Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Влияние социального статуса на самосознание и самоощущение у учащихся подросткового возраста

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. Межличностные отношения, самосознание и самоощущение в подростковом возрасте. Взаимосвязь самоощущения и самосознания и социального статуса личности у учащихся в подростковом возрасте.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Дипломная работа

Влияние социального статуса на самосознание и самоощущение у учащихся подросткового возраста

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования влияния социального статуса на самосознание и самоощущение учащихся подросткового возраста

1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

1.2 Межличностные отношения в подростковом возрасте

1.3 Самосознание и самоощущение в подростковом возрасте

1.4 Взаимосвязь самоощущения и самосознания и социального статуса личности в подростковом возрасте.

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния социального статуса на самосознание и самоощущение учащихся подросткового возраста.

2.1 Программа исследования

2.2 Результаты исследования и их анализ

Выводы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы.

В структуре психики человека личность занимает ключевое положение, и в то же время, является наименее изученной ее областью. Остается множество вопросов о развитии личности и факторах, влияющих на данный процесс. Важнейший компонент личности человека - его самосознание. В психологической литературе показано, что являясь “ядром личности”, самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека. Проблемой самосознания занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Этой проблеме посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса, К.Роджерса, Э.Эриксона, Ч.Кули, Р.Бернса и многих других выдающихся ученых.

Подростковый возраст представляет особый этап развития в личности ребенка. Представления современного подростка об окружающем мире, осознание себя и своего положения в социальном окружении формируются в сложных условиях общества XXI века. Изучение особенностей личности подростков актуально для современного общества в психологическом, педагогическом и социальном отношении. Для того чтобы понять механизмы формирования поведения подростков, необходимо исследовать специфику формирования их самосознания. Под самосознанием в психологии понимают совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Возрастные и индивидуальные особенности подростков всегда находят свое отражение в становлении самосознания. Самосознание выступает как структура, определяющая личность и ее развитие. Вот почему так важно и актуально на сегодняшний день понять, какие же факторы способствуют развитию самосознания современных подростков, и создать такие условия, чтобы подростки приобщались к нравственным ценностям общества. Изучению проблем подросткового возраста посвящены многие исследования таких известных психологов, как Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева, Л.М.Фридмана, В.А.Аверина, Х.Ремшмидта, Ф.Райса, В.Г.Казанской и ряда других. Л.С. Выготский считал развитие самосознания основным новообразованием этого возраста. Появление сознательного “Я”, возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственные самооценки, интимизация внутренней жизни - вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этом возрасте. Этот период считается критическим или даже периодом возникновения самосознания во всей его целостности. Согласно С.Л. Рубинштейну, процесс формирования самосознания протекает от наивного неведения в отношении самого себя ко все более глубокому самопознанию, соединяющемуся со все более определенной, а иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития центр тяжести для подростков все более переносится к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом. Самоощущене отражает эмоциональный компонент самосознания, переживания личности по поводу себя, своих действий и отношений с окружающими. Т.к. в подростковом возрасте формируется самосознание в целом, его эмоциональный компонент также заслуживает внимания со стороны исследователей. При этом в подростковом возрасте социальная ситуация ребенка включает в себя в качестве основного компонента группу сверстников. Группа сверстников играет важнейшую роль в становлении личности подростка, в частности в формировании его самосознания. Изучение особенностей самосознания в подростковом возрасте и влияния социального статуса на самосознание и самоощущение подростков является важным направлением психолого-педагогических исследований, этим объясняется актуальность темы данного исследования.

Объектом исследования является самосознание и самоощущение учащихся подросткового возраста. Предметом данного исследования является процесс влияния социального статуса на самосознание, самоощущение учащихся в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что уровень развития самосознания и самоощущения учащихся подросткового возраста будет зависеть от их социального статуса, а именно: у учащихся подросткового возраста, имеющих более высокий уровень социального статуса, будем ожидать более высокий уровень развития самосознания и самоощущения, чем у учащихся подросткового возраста, имеющих более низкий уровень социального статуса.

Цель настоящей работы заключается в исследовании влияния социального статуса на особенности самосознания и самоощущения учащихся подросткового возраста. В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Создать теоретический обзор проблемы влияния социального статуса на самосознание и самоощущение учащихся подросткового возраста.

2. Создать экспериментальный план практического исследования влияния социального статуса на самосознание и самоощущение подростков.

3. Провести исследование социального статуса испытуемых.

4. Провести исследование особенностей самосознания и самоощущения подростков.

5. Провести эмпирическое исследование зависимости самосознания и самоощущения подростов от социального статуса.

База исследования: в исследовании принимали участие 41 учащийся подросткового возраста (14 - 15 лет) СОШ с. Помоздино Усть-Куломского района.

Глава 1. Теоретические основы исследования влияния социального статуса на самосознание и самоощущение учащихся подросткового возраста

1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

самоощущение самосознание личность подростковый

Одним из основных критических периодов в жизни любого человека является подростковый период.

Подростковый возраст является переходным и, по мнению Л.С.Выготского, включает в себя два ряда процессов. Натуральный ряд характеризуется процессами биологического созревания организма, включая половое созревание, социальный ряд - процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова [6, С. 329]. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не параллельны.

Во-первых, различны темпы физического и психологического развития. Один мальчик в 14-15 лет может выглядеть уже почти взрослым, а другой - еще совсем ребенком. Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причем различия эти не исключение, а правило.

Во-вторых, существуют большие внутренние диспропорции: отдельные биологические системы организма могут созревать в разное время.

Еще больше вариаций в психике: старший подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других - еще совершенно ребенком. Пласты детства в нем причудливо уживаются с пластами взрослости.

В-третьих, социальное возмужание по времени нетождественно физическому. Процессы акселерации свидетельствуют о том, что физическое созревание подростка происходит сегодня значительно быстрее и заканчивается раньше, чем в прошлом столетии. С социальным же созреванием дело обстоит гораздо сложнее. Сроки обучения в школе за последнее время заметно удлинились. Современная молодежь учиться значительно дольше, чем ее сверстники в прошлом. Позже начинается и ее трудовая деятельность. Плюс к этому у нас в стране наблюдается отсутствие четких общественных норм и ценностей, механизмов регулирования социальной и трудовой деятельности. Отсутствует единая национальная идея, четко обозначенное направление развития общества. Отсюда и неопределенность нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании.

Несмотря на это, существуют некоторые критерии, определяющие социальное созревание: завершение образования, приобретение стабильной профессии, начало трудовой деятельности, экономическая самостоятельность, политическое и гражданское совершеннолетие, служба в армии, вступление в брак, рождение первого ребенка....

Другие файлы:

Влияние материального положения и социального статуса родителей на самооценку детей
Понятие "самооценка", ее соотношение с уровнем притязаний. Развитие самооценки детей младшего подросткового возраста. Анализ результатов экспериментал...

Творческая активность учащихся подросткового возраста
Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста. Изучение сформированности мотива достижения успеха в...

Формирование мотивации учения у учащихся старшего подросткового возраста
Исследование психолого-педагогических условий формирования мотивации учения у учащихся подросткового возраста, разработка методических рекомендаций по...

Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста
Сущностно-содержательная характеристика понятия "творческая активность". Исследование сформированности творческой активности у учащихся подросткового...

Влияние статусного положения подростка в группе на формирование уровня его сексуальной самооценки
Познание подростками собственного тела и его потребностей. Формирование половой самоидентификации. Психосексуальные особенности подросткового возраста...