Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Влияние сюжетно-ролевой игры на запоминание и воспроизведение дошкольников

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Сущность памяти как психического явления, ее содержание, психологическое и физиологическое обоснование, типы и формы, развитие в старшем дошкольном возрасте. Содержание сюжетно-ролевых игр в старших возрастных группах, оценка их влияния на память.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

психологический память ролевой игра

Актуальность исследования. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [28, с. 245].

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти [2, с. 9 - 12].

Трудно переоценить роль памяти в психическом развитии ребенка. Именно благодаря памяти ребенок способен усваивать начальные знания об окружающем мире, о себе и своих родителях, овладевать нравственно-этическими нормами. В дошкольном возрасте именно через развитие памяти осуществляется умственное развитие ребенка в целом.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. 3. М. Истомина проанализировала, как идет процесс становления произвольного и опосредствованного запоминания у дошкольников, и пришла к следующим выводам [14, с. 78]. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей трех-четырех лет запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т.е. без специального обучения мнемическим операциям, являются непроизвольными. В старшем дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал.

Продуктивность запоминания в игре у детей намного выше, чем вне ее. Однако у самых маленьких, трехлетних детей и в игре продуктивность запоминания сравнительно низкая. Первые специальные перцептивные действия, направленные на то, чтобы что-то сознательно запомнить или припомнить, отчетливо выделяются в деятельности ребенка 5 - 6 лет, причем чаще всего ими для запоминания используется простое повторение. К концу дошкольного возраста, т.е. к 6 - 7 годам, процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.

Различные процессы памяти развиваются с возрастом у детей неодинаково, причем одни из них могут опережать другие. Например, произвольное воспроизведение возникает раньше, чем произвольное запоминание, и в своем развитии как бы обгоняет его. От интереса ребенка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности зависит развитие у него процессов памяти.

Ролевая игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста, поэтому развитие памяти в этом возрастном периоде наиболее целесообразно осуществлять именно через ролевую игру.

Психологи считают, что ролевая игра - это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности. Ребенок растет и развивается, вместе с ним развивается игра - от простейших обыденных сюжетов ребенок переходит к более сложным, охватывающим все сферы деятельности человека.

Ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения.

Играя в ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.

Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию и таких мнемических процессов, как запоминание, узнавание и воспроизведение.

Вопросам изучения памяти детей дошкольного возраста уделяли внимание Е.В. Гордон, П.И. Зинченко, З.М. Истомина, Е.Д. Кежерадзе, Н.А. Корниенко, А.Н. Леонтьев, А.Н. Раевский и др.

З.М. Истомина изучала развитие произвольного запоминания у дошкольников в игре и лабораторном опыте.

Несмотря на большой объем полученных данных, проблема влияния сюжетно-ролевой игры на запоминание и воспроизведение дошкольников остается мало разработанной и актуальной в настоящее время.

Объектом исследования является запоминание и воспроизведение дошкольников.

Предмет исследования - процесс влияния сюжетно-ролевой игры на запоминание и воспроизведение дошкольников.

Цель исследования: выявить влияние сюжетно-ролевых игр на запоминание и воспроизведение детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы определила следующие задачи:

1. На основании изучения психолого-педагогической литературы уточнить понятия «память» и «сюжетно-ролевые игры».

2. Определить уровни развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения у старших дошкольников, используя сюжетно-ролевую игру.

3. Дать методические рекомендации по теме исследования.

Выбранная тема и сформулированные параметры исследования позволили нам выдвинуть гипотезу о том, что запоминание и воспроизведение у детей старшего дошкольного возраста будет зависеть от организации сюжетно-ролевых игр при соблюдении следующих условий:

- учета возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста;

- создания в игре мотива, побуждающего дошкольников запомнить и припомнить;

- наличия специального намерения, специальной цели и способов запоминания;

- создания условий, которые требуют от ребенка активного запоминания и воспроизведения.

Новизна исследования заключается в систематизации сюжетно-ролевых игр для развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость. Результаты нашего исследования могут быть использованы в работе воспитателей ДОУ, педагогов-психологов.

Исследование проводилось в три этапа.

На констатирующем этапе исследования (сентябрь 2012 г.) изучалось современное состояние проблемы в теории и практике дошкольного образования. Был определен уровень развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения. Мы использовали следующие методы исследования: анкетирование родителей, педагогический эксперимент, наблюдение «Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры» (Г.А. Урунтаева), методика «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия), методика «Опосредованное запоминание» (А.Н. Леонтьев), экспертная оценка, математическая статистика.

На формирующем этапе исследования (октябрь 2012 - февраль 2013 гг.) был составлен перспективный план проведения сюжетно-ролевых игр, и проводились сюжетно-ролевые игры, в процессе которых шел процесс развития мнемических процессов запоминания и воспроизведения у с...

Другие файлы:

Возможности использования сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников
Традиционные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Анализ требований образовательных программ по воспитанию детей в сюжетно-роле...

Сюжетно-ролевые игры в детском саду
Теоретические основы сюжетно-ролевой игры как средства всестороннего развития ребёнка. Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры, руководство...

Психологические особенности сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
Структура и этапы развития сюжетно-ролевой игры. Духовные и физические силы ребенка. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимо...

Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников
История возникновения ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка старшего дошкольного возраста. Структура, содержа...

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников
Формирование творческих способностей ребенка. Реализация в образовательный процесс развивающих педагогических технологий. Роль сюжетно-ролевой игры в...