Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Влияние стиля семейного воспитания на уровень агрессивности детей

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Понятие агрессии и агрессивности. Особенности агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Классификция стилей семейного воспитания. Методы психолого-педагогической работы по преодолению агрессивного поведения у дошкольников.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

  • Содержание
  • Введение
  • Глава I. Общее представление о взаимосвязи уровня агрессивности и стиля семейного воспитания
    • 1.1 Понятие агрессии и агрессивности
    • 1.2 Основные теоретические подходы к изучению агрессии
    • 1.3 Особенности агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
    • 1.4 Классификция стилей семейного воспитания
  • Глава II. Методологические основы организации исследования
    • 2.1 Организация проведения исследования с детьми
    • 2.2 Организация проведения исследования со взрослыми
  • Глава III. Методика проведения и результаты констатирующего эксперимента
    • 3.1 Характеристика базы исследования
    • 3.2 Методика проведения констатирующего эксперимента
    • 3.3 Анализ результатов исследования
    • Глава IV. Организация работы по коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возраста
    • 4.1 Экспериментальная программа по коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возраста
    • 4.2 Результаты экспериментального исследования
    • 4.3 Организация формирующего эксперимента для родителей
    • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза. В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.

В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон и др.

Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления агрессии. Данного вопроса касались: Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, М.И. Лисина.

Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников раскрыты в работах Р.В. Овчаровой, Е. Лютовой, Г. Мониной.

Объектом нашего исследования стало преодоление агрессии как деструктивной формы поведения.

Предметом исследования явились психолого-педагогические условия преодоления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: уровень агрессивности детей в 6-7 лет соответствует стилю и форме воспитания, также соответственно стилю воспитания должна проводиться работа по снижению уровня агрессивности детей.

Цель: выявить причины возникновения и психолого-педагогические условия преодоления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста и апробировать их экспериментально.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи исследования:

конкретизировать понятия «агрессия» и «агрессивное поведение»,

выделить особенности детей, склонных к агрессии и определить причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста,

систематизировать условия психолого-педагогической работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста,

разработать и апробировать серию занятий, игр, проблемных ситуаций, направленных на преодоление агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста,

выявить эффективность работы по преодолению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Глава I. Общее представление о взаимосвязи уровня агрессивности и стиля семейного воспитания

1.1 Понятие агрессии и агрессивности

Агрессия (лат. aggressio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Проявляется по отношению к другой особи своего или какого-либо другого вида, целью чего является отстаивание животными своих жизненно важных интересов.

До сих пор нет четкого определения понятия «агрессия». Известно, что в быту термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. Причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до убийств. Р. Бэрон и Д. Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения.

Согласно взглядам крупнейшего современного этолога и философа Конрада Лоренца (1903-1989), агрессия представляет собой системное свойство, возникшее и сформировавшееся в процессе эволюции видов под селекционным давлением факторов естественного отбора и служащее целям выживания и сохранения того или иного вида. Такая форма инстинктивного поведения, проявляющаяся как внутривидовое (т.е. направленное против собратьев по виду) соперничество у животных и человека, часто носит ритуальные формы демонстративного нападения и преследования противника, приводя к его запугиванию, что заканчивается бескровно демонстративным актом подчинения соперника. В ряде случаев (особенно среди видов, не принадлежащих к отряду хищных) проявления внутривидовой агрессии могут заканчиваться физическими травмами и даже смертью одного из соперников.

Будучи объективным системным свойством, присущим всем животным и устанавливающим важные параметры порядка в экосистеме, внутривидовая агрессия и внутрипопуляционная кооперация, закрепившиеся в процессе .естественного отбора в геноме человека как формы инстинктивного поведения, в случае ослабления или исчезновения других факторов селекционного давления и из-за отсутствия прямых каналов использования (например, защита от других хищных видов), могут, по заключению К. Лоренца, компенсироваться путем переноса в социальную сферу и проявляться в виде бытовой и социальной агрессивности. Как показывает история развития цивилизаций, вытесненная и сдерживаемая нормами морали скрытая агрессивность далее может становиться причиной политически, религиозно, национально и т.п. окрашенного агрессивного общественного поведения людей в массовом масштабе. Примером тому, в частности, может служить т.н. антиглобалистское движение, которое в определенном смысле можно трактовать как крупномасштабное проявление внутривидовой агрессии, основанное на конфликте, порожденном социально-экономическим неравенством как отдельных стран, так и целых регионов, а также деструктивная ориентация ортодоксальных исламистов. Возникающие при этом флуктуации часто выводят траектории социального развития в область нестабильности, все дальше от равновесия, к таким хаотическим аттракторам, которые соответствуют войнам и революциям.

Особая роль в этих процессах принадлежит носителям самых крайних проявлений злокачественной социальной агрессивности - т.н. деструктивным личностям (Э. Фромм), деятельность которых с системно-синергетической точки зрения можно рассматривать как возникновение резкой флуктуации, способной при отсутствии или ослаблении в данной социальной системе по каким-либо причинам внутренней стабильности (конфликт основных параметров порядка) создать нуклеацию и вывести эту систему далеко за пределы равновесия в сторону хаотических аттракторов и неуправляемых, а следовательно, непредсказуемых (т.е. катастрофических) траекторий развития, разрушающих предыдущие структуры и полностью меняющих облик этой системы.

Агрессивное поведение присуще всем людям и является необходимым условием жизнедеятельности. Поэтому в некоторые возрастные периоды - в раннем и подростковом возрасте агрессивные действия считаются не только нормальными, но и в определенной степени необходимыми для становления самостоятельности, автономности. Полное отсутствие агрессивности в эти периоды может быть следствием тех или иных нарушений развития, например, вытеснение агрессивности или формирование реактивных образований.

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Это определение подчеркивает, что агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив. Агрессивность - склонность к причинению другим морального или физического ущерба. В той или иной мере встречается почти у всех детей младшего возраста вследствие недостаточной произвольности поведения и несформированности моральных норм. В условиях неправильного воспитания эта особенность может закрепиться и, в последствии, перерасти в устойчивую черту поведения. Причины, по которым люди совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор, полностью не выяснены. На сегодняшний день в науке определены категории, которые обуславливают агрессивное поведение:

1. врожденные побуждения или задатки,

...
Другие файлы:

Профилактика агрессивности детей в современной семье
Проблема агрессии в психологии, факторы влияющие на ее развитие. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. Влияние семейного восп...

Влияние стиля семейного воспитания на поведение подростка во фрустрирующих ситуациях
Психологические особенности подросткового возраста. Сущность семьи, ее влияние на формирование личности. Условия возникновения и проявления фрустрации...

Влияние семейного воспитания на успешную социализацию младших школьников
Рассмотрение различных стилей семейного воспитания и их влияния на социализацию ребенка. Проведение диагностики уровня успешной социализации младших ш...

Методы и формы семейного воспитания
Понятие и принципы семейного воспитания, цель и методы. Влияние типологии семей на воспитание детей: типы семейного воспитания. Положительное воздейст...

Детско-родительское общение
Рассмотрение организационно-педагогических особенностей семейного воспитания в современном обществе. Характеристика стилей родительного воспитания. Ди...