Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Возможности и потребности человека

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Классификация индивидуальных, семейных и общественных потребностей человека. Определение понятия возможностей как совокупности психических процессов и состояний личности. Естественное и общественно-историческое происхождение общих задатков и способностей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • 1. Потребности человека
    • 1.1 Классификация потребностей
    • 1.2 Индивидуальные потребности человека
    • 1.3 Семейные потребности человека
    • 1.4 Общественные потребности людей
  • 2. Возможности человека
    • 2.1 Понятие возможностей
    • 2.2 Классификация возможностей
  • Заключение
  • Используемая литература
  • Введение
  • Человек -- высшая ступень развития живых организмов на Земле, феномен природы, единственный их представитель, обладающий даром мышления и речи. Носитель земной цивилизации. По своей природе он является целостным биосоциальным существом, в котором биологическое и социальное находятся в неразрывном единстве и взаимодействии.
  • Потребности человека определяются его биосоциальной сущностью. Человек одновременно и животное, живой, живущий организм ("биос" -- греческое слово, означающее "жизнь"), и общественное существо ("социтас" -- латинское слово, означающее "общество, совокупность людей, объединенных общими формами совместной жизни и деятельности"). Для нормального существования человеку необходимо не только осуществление потребностей, но и реализация возможностей, формирующихся вместе с личностью человека.
  • Из вышесказанного вытекает актуальность следующей темы исследования: "Потребности и возможности человека".
  • Цель работы - изучить потребности и возможности человека.
  • Для достижения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:
  • - Исследовать различные потребности человека;
  • - Рассмотреть возможности человека.
  • Методологической основой исследования являются труды следующих авторов: Н.Я. Башовой, Ф. Блума, А. Лайзерсона, П.В. Симонова, Е. Д. Хомской, Л. Хорстедтера и других.
  • 1. Потребности человека
  • 1.1 Классификация потребностей
  • Потребности -- форма связи организма с внешним миром и источник его активности. Именно потребности, являясь внутренними сущностными силами организма, побуждают его к разным формам активности (деятельности), необходимым для сохранения и развития индивида и рода. Потребности живых существ чрезвычайно разнообразны. Существуют разные подходы к их классификации, однако, большинство исследователей выделяют три типа потребностей: биологические, социальные и идеальные.
  • Биосоциальная сущность человека определяет его биологические и социальные потребности. Биологические потребности человека -- необходимая предпосылка существования любого живого организма. К биологическим потребностям человека относятся потребности в пище, одежде, жилище, охране жизни и здоровья, воспроизводстве потомства.
  • Социальные потребности человека -- это потребности взаимного общения, познания окружающего мира, обладания человеческой культурой, самореализации и самоутверждения. Социальные потребности -- это одновременно есть духовные (умственно-психические), этические (морально-идеологические) и эстетические (философско-художественные) запросы людей.
  • Человек прежде всего биологическое существо, поэтому его биологические потребности первичны.
  • Без их удовлетворения человеческая жизнь невозможна в любом ее проявлении. Без пищи жизнь человека угасает в течение нескольких дней. Но и без удовлетворения социальных потребностей, и прежде всего без общения в людской среде, человек не может быть человеком, он превращается в обычное животное.
  • Об этом говорят хотя и редкие, но убедительные случаи жизни детей среди животных. В 1997 году газеты сообщили ("Труд", 27.03.98) о таком сенсационном случае -- среди обезьян-бабуинов был обнаружен мальчик пяти лет, который ходил на четвереньках, ловко лазил по деревьям... Попытки вернуть современного Маугли в человеческое общество сколь-нибудь серьезным успехом не увенчались. Он и среди людей продолжал вести привычный ему образ жизни, человеческую речь не освоил, то и дело вставал на четвереньки, ел сырое мясо, часто бывал агрессивен, срывал с себя одежду.
  • Еще более удивительный случай произошел в Индии. Крестьяне обнаружили в волчьем логове двоих девочек. Как полагают исследователи, одной из них было примерно три, другой -- пять лет. Когда их извлекли из логова, они проявили поистине звериную свирепость -- визжали, кусались, царапались... Как ни старались ученые вернуть Томале навыки человеческого поведения, обратить ее в себе подобную, им это не удалось. Ее научили элементарным бытовым и гигиеническим навыкам, она даже знала около ста слов, но речью как средством общения так и не овладела.
  • Все, что удалось ученым, было результатом обычной дрессировки. Подобное достигается и в работе с обезьянами, попугаями... Но все, что для человека является естественным, само собой разумеющимся, для Томалы осталось недоступным. Она так и не научилась прямостоянию, то и дело стремилась опуститься на четвереньки, особенно когда чего-нибудь пугалась. Ученым удалось лишь снизить ее агрессивность. В ней проявлялось поведение волчонка: стремление к ночной жизни, ела сырое мясо, случалось -- ночью тоскливо завывала.
  • Вышеописанные и другие аналогичные случаи убедительно говорят: человек вне человеческого общения перестает быть полноценным человеком, и если с детства он был лишен такого общения, то обретение им человеческого облика становится невозможным и при возвращении в человеческую среду.
