Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Взаимоотношения в семье и социометрический статус школьника

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Понятие социометрического статуса. Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности. Влияние семьи на социометрический статус школьника. Виды семейных взаимоотношений и их характеристика. Взаимоотношения подростка с родителями.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности. Влияние семьи на социометрический статус школьника

1.1 Виды семейных взаимоотношений и их характеристика

1.2 Взаимоотношения подростка с родителями

1.3 Понятие социометрического статуса

1.4 Особенности взаимоотношений детей и подростков со сверстниками

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня взаимоотношений подростка в семье и социометрического статуса

2.1 Организация и основные этапы эмпирического исследования

2.1 Анализ и интерпретация полученных результатов

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что социальная среда оказывает влияние на человека и является «источником», питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности и роли Кон, И.С. Ребенок и общество. - М.: изд-во Наука, 1988. - С. 72.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, то есть учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, учащегося, студента, служащего, супруга и родителя Кон, И. С. Социологическая психология: избранные психологические труды / И. С. Кон. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - С. 381.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания Кон, И.С. Ребенок и общество. М.: изд-во Наука, 1988. - С. 73. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм Социальная психология личности./Под ред. М.И.Бобнева, Е.В. Шорохова - М.: Изд-во «Наука»,1979.- С.89.

Взаимоотношения в семье являются базой построения отношений в школе. Отношения имеют важное значение в любом возрасте, но особенно значимыми они становятся в подростковом возрасте; важно определение факторов, которые могут влиять на взаимодействие с другими людьми, - сверстниками, взрослыми и другими людьми. Исследование представленной мной темы, её дальнейшее изучение помогут спланировать коррекционные психолого-педагогические и консультационные мероприятия по разрешению и предотвращению возможных конфликтов в межличностных отношениях и влияние на них, как внешний, так и внутренних факторов (в частности уровень взаимоотношений в семье).

Цель исследования: установить связь между уровнем взаимоотношений в семье и социометрическим статусом школьника.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.

2. Изучить уровни взаимоотношений подростков в семье

3. Изучить социометрический статус подростков.

4. Составить план коррекционно-педагогических мероприятий.

Гипотеза: существует связь между уровнем взаимоотношений в семье и социометрическим статусом школьника

Методическая основа исследования:

В исследовании были использованы следующие методы - теоретический анализ и обобщение научной литературы, опрос, социометрический анализ.

Предмет исследования: межличностные отношения.

Объект исследования: уровень взаимоотношений подростка в семье и межличностных отношений.

Методики:

1. Опросник социализации для школьников «Моя семья»

2. Исследование проксемического поведения несовершеннолетних с помощью шкалы CIDS.

семья социометрический статус школьник

Глава 1. Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности. Влияние семьи на социометрический статус школьника

1.1 Виды семейных взаимоотношений и их характеристика

В современной педагогической психологии широко известно имя C.В. Ковалева, который большое внимание уделял проблемам семейных взаимоотношений и особенно, их влияние на подростков. При этом он высоко оценивал роль педагога в работе с подростком, особенно из неблагополучных семей. Общаясь с подростком, учитель должен как-то корректировать возможное негативное влияние преобладающего характера отношений в семьях на юношей и девушек. Но такая коррекция невозможна без знания такой характеристики этих отношений, как их стиль Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. - М.: «Просвещение», 1990. - С.16.

В современной психологии стили семейных взаимоотношений делятся на три основных: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический. Первый из них обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого, что в плане воспитания обычно находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации юношами и девушками таких же принципов, либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей. Два других - авторитарный и демократический - образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе которой царит жесткая авторитарность: безапелляционное и - бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом - коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза.

Однако есть еще одна характеристика семейных отношений, которая весьма существенно определяет направление их педагогического воздействия, - та, которую мы бы определили как смысловую направленность взаимоотношений.

Направленность эта может быть трех типов. Первая - на деятельность (преимущественно трудовую). Вторая - на взаимоотношения с другими людьми. И третья - на себя и самоудовлетворение. Преобладающая смысловая направленность прасемьи, как правило, воспроизводится впоследствии юношами и девушками в их собственных брачно-семейных отношениях - чаще по сходству, чем от противного, но в том-то и суть, что для благополучия их будущей совместной жизни в родительской семье должен проявляться своеобразный баланс всех этих трех направленностей при выраженном одновременном преобладании первых двух из них. Иначе абсолютное доминирование деловой направленности может породить бездушных прагматиков, не принимающих о внимание эмоции и просто помыслы других; абсолютизация направленности на взаимоотношения приведет к излишней ориентации членов будущей семьи на создание и поддержание тесного круга (своих) - родных или близких, а то и (нужных) людей и реализации очередного варианта достаточно вредного мифа «мой дом - моя крепость», а преобладание индивидуалистической направленности сформирует эгоистов и себялюбцев, неспособных быть в семье полноценно счастливыми.

Однако за известной динамикой отношений детей с родителями, хорошо описываемой формулой «обними, покрепче - пусти - отстань», просматривается несколько большее, чем избитая мысль о детской неблагодарности, а именно: связанное с возрастом изменение функций этих отношений.

Задумываемся ли мы, кем для ребенка выступают родители? Во-первых, источником эмоционального тепла и поддержки. Во-вторых, властью, высшей инстанцией, распорядителем благ. В-третьих - образцом и примером для подражания. Ну, а в-четвертых - другом и советчиком. Так вот, несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей с ребенком должны присутствовать все эти четыре функции, «удельный вес» их в разные возрастные периоды неодинаков. В младенчестве и начале детства «лидирует» первая функция, в раннем и позднем детстве - вторая, в младшем школьном возрасте - третья, а вот с наступлением пубертатного периода все больший вес приобретает четвертая. Из этого следует необходимость перестройки характера взаимоотношений и общения родителей с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностке. - Киев: «Наукова думка», 1989. - С.110.

Теперь об эмансипации детей от родителей. Явление это сложное и многоаспектное, поскольку осуществляется как бы в четырех измерениях, в сумме и составляющих сущность взаимоотношений между людьми.

Эмансипация может касаться эмоциональной их ипостаси (когда эмоциональные связи детей и родителей постепенно разрываются или вытесняются связями с другими - дружбой, любовью); быть когнитивной по сути (если между детьми и родителями с каждым днем возрастает стена непонимания);происходить в поведенческом аспекте взаимоотношений (когда родители оказываются не в состоянии регулировать поведение своего сына или дочери) и, наконец, просто быть нормативной (если те нормы и ценности, на которые ориентируются родители, становятся чуждыми их детям). Что же лежит в основе возника...

Другие файлы:

Влияние самооценки младшего школьника на социальный статус ребенка
Влияние самооценки на социометрический статус личности. Уровень притязаний младшего школьника. Опытно-практическая работа по изучению межличностных вз...

Влияние самооценки на социометрический статус личности в подростковом возрасте 14 15 лет

Гендерные стереотипы в семье
Роль гендерных стереотипов в семейных отношениях. Взаимоотношения в семье: стили поведения матери и отца, взаимоотношения родителей и детей, различия...

Анализ зарождения и становления межличностных отношений и их влияния на социальный статус
Закономерности развития самооценки и самосознания дошкольника. Социометрический статус дошкольника в контексте межличностного общения в группе. Экспер...

Взаимоотношения в семье как фактор эмоционального благополучия её членов
Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности. Взаимоотношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема. Исследов...