Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Влияние дисфункциональной семьи на формирование личности подростка

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психологические особенности личности подростка. Основные причины и факторы, влияющие на личностное развитие. Рекомендации родителям и преподавателям, работающим с детьми из дисфункциональных семей, направленные на оптимизацию формирования личности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Арзамасский государственный педагогический институт

им. А. П. Гайдара»

Кафедра психологии развития

Курсовая работа

Влияние дисфункциональной семьи на формирование личности подростка

Оглавление

Введение

I Глава. Основные теоретические подходы к изучению проблемы дисфункциональных семей в работах зарубежных и отечественных авторов

1.1 Проблема дисфункциональной семьи в психолого-педагогической литературе

1.2 Психологические особенности личности подростка

1.3 Основные причины и факторы влияющие на личностное развитие подростка

Выводы по I главе

II Глава. Изучение влияния дисфункциональной семьи на формирование личности подростка

2.1 Методы и процедуры исследования

2.2 Анализ результатов исследования

2.3 Рекомендации родителям и преподавателям, работающим с детьми из дисфункциональных семей, направленные на оптимизацию формирования личности подростка

Выводы по II главе

Заключение

Приложение

Литература

Введение

дисфункциональная семья личность подросток

Актуальность исследования: с самого рождения ребенок попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие личности подростка оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.

Подростковый возраст является этапом интенсивного физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, личностного, профессионального самоопределения и начальным этапом вступления во взрослую жизнь. Данный возрастной период - один из наиболее интенсивных в плане изучения динамики возрастных особенностей личности.

«Переходный возраст» как стадия перехода от детства к зрелости имеет своей биологической основой половое созревание. Вместе с тем, меняются не только конституциональные и биологические черты, но и вся система отношений подростка с миром приобретает новые специфические особенности.

Возрастные и индивидуально - психологические особенности подросткового возраста изучались такими авторами как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн, Ж. Пиаже и др. несмотря на то, что данный возрастной период имеет достаточно подробную теоретическую представленность, до сих пор мнения различных исследователей о специфических новообразованиях, ведущей деятельности подростка неоднозначны.

Однако теоретические и практические работы показывают, что именно в подростковом возрасте закладываются прочные основы самосознания, моральных ценностей и норм.

Подростковый возраст, в силу резких качественных изменений характеризуется конфликтностью, кризисами во взаимоотношениях. В первую очередь, сферой возникновения у подростка трудностей в общении является семья. Самые близкие люди - отец и мать, играя особую роль в развитии ребенка, зачастую не могут заметить перемен в самосознании, ценностных ориентациях ребенка.

Таким образом, анализ социально-психологической литературы позволил выявить противоречие: между необходимостью оказания помощи дисфункцианальным семьям по формированию личности подростка и недостаточной методической и практической рассмотренностью этого вопроса.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы основные условия способствующие влиянию неблагополучной семьи на формирование личности подростков.

Цель исследования: изучить влияние дисфункциональной семьи на формирование личности подростка.

Гипотеза исследования: своевременное изучение влияния дисфункциональной семьи на формирование личности подростка позволит нам на основе полученной диагностики данных разработать эффективные рекомендации для родителей из дичфункциональных семей и классных руководителей, работающих в этих семьях.

Объектом исследования выступают подростки выросшие в дисфункциональных семьях.

Предметом исследования являются особенности влияния дисфункциональных семей на личность подростка.

В соответствии с целью выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:

Изучить проблему дисфункциональной семьи в психолого-педагогической литературе.

Определить основные психические особенности старшего подросткового возраста, причины и факторы влияющие на личность подростка.

Подобрать методы и процедуры исследования влияния дисфункцианальной семьи на формирование личности подростка.

Провести анализ процедур исследования и разработать рекомендации.

Методологическими основами исследования послужили идеи отечественных исследований о двоякой детерминации психики человека (Выготский Л.С., Рубенштейн С.Л., Ломов).

Теоретической основой исследования служили работы отечественных и зарубежных авторов Буянов М.И., Варга А.Я., Выготский Л.С., Дивицина Н.Ф., Макаренко А.С., Макаренкова И. В., Мудрик А.В., Обухова Л. Ф., Реан А.А., Рубенштейн С.Л., Столин В.В., Целуйко В.М., Эльконин Д.Б, Эйдмиллер Э.Г., а также работы других авторов.

Для проверки гипотезы и решения задач исследования нами были использованы следующие методы исследования:

-теоретический: анализ социально-психологической литературы по проблеме исследования;

-эмпирический: наблюдение, беседа, тестирование. В качестве основных методик нами были использованы следующие психологические диагностики: методика рисуночного теста «Моя семья»; тест - опросник родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина.

Экспериментальной базой исследования послужила МОУ СОШ №7 города Арзамаса, в экспериментальных исследованиях приняли участие 9 подростков из них 6 мальчиков и 3 девочки в возрасте 13-14 лет и их родители.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе изучена проблема дисфункциональной семьи, раскрыты психологические особенности подросткового возраста; определены основные причины и факторы влияющие на развитие личности подростка.

Практическая значимость исследования состоит в том, что подобранны и проведены психолого-диагностические методы исследования влияния дисфункциональной семьи на развитие личности подростка; проанализированы результаты исследования, подобраны рекомендации для родителей и учителей, работающих с детьми из дисфункциональных семей, по оптимизации личности подростка.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения

I Глава. Основные теоретические подходы к изучению проблемы дисфункциональных семей в работах зарубежных и отечественных авторов

1.1 Проблема дисфункциональной семьи в психолого-педагогической литературе

Анализ социально - психологической литературы показывает, что увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием» [15,20]. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.

Известный детский психиатр М. И. Буянов [1, 9] считает, что все в мире относительно - и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально - психическое состояние. «Для одного ребенка, - подчеркивает М. И. Буянов, - семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья - ребенок» имеет право...

Другие файлы:

Влияние семьи на развитие личности подростка
Основные характеристики и функции современной семьи. Научные подходы к содержанию ее роли. Типы родительского контроля, стили и принципы воспитания. С...

Процесс формирования человеческой личности под влиянием института семьи
Семья как фактор социального развития подростка. Влияние социальных и биологических факторов на особенности становления личности в подростковом возрас...

Влияние стиля семейного воспитания на поведение подростка во фрустрирующих ситуациях
Психологические особенности подросткового возраста. Сущность семьи, ее влияние на формирование личности. Условия возникновения и проявления фрустрации...

Роль семьи в развитии личности подростка
Семья как фактор социального развития подростка. Особенности становления личности в подростковом возрасте. Экспериментальное исследование роли семьи в...

Влияние стиля родительских отношений на формирование личности подростка
Теоретическое исследование личности подростка и стилей родительского отношения с детьми-подростками в семье. Возрастные особенности личности и поведен...