Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Влияние средств массовой информации на эмоционально-волевую сферу подростков

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психологическая сущность влияния современных средств массовой информации на развитие личности. Психокоррекционная программа актуализации защитных механизмов и объективного отношения к воздействию масс-медиа на эмоционально-волевую сферу подростков.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Влияние средств массовой информации на эмоционально-волевую сферу подростков

Жунусова Н.Ф.

Содержание

Введение

Раздел I. Теоретические основы изучения воздействия средств массовой информации на эмоционально-волевую сферу подростков в психологии

1.1 Психологическая сущность влияния современных средств массовой информации на развитие личности

1.2 Психологическая характеристика личности современного подростка

1.3 Изменение эмоционально-волевой сферы под действием средств массовой информации

Раздел II. Эмпирическое исследование особенностей воздействия средств массовой информации на эмоционально-волевую сферу современных подростков

2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования особенностей влияния средств массовой информации на эмоционально-волевую сферу подростков

2.3 Психокоррекционная программа актуализации защитных механизмов к воздействию СМИ на подростков

Выводы

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Основные изменения в обществе, влияющие на молодежь, связаны с социальными, технологическими изменениями, урбанизацией, расслоением общества, ростом эмоциональной напряженности и влиянием средств массовой информации. Включение подростков в общество происходит в условиях перераспределения влияния институтов социализации. Динамично меняющееся окружение требует появления новых, более гибких и оперативно реагирующих на изменения институтов социализации.

Неотъемлемым компонентом социализации современных подростков становится влияние средств массовой информации и включенность в разнообразные информационные процессы. Телевидение, Интернет, радио, печать играют ведущую роль в построении социального образа мира, охватывая колоссальную аудиторию и преодолевая любые барьеры - государственные, национальные, социальные. Важно отметить, что в отличие от традиционных институтов социализации влияние средств массовой информации стихийно и спонтанно, а воздействие на личность носит относительно неконтролируемый характер.

По мере усиления воздействия на личность с этим влиянием все труднее становится конкурировать традиционным воспитателям - учителям, семье и др. Для многих из них средства массовой информации (СМИ) являются необходимым условием для жизни, многие подростки уже не представляют свое существование без любимого сериала, радиопередачи, журнала. СМИ становятся досугом детей, что, безусловно, отнимает огромное количество времени от основных занятий (учение уроков, посещение секций, общение со сверстниками).

С другой стороны, использование средств массовой информации в школьном образовании и воспитании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы.

Проблема исследования заключается в том, что средства массовой информации способны как положительно, так и отрицательно влиять на эмоционально-волевую сферу подростков.

Что касается негативного влияния СМИ и на последствия этого влияния. Дети как зеркало, они познают мир на примере кого-то другого, этим примером и становится для них телевидение, а насилие и постоянное волнение, передаваемое средствами массовых информаций, переносится на поступки и действия наших детей. Средства массовой информации оказывают сильное воздействие на подростков. В силу повышенной внушаемости и сложного характера взаимоотношений со взрослыми подростки являются наиболее подверженными данному влиянию. В случае эмоционального непринятия той или иной информации противостоять ей для подростка оказывается в силу возрастных особенностей непросто.

Практическая безграничность источников информации не только повышает потенциальную компетентность подростков и автономность от взрослых, но и меняет структуру мышления, способствует формированию более открытого, "космополитичного" мировоззрения. Обратной стороной доступности информации становится ее обесценивание для подростков.

Доказательствам этого негативного воздействия и будет посвящена наша работа.

В психологических исследованиях достаточно интенсивно изучаются проблемы особенности личностного, тендерного и профессионального восприятия СМИ (А.А. Вугман, М.А. Папантиму, В.И. Громова, A. Шалимова, М.А. Турчиноваи др.); специфика ее влияния на поведение и ценностные ориентации (Г.Г. Ерошина, М.А. Калиманов, Е.А. Пушканова, М.А. Салюков, Г.А. Козубова,), проблема восприятия рекламы школьниками (Н.С. Лещук, 2003).

