностных конфликтов.

2. Провести сравнительный анализ теоретических подходов к проблеме изучения воли в психологии.

3. Выявить связь волевого самоконтроля и стратегий поведения в межличностном конфликте спортсменов.

Объект исследования: межличностный конфликт спортсменов.

Предмет исследования: роль волевой регуляция в процессе разрешения межличностных конфликтов спортсменами.

Общая гипотеза исследования: высокий уровень развития волевого самоконтроля связан с выбором спортсменом в межличностном конфликте стратегий поведения "компромисс" и "сотрудничество".

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что её материалы могут быть использованы в психологической и педагогической деятельности в области спортивной психологии, разработке тренингов для развития воли, умений и навыков применения её в спортивной деятельности., а так же в конфликтных ситуациях.

I. Теоретический анализ

1. Межличностные конфликты

1.1 Определение межличностного конфликта

Межличностный конфликт [от лат. conflictus -- столкновение] -- столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия [Майерс, 12]. По сути дела, это взаимодействие людей, либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы. В социально-психологической науке, как правило, рассматриваются такие структурные компоненты межличностного конфликта, как конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, разрешение конфликта. В основе любого межличностного конфликта лежит сложившаяся еще до его начала конфликтная ситуация. Здесь налицо и участники возможного в дальнейшем межличностного столкновения, и предмет их разногласий. Во многих исследованиях, посвященных проблематике межличностного конфликта, показано, что конфликтная ситуация предполагает направленность ее участников на достижение не общей, а индивидуальных целей. Это и обусловливает возможность возникновения межличностного конфликта, но еще не предопределяет его обязательность. Для того чтобы межличностный конфликт стал реальностью, необходимо осознание его будущими участниками, с одной стороны, сложившейся ситуации как в общем отвечающей их индивидуальным целям, а с другой -- этих целей как несовместимых и взаимоисключающих. Но до тех пор, пока это не произошло, один из потенциальных оппонентов может изменить свою позицию, да и сам объект, по поводу которого возникли расхождения во взглядах, может утратить значимость для одной, а то и для обеих сторон. Если таким образом исчезнет острота ситуации, межличностный конфликт, который, казалось бы, неминуемо должен был развернуться, лишившись своих объективных оснований, попросту не возникнет. Так, например, в основе большинства конфликтных ситуаций, участниками которых являются педагог и учащийся, чаще всего лежит несовпадение, а порой и прямая противоположность их позиций и взглядов на учебу и правила поведения в школе.

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.

В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т...

Другие файлы:

Волевая регуляция поведения и деятельности

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. Развитие воли

Поведение в конфликте и аддитивное поведение у подростков
Проблема взаимосвязи стратегий поведения в конфликте и аддитивного поведения в подростковом возрасте в психологии. Стремление подростков уйти от реаль...

Выявление особенностей совладающего поведения успешных спортсменов
Исследование стратегий поведения спортсменов, занимающихся греко-римской борьбой. Изучение теоретических основ совладающего поведения успешных спортсм...

Взаимосвязь тревожности и стратегии поведения в конфликте
Возникновение и проявление тревожности как индивидуальной психологической особенности. Исследование взаимосвязи уровня ситуативной и личностной тревож...