  • Поэтому и биологические, и социальные потребности людей -- это их насущные нераздельные потребности, от удовлетворения которых полностью зависит существование человека. В основе всех этих потребностей лежат материальные, экономические потребности. Большинство физиологических потребностей удовлетворяется производством экономического продукта (производством продовольственных и промышленных товаров, строительством жилья и производством других материальных благ).
  • Для удовлетворения духовных, культурных и других социальных потребностей также необходимы материальные блага. Для получения знаний нужны школы, вузы, библиотеки. Для пользования достижениями культуры требуются театры, выставки и т.д.
  • Экономика, экономическая деятельность людей являются непременным и первичным условием и средством удовлетворения всех биологических и социальных потребностей человека. И в своей совокупности все эти потребности человека возникают и реализуются на его индивидуальном уровне, а также в составе его семьи и всего человеческого сообщества.
  • Таким образом, все потребности человека могут быть подразделены на индивидуальные, семейные и общественные, как это делается в последующем изложении данной темы.
  • 1.2 Индивидуальные потребности человека
  • Индивид -- это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизическими особенностями. У индивида, собственно, и индивидуальные биологические, и социальные потребности.
  • К индивидуальным биологическим потребностям прежде всего относятся потребности в пище, одежде и охране жизни и здоровья. Каждому человеку в зависимости от его пола, возраста, умственной и физической нагрузки, национальных традиций, привычек, массы и размеров тела, состояния здоровья и вкусов требуется своя индивидуальная норма питания по калорийности, содержанию питательных веществ и витаминов, по вкусовым качествам и индивидуальные требования к одежде по ее размерам, моделям и другим потребительским свойствам.
  • Удовлетворение этой главной физиологической потребности помимо питания и одежды индивида напрямую зависит от его здорового образа жизни, который предполагает высокую санитарно-гигиеническую культуру каждого, отказ от потребления табака, алкоголя и наркотиков.
  • У нас в стране 70% населения не занимаются физкультурой, а распространенность гиподинамии (пониженная подвижность человека вследствие уменьшения силы его движений) среди школьников достигла 80%, более 30% населения имеют дефицит веса и столько же избыточный вес, в результате неправильного и нерационального питания.
  • В стране все более обостряется проблема курения. За последние годы доля курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросла с 1/2 до 7/10. Стремительно увеличивается количество курящих подростков. Сегодня каждый десятый школьник зависит от табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением.
  • В стране по-прежнему острой проблемой остается пьянство. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 2 раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление алкоголем является причиной более 7/10 всех несчастных случаев. Существенно увеличилось количество людей, употребляющих наркотики. Их средний возраст постоянно снижается. В настоящее время более 3 миллионов человек потребляют наркотики, почти две трети из них -- молодежь в возрасте до 30 лет, составляющая основную группу ВИЧ-инфицированных.
  • К индивидуальным социальным потребностям человека относятся его духовные, этические и эстетические запросы, потребность в самовыражении и самоутверждении личности, в защите от преступного посягательства на его жизнь и имущество. Познание и овладение общечеловеческими ценностями мира, дружбы, добра, справедливости и взаимопомощи; обладание чувством прекрасного и любви к родным и близким, к малой и большой Родине; высокие стремления к беззаветному служению своему народу и всему человечеству -- все это естественные потребности одухотворенного человека.
  • Для выполнения этой великой миссии необходимы всестороннее и гармоничное развитие личности, ее здоровый образ жизни, предполагающий органическое соединение высокой нравственности и санитарно-гигиенической культуры. Биологические и социальные потребности человека взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.
  • Потребность в труде есть одновременно и биологическая, и социальная потребность человека. Посильный и увлекательный труд укрепляет здоровье...
Другие файлы:

Социальные потребности
Потребности социальные — особый вид потребностей человека. Потребности, нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма челов...

Концепции человека и его потребностей в философии XIX в. Рутинные и творческие потребности
Полемика о природе человека, путях эволюции общества. Идея исторического развития потребностей. Точка зрения Гегеля на человеческие потребности. Полож...

Потребности человека и их взаимосвязь с производством
Формирование потребностей в первобытном обществе, виды и свойства потребностей современного человека. Взаимосвязь общественного производства и потребн...

Эмоции и потребности. "Брюшной мозг". Болезни и очищение
Данная книга о наших потребностях и об энергетике нашей жизни. Потому что именно энергия, наша энергия, которая заключена в наших полевых структурах -...

Интересы и потребности населения при выборе туристской поездки
Цели, факторы и потребности, влияющие на выбор туристской поездки человека, планирующего отдых. Характер путешествия и вид тура. Алгоритмы, благодаря...