Вышесказанное определило тему нашего исследования: влияние средств массовой информации на эмоционально-волевую сферу подростка

Цель исследования: выявление степени влияния средств массовой информации на эмоционально-волевую сферу подростков

Объект исследования: эмоционально - волевая сфера подростков

Предмет исследования: психологические особенности проявления тревожности подростков под воздействием средств массовой информации (на примере телеинформации)

Задачи исследования:

1. осуществить теоретический анализ традиционных и современных подходов к проблеме воздействия средств массовой информации на эмоционально-волевую сферу личности в зарубежной и отечественной литературе;

2. выявить психологические особенности проявления тревожности подростков под воздействием средств массовой информации;

3. изучить особенности воздействия телеинформации на проявление подростковой агрессивности;

4. разработать психокоррекционную программу по актуализации защитных механизмов к воздействию СМИ у подростков

5. разработать рекомендации для психологов, педагогов и родителей по защите подростков от негативного воздействия СМИ

Гипотеза исследования:

Проявление уровня агрессивности, тревожности подростка зависит от воспринимаемой телеинформации. Мы предполагаем, что регуляция психологами, педагогами и родителями процесса воздействия СМИ в значительной степени влияют на развитие эмоционально-волевой сферы современного подростка.

Методологическую основу работы составляют: концепция особенностей психического развития детей подросткового возраста (Л.С. Выготский, И.С. Кон, Ж. Пиаже, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин и др.); концепция воздействия СМИ на отношения детей разного возраста (Л.Л. Геращенко, О.В. Гордякова, Н.Э. Лазарева и др.).

Теория о рассмотрении средств массовой информации как элемента манипулятивного воздействия на психологические особенности человека (Ж. Бодрийяр, Л.Л. Геращенко, E.JI. Доценко, В.Н. Сагатовский, Э. Фромм, Г. Шиллер, Э. Шостром и др.);

Методы исследования: сравнительный анализ, эксперимент; методики, используемые в исследовании: психодиагностические методы (шкала личностной тревожности А.М. Прихожан, шкала самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л. Ханина), детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS), вариант (А)), методы статистического анализа (корреляционный анализ).

База исследования: исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 94 г.Алматы. В исследовании приняли участие 65 школьников; среди которых 35 девочек и 30 мальчика.

Теоретическая значимость: полученные в исследовании данные дополняют характеристику подросткового возраста; позволяют проводить психокоррекцию по актуализации защитных механизмов у подростков в рамках возрастной и педагогической психологии. Экспериментальные данные раскрывает неоднозначность СМИ и ее воздействия на эмоционально-волевую сферу подростков.

Практическая значимость: заключается в разработке психокоррекционной программы по актуализации защитных механизмов от манипулятивного воздействия средств массовой информации (СМИ). Материалы исследования могут быть использованы в деятельности практических психологов для психологического консультирования, психокоррекции эмоционально-волевой сферы подростков.

Приложение А. Анкета для родителей

Приложение Б.Беседа с детьми на тему: "Я и телевизор"

Приложение В.Наблюдение, проводимое психологом

Приложение Г.Учебный эксперимент: "Телевидение. Опасности. Дети"

Раздел 1. Теоретические основы изучения воздействия средств массовой информации на эмоционально-волевую сферу подростков в психологии

1.1 Психологическая сущность влияния современных средств массовой информации на развитие личности

Человек XXI века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации, новые технологии -- (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации, синтезаторы и пр.) проникли во все сферы жизни. Понятия "массовая коммуникация", "массовая информация" активно вошли в язык в конце XX столетия. Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе.

По классификации А.С. Школьникова в психологическом плане значимы следующие функции массовой коммуникации: [5]

1.информационно-познавательные. Печать, телевидение...

Другие файлы:

Влияние средств массовой информации на социальное воспитание подростков
Сущность и содержание социального воспитания подростков. Психолого-физиологические характеристики подростков. Общая характеристика средств массовой ин...

Влияние экстремальных ситуаций на эмоционально-волевую сферу сотрудников МВД
Психологические подходы к изучению и оценке экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности. Особенности проявления эмоционально-волевой сфер...

Телевидение как средство воспитания подростков
Влияние средств массовой информации, в частности - телевидения, на познавательную деятельность и духовно-нравственное воспитание подростков. Исследова...

Влияние СМИ на формирование ценностных ориентаций личности
Место, роль системы ценностных ориентаций в структуре личности, процесс и этапы ее формирования у подростков в условиях развития средств массовой инфо...

Средства массовой коммуникации в воспитании старших подростков
Психолого-педагогическая характеристика старших подростков. Процесс воспитания старших подростков. Понятие, основные виды и характеристика средств мас...