Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Влияние психических репрезентаций Олимпиады 2014 на здоровый образ жизни людей зрелого возраста

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психологические факторы, влияющие на отношение к здоровью. Гендерные особенности отношения к здоровью. Психические репрезентации Олимпиады 2014 как фактор, влияющий на здоровый образ жизни людей зрелого возраста. Эмпирическое исследование, его результаты.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Дипломная работа

Тема «Влияние психических репрезентаций Олимпиады 2014 на здоровый образ жизни людей зрелого возраста»

2014г

СОДЕРЖАНИЕ

психологический здоровый гендерный

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования здорового образа жизни людей зрелого возраста в современной психологии

1.1 Понятие здорового образа жизни

1.2 Факторы, оказывающие влияние на отношение к здоровью

1.2.1 Психологические факторы, влияющие на отношение к здоровью

1.2.2 Гендерные особенности отношения к здоровью

1.2.3 Влияние возраста на отношение к здоровью

Глава 2. Теоретические основы исследования психических репрезентаций Олимпиады 2014 и их влияние на здоровой образ жизни людей зрелого возраста

2.1 Понятие психической репрезентации

2.2 Психические репрезентации Олимпиады 2014 как фактор, влияющий на здоровый образ жизни людей зрелого возраста

Глава 3. Эмпирическое исследование психических репрезентаций Олимпиады 2014 и ее влияния на здоровой образ жизни людей зрелого возраста

3.1 Организация и проведение исследования

3.2 Исследование здорового образа жизни

3.3 Исследование психических репрезентаций Олимпиады 2014

3.4 Выявление влияния психических репрезентаций Олимпиады на здоровый образ жизни людей зрелого возраста

Заключение

Выводы и рекомендации

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что здоровье населения нашей страны характеризуется в настоящее время как критическое, подтверждением тому являются статистические данные о превышении числа умерших над числом родившихся в - 1,1 раза, в 23 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5-2,0 раза [47].

Ценность здоровья человека очевидна и не требует специального научного обоснования, однако установки людей на сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни, не соответствует ни знаниям людей о здоровье, ни о тяжести возникающих у них заболеваний [32, c.101]. По данным ВОЗ состояние здоровья обусловливается на 20% наследственностью, 20% экологией и питанием, 10% состоянием медицины и 50% индивидуальным образом жизни. Общеизвестно, что приоритеты образа жизни в любом обществе формируются при активном участии средств массовой информации. В решении этой задачи важную роль призваны играть Зимние Олимпийские игры 2014 года. Так как в рамках проведения Олимпиады планируется уделить серьезное внимание массовому развитию спорта и физкультуры, включающее в себя распространение социальной рекламы, продвижение ценностей физической культуры и здорового образа жизни, открытия спортивных центров. В связи с этим, актуальной становится проблема изучения влияния психических репрезентаций Олимпиады 2014 на здоровый образ жизни людей зрелого возраста.

Оценивая состояние научной разработанности проблемы, следует констатировать значительное количество исследований, посвященных формированию здорового образа жизни (Айзман Р.И., Брехман И.И., Вайнер Э.П., Зайцев Г.К., Казин Э.М., Казначеев В.П., Колбанов В.В., Кураев Г.А., Лисицын Ю.П. и др.). Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме формирования здорового образа жизни в области педагогики, психологии в доступных нам источниках мы не встретили работ, посвященных выбранной нами теме.

Цель нашего исследования - изучить влияние репрезентации Олимпиады на формирование здорового образа жизни людей зрелого возраста.

Объект нашего исследования - здоровый образ жизни.

Предмет нашего исследования - репрезентация олимпиады как фактор, влияющий на здоровый образ жизни людей зрелого возраста.

Методологической основой нашего исследования являются - научные идеи, теории и концепции в области: психологии развития и акмеологии (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.А.Головей, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, Е.Ф.Рыбалко и др.); психологии физической культуры и спорта (И.П.Волков, Г.Д.Горбунов, Е.П.Ильин, А.Ц.Пуни, Н.Б.Стамбулова и др.); психологии здоровья и валеологии (И.Н.Гурвич, В.В.Еремеева, Г.К.Зайцев, В.В.Колбанов, Г.С.Никифоров и др.); социологии и психологии средств массовых коммуникаций (П.А.Виноградов, Е.Л.Доценко, Г.Г.Почепиов, Е.В.Семенов, Ю.А.Шерковин и др.); социальной психологии и психологии личности (В.А.Аверин, Г.М.Андреева, А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, И.П.Волков, Е.С.Кузьмин, А.НЛеонтьев, В.Н.Мясищев, Б.Д.Парыгин, А.В.Петровский, А.А.Реан, К.Роджерс, Г.Шибутани и др.)

