Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Возрастные психологические особенности младших школьников и значение их учёта в организации педагогического процесса

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Анализ психических особенностей личности в обеспечении успешности учебной деятельности. Педагогические условия стимулирования развития устойчивой мотивации к обучению у младших школьников. Практическое исследование адаптации первоклассников к школе.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Психологическая готовность детей к обучению в школе
    • 1.1 Особенности социальных ситуаций развития младших школьников
    • 1.2 Анализ психических особенностей личности в обеспечении успешности учебной деятельности
  • Глава 2. Педагогические условия формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности
    • 2.1 Изучение методик, способствующих повышению мотивации учебной деятельности
    • 2.2 Условия стимулирования развития мотивации
  • Глава 3. Практическое исследование адаптации первоклассников к школе
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    • Приложение 1
      • Приложение 2

Введение

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать [61. C. 29]. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза [51. C. 10].

Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу. У некоторых детей по утрам развивается рвота [61. C. 30].

Все эти физиологические индикаторы свидетельствуют о чрезвычайной важности периода адаптации к школе. Именно успешность прохождения этого этапа отражается на всем последующем процессе обучения в школе. В перспективе школьная дезадаптация приводит к отрицательному отношению к образованию вообще, что отрицательно сказывается на социализации ребенка, ограничивает его возможности по самореализации.

В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей.

В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребенка. Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов к развитию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции учебной деятельности.

Психологи указывают, что самоорганизация и саморегуляция учения обеспечиваются контрольной частью учебной деятельности и именно с формирования самоконтроля рационально начинать процесс постепенной передачи учащимся элементов деятельности для самостоятельного осуществления [41. С. 30].

Изучение роли самоконтроля в учебной деятельности посвящено много психологических исследований. Действие самоконтроля рассматривается как необходимое условие успешности обучения (Н.И. Гуткина, Т.В. Апухтина, Л.Ф. Федорова [58]). Занимаясь разработкой технологических приемов развития самоконтроля у детей на уроках в начальной школе, исследователи пришли к выводу, что ученик владеет самоконтролем, если умеет сознательно подчинять свои действия заданному комплексу требований (правилу), изменять или сохранять состав действий в изменившихся условиях действительности; планировать состав действий, определять состав трудностей; сличать действия с образцом [33. C. 82].

Актуальной является проблема выделения особенностей личности, способствующих успешному обучению в школе. В настоящее время система образования столкнулась с проблемой роста количества неуспевающих детей. Готовность к обучению является основным вопросом, которым занимаются учителя, психологи, ученые, родители. В связи с большим количеством учеников, неготовых к обучению в школе, актуальной проблемой является проблема разработки новых программ, способствующих развитию личности. Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой для него сфере деятельности - учении. Новая ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованности, произвольности, ответственности. В этой новой ситуации ребенка настигает масса трудностей. Первая трудность заключается в несоответствии мотива, с которым ребенок приходит в школу, и содержания учебной деятельности. Другая проблема - проблема выявления наиболее значимых для учебной деятельности индивидуальных особенностей личности, способствующих успешному вхождению в процесс обучения.

В связи с большим количеством учеников, неготовых к обучению в школе, актуальной проблемой, на наш взгляд, является проблема разработки специальных развивающих коррекционных программ для детей, особенно младшего возраста.

Исходя из этого, можно выдвинуть гипотезу о том, что изучение особенностей личности ребенка поможет учителям справиться с трудностями, возникающими у детей и тем самым повлиять на качество успеваемости.

Целью данной дипломной работы является изучение возрастных психологических особенностей младших школьников и значения их учёта в организации педагогического процесса.

Задачи, которые следует решить для достижения поставленной цели, заключаются в следующем:

- изучить личностные особенности детей младшего школьного возраста;

- выявить причины, влияющие на уровень успеваемости каждого ребенка;

- изучить практику развивающих коррекционных программ для детей, а также проблему корректировки программ обучения с целью повышения развития интереса к обучению;

Объектом работы являются возрастные психологические особенности младших школьников, предметом - учёт этих особенностей в педагогическом процессе.

Методы исследования - анализ научной литературы, анализ опыта педагогов, тестирование и диагностика учащихся, наблюдение.

Глава 1. Психологическая готовность детей к обучению в школе

1.1 Особенности социальных ситуаций развития младших школьников

В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентации. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.

Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Обратимся к обсуждению изменений, которые происходят со звеньями самосознания в младшем школьном возрасте [33. C. 102].

Имя. С поступлением в школу ребенок тонко рефлексирует на то, как реагируют одноклассники на его домашнее, детское имя. Если он улавливает иронию, насмешку, то тут же стремится изменить возникающие дискомфортные ситуации, связанные с реакцией на его имя. Он просит домашних называть его иначе, с чем, безусловно, следует считаться.

В то же время, если сверстники с приязнью произносят имя ребенка, он испытывает чувство глубокого удовлетворения ими и самим собой. Ведь, как совершенно справедливо писал Дж. Карнеги, для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком в человеческой речи [36. C. 192].

Именно в школе, в процессе постоянного общения со сверстниками ребенок начинает ценить доброжелательное к себе отношение, выражаемое и в том, как к нему обращаются. Свою приязнь ребенок стремится выразить таким же образом - он учится приветливым формам общения и обращению к другому по имени. Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни.

В это же время, поступив в школу, ребенок должен принять и другой тип обращения к себе - учитель, а затем и дети могут называть его по фамилии.

...
Другие файлы:

Возрастные особенности современных школьников как фактор совершенствования педагогического процесса
Специфика возрастных особенностей школьников и пути совершенствования эффективного педагогического процесса. Исследование развития познавательных спос...

Особенности педагогического стиля общения в работе с детьми младшего школьного возраста
Младший школьник: индивидуальность и ее развитие. Возрастные особенности младших школьников. Особенности учебной деятельности. Возрастные особенности...

Методики воспитательной работы
Воспитание как часть педагогического процесса. Психологические особенности воспитания в школе: младших школьников, подростков. Основные методики воспи...

Особенности развития функции внимания у младших школьников
Психологические особенности младших школьников. Возрастные особенности развития внимания детей. Проблемы диагностики и развития внимания младшего школ...

Особенности организации и методики обучения чтению младших школьников
Научно-теоретические, анатомо-физиологические и психологические основы процесса чтения, психологический анализ ошибок. Организация и методика исследов...