Взаимосвязь девиантного поведения с креативностью
Краткое сожержание материала:
Размещено на
1
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи креативности и девиантного поведения
- 1.1 Девиантное поведение: понятие, признаки, причины
- 1.2 Понятие и особенности креативности
- Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи креативности и девиантного поведения
- 2.1 Цель, задачи, гипотеза исследования
- 2.2 Методики исследования
- 2.3 Анализ результатов исследования
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения - агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями… Всё это объединяется понятием «девиантное поведение». Девиантное поведение можно в общем смысле обозначить как некое отклонение от принятых в том или ином обществе социальных норм, правил поведения. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.
Социально-экономические преобразования в России затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все это особенно болезненно сказалось на жизни детей и подростков.
Формы девиантного поведения оказывают влияние на интеллектуальные способности подростка, на познавательные процессы. А ведь количество подростков с отклоняющимся поведением всё возрастает. Между тем, современный мир требует от человека высокого развития интеллекта, а главное, творческих способностей. Оказывает ли влияние девиантное поведение на творческое мышление подростков, то есть на креативность? Существует ли взаимосвязь между девиантным поведением и креативностью? Именно этот вопрос и является проблемой данного исследования.
Цель исследования: исследовать взаимосвязь девиантного поведения и креативности.
Объект исследования: подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования: девиантное поведение подростков и его влияние на креативность.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, признаки, причины девиантного поведения
2. Проанализировать особенности креативности
3. Провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи девиантного поведения и креативности
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что между девиантным поведением и креативностью существует следующая взаимосвязь: чем более выражено девиантное поведение подростка, тем меньшей креативностью он обладает.
Методики исследования:
1. Анкета для педагогов, направленная на выявление степени выраженности девиантного поведения у подростков
2. Диагностика невербальной креативности (методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным)
3. Диагностика вербальной креативности (методика С.Медника, адаптирована А.Н.Ворониным)
База исследования: Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Исток» г. Москвы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи креативности и девиантного поведения
1.1 Девиантное поведение: понятие, признаки, причины
Девиантное поведение (deviatio - отклонение) - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.
Змановская Е.В. выделяет следующие виды девиантного поведения Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2003. -- 288 с.:
Ш Делинкветное поведение
Ш Агрессивное поведение (деструктивное)
Ш Зависимое (аддиктивное) поведение
Ш Суицидальное поведение
Делинквентное поведение. Содержание этого понятия сливается с понятием «преступное поведение», поскольку под словом «деликт» понимается «преступление».
Однако не всякое делинквентное поведение можно вообще охарактеризовать как отклоняющееся. Например, поступки революционера движимые моралью, принятой в среде его единомышленников, могут быть вполне последовательными, и с этих позиций его поведение вполне адекватно, и даже одобряется, хотя с точки зрения антинародного правительства, против которого он борется этот человек - преступник. Итак, «делинквентное поведение» и «отклоняющееся поведение» - понятия, имеющие область пересечения своего содержания. Практически же можно говорить, что делинквентное поведение - частный случай отклоняющегося.
Агрессивное поведение. Может быть личностной характеристикой. Типичным примером, также известным в юридической психологии может послужить преступник корыстно-насильственного типа (классификация по виду преступного посягательства) - попросту говоря - бандит, грабитель.
Ведущие признаки агрессивного поведения:
- выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;
- тенденция к разрушению;
- направленность на причинение вреда окружающим людям;
- склонность к насилию (причинению боли).
Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М: Сфера, 2001. - 160 с. .
Аддиктивное поведение - то есть зависимое (от addiction - зависимость). Само название этого понятия ясно указывает на невозможность его полного отождествления с отклоняющимся поведением, ибо не всякое отклоняющееся поведение осуществляется вследствие какой-либо зависимости. Различают несколько видов зависимостей, среди которых главное место занимают зависимости химического и не химического происхождения. Поведение наркомана, страстного игрока, ведомого члена деструктивной секты можно охарактеризовать как зависимое, но опять-таки лишь в том случае, когда это поведение есть следствие действия влияющей причины.
Наркоман, изобретающий всякие ухищрения, чтобы скрыть то, на что он расходует деньги, даваемые родителями, или похищаемые в семье, демонстрирует зависимое поведение, ибо оно направляется ведущим мотивом, сделавшимся смыслообразующим ядром его личности - наркотиками. Но тот же наркоман может совершать и иные поступки, например, сходить в магазин за хлебом, в каковом поведении вряд ли кто-то в состоянии будет усмотреть зависимость. В строгом смысле можно говорить о зависимом, аддиктивном поведении тогда, когда вся система ценностей, мотивов и оценок собственных действий и помыслов смещена под действием источника зависимости.
Формы зависимого поведения:
v химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);
v нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);
v гэмблинг -- игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);
v сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм);
v религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).
Итак, аддиктивное поведение - также частный случай отклоняющегося поведения - объем первого понятия включается в объем второго Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск: Беларусь, 1988. .
Суицидальное поведение
Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») -- это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.
В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // ОБЖ. - 2003. - №2. - С.52-53. .
Традиционно причины девиантного поведения подразделяются на две группы:
1. причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
2. причины, связанные с социальными и психологическими проблемами.
По отношению к подрос...
Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения детей младшего школьного возраста
Феноменология девиантного поведения. Понятие психолого-педагогической профилактики девиантного поведения. Ранние признаки девиантного поведения. Особе...
Профилактика девиантного поведения учащихся ПУ
Существование взглядов относительно различных форм девиантного поведения. Проблема девиантного поведения. Девиантное поведение подростков – распростра...
Формы девиантного поведения подростков
Исследование влияния неудовлетворения эмоциональных потребностей подростка на формирование у него девиантного поведения. Причины отклоняющегося поведе...
Социальный дискомфорт в отношениях между членами семьи как причина девиантного поведения подростков
Воздействие социального дискомфорта в семейных отношениях на формирование девиантного поведения подростков. Технология социальной работы с детьми и по...
Социально-психологические детерминанты девиантного поведения
Виды и формы девиантного поведения. Причины и факторы, детерминирующие это социальное явление. Социальные причины девиантного поведения у подростков....