Гипотеза: положительная репрезентация олимпиады влияет на развитие здорового образа жизни людей зрелого возраста.

Задачи исследования:

проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению здорового образа жизни.

изучить специфику пропаганды здорового образа жизни.

изучить психическую репрезентацию Олимпиады 2014 и их влияние на здоровый образ жизни людей зрелого возраста.

разработать практические рекомендации по совершенствованию деятельности формирования здорового образа жизни, по средствам пропаганды Олимпийских ценностей.

Методы и методики:

Метод семантического дифференциала Ч. Осгуда

Методика определения уровня здорового образа жизни

Анкета «Представления о зимней Олимпиаде - 2014».

Анкета «Отношение людей зрелого возраста к формированию здорового образа жизни»

Методы математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона, T-критерий Стьюдента)

Экспериментальная база: СЦВС.

Выборка: 56 человек (26 мужчин, 30 женщин в возрасте от 45 до 70 лет)

Сроки исследования: 15 октября 2010 - 30 марта 2011 года.

Научная новизна: раскрыты особенности отношения взрослых к физической культуре и спорту и влияния этого отношения на реальную физкультурно-спортивную активность; выявлены различия в степени интереса у разных групп взрослого населения к физкультурно-спортивным средствам массовой информации;

Практическая значимость: квалификационной работы заключается в том, что на основании данных, полученных в ходе исследования, разработаны практические рекомендации, которые могут быть использованы руководителями лечебно-профилактических учреждений для профилактики вредных привычек и совершенствования работы по формированию здорового образа жизни людей зрелого возраста.

Глава 1. Теоретические основы исследования здорового образа жизни людей зрелого возраста в современной психологии

1.1 Понятие здорового образа жизни

Здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам зависит от его образа жизни [52, c.3-14]. Д.У. Нистрян пишет: “Как считают некоторые исследователи, здоровье человека на 60 % зависит от его образа жизни, на 20 % - от окружающей среды и лишь на 8 % - от медицины” [41, с. 40]. По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55 % определяется условиями и образом жизни, на 25 % - экологическими условиями, на 15-20 % оно обусловлено генетическими факторами и лишь на 10-15 % - деятельностью системы здравоохранения [6, с. 35-37].

Существуют разные подходы к определению понятия “образ жизни”. Так, ряд авторов полагают, что образ жизни - это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека [49, c.6]. Согласно Ю.П. Лисицыну, “образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей” [32, с. 6]. В данном случае образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями.

Большинство западных исследователей определяют образ жизни как “широкую категорию, включающую индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу” [48; с. 39].

А.М. Изуткин и Г.Ц. Царегородцев структуру образа жизни представляют в виде следующих элементов:

1) преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека;

2) способы удовлетворения материальных и духовных потребностей;

3) формы участия людей в общественно политической деятельности и в управлении государством;

4) познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания;

5) коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, класс, семья и др.);

6) медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека” [27, с. 20].

Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина, Е.Н. Савельева и др. предлагают такие составные части (аспекты) образа жизни, как производственная, общественно-политическая, внетрудовая, медицинская активность [32, c.140]. Другие авторы в понятие образ жизни включают трудовую деятельность человека, социальную, психоинтеллект...

Другие файлы:

Психические особенности и психические расстройства лиц зрелого, пожилого и преклонного возраста
Процесс старения и психологические изменения в личности зрелого возраста. Характеристика и профилактика психических расстройств у больных преклонного...

Здоровый образ жизни и долголетие. Сборник 60 книг
Здоровый образ жизни – это модно, современно, но главное – совершенно необходимо для предотвращения преждевременного старения. В сборнике представлены...

Здоровый образ жизни
Здоровье человека как общественная ценность. Здоровый образ жизни – сложившийся у человека способ организации жизнедеятельности. Факторы, определяющие...

Здоровый образ жизни - основа здоровья
Определение здоровья и благополучия. Признаки эмоционального благополучия и его достижение. Факторы, определяющие здоровый образ жизни: питание, физич...

Участие социального педагога в формировании основ здорового образа жизни у первоклассников
Анализ и сущность понятий "здоровье", "образ жизни", "здоровый образ жизни". Особенности процесса формирования представлений о здоровом образе жизни у...