Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Взаимисвязь образа отца и полоролевой идентичности подростков из неполных семей

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Роль отца и его образа в формировании личности подростка. Ключевые аспекты отцовской значимости. Показатели эмоциональной вовлеченности отца в отношения с детьми. Изучение взаимосвязи образа отца и полоролевой идентичности подростков из неполных семей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимосвязи образа отца и полоролевой идентичности подростков и развития ребенка в целом, напрямую связаны с культурным аспектом. Современные методы искусственного оплодотворения, развивающиеся на Западе практики воспитания детей в лесбийских парах, беспрецедентный рост числа разводов и неполных семей все чаще приводят к исчезновению отцовской фигуры из социальной ситуации развития ребенка, что ставит перед психологической наукой вопрос о последствиях таких сдвигов в воспитании детей для их психического развития, и на формирование их полоролевой идентичности.

В последнее десятилетие число исследований, посвященных роли отца, неуклонно растет. В них показано, что отцовское влияние часто оказывается независимым от материнского или, по крайней мере, таким же важным как материнское. Активно стали изучаться вопросы значимости отцовской вовлеченности, любви, позитивной отцовской заботы для детей и подростков.

Представление о слабости и неадекватности отцов - один из самых распространенных стереотипов общественного сознания. Было показано, что отец имеет важнейшее значение для возникновения у ребенка ощущения себя, принадлежности к мужскому или женскому полу и овладения способами поведения, свойственным мужчинам и женщинам.

В процессе дефицита общения ребенка с отцом, идентификация с ним может быть задержана и установление уверенного чувства мужественности у мальчика нарушается. Отец необходим для успешного формирования не только маскулинности сыновей, но и феминности дочерей. Психоаналитически ориентированные исследователи считают, что для успешного принятия женской половой роли девочка должна испытывать гордость от ощущения себя женщиной и индетифицироваться со своей матерью в ее взаимоотношениях с отцом. Отсутствие отца нарушает формирование полоролевой идентичности у подростков, что приводит к усилению сепарационной тревоги, отрицанию чувств, связанных с уходом отца.

Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи между образом отца у подростков из неполных семей и их полоролевой идентичностью. На основе этого мы можем выделить объект и предмет нашего исследования.

Объектом исследования является образ отца у подростков, предметом исследования - взаимосвязь образа отца и полоролевой идентичности подростков.

Исходя из цели, объекта и задач мы можем выдвинуть следующие гипотезы исследования: существует взаимосвязь между образом отца у подростков из неполных семей и полоролевой идентичностью, а также гендерные особенности этой взаимосвязи.

Из предложенных нами гипотез можно выделить следующие задачи:

1. проанализировать проблему взаимосвязи между образом отца и полоролевой идентичностью в научной литературе;

2. провести исследования образа отца в представлении подростков из неполных семей;

3. изучить гендерные особенности взаимосвязи образа отца и полоролевой идентичности подростков из неполных семей.

Теоретико-методологической основой исследования являются представления классического психоанализа 3. Фрейда о роли отца в развитии идентичности, теории объектных отношений (Д. Винникот, Р. Бриттон, П. Блос, П. Фонаги), сэлф-психологии X. Кохута, структурного психоанализа Ж. Лакана, теории привязанности (Д. Боулби, К. Гроссман).

Методы исследования:

Опросник «Подростки о родителях»; тест «Эмоциональная экспрессивность отца», позволяющий изучать образ отца в аспекте его доминирующего эмоционального состояния; опросник Сандры Бэм направленный на изучение маскулинности и феминности; статистическая обработка происходила с помощью номинативной шкалы.

База и методы исследования:

Наше исследование было проведено на базе МСОШ № 35 в м-н Первомайский г. Иркутска, выборку составляют подростки 12-13 лет из неполных семей в количестве 20 человек (12 девочек и 12 мальчиков).

Структура работы: Работа изложена на страницах. Состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, трех рисунков, библиографического списка из 48 наименований и приложения. В первой главе говорится о проблеме взаимосвязи образа отца и полоролевой идентичности подростков в психолого-педагогической литературе. Здесь мы рассматриваем роль отца и его образа в развитии личности подростка, а также исследование взаимосвязи образа отца и полоролевой идентичности подростков в психологической литературе. Во второй главе мы обсуждаем ход работы и результаты эмпирического исследования взаимосвязи образа отца и полоролевой идентичность подростков из неполных семей.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ОБАЗА ОТЦА И ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРЕТУРЕ

1.1 Роль отца и его образа в формировании личности подростка

Понимание роли отца было различно в разные исторические эпохи: от его полного отстранения от воспитания до максимальной вовлеченности в этот процесс при изолировании ребенка от матери. Изменение социокультурной ситуации в обществе способствовало трансформации позиции отца в семье, что приносило новые проблемы, которые, в свою очередь, требовали осмысления. Именно в рамках психоаналитической традиции в начале 20 века начались научные исследования роли отца в психическом развитии ребенка. Первоначально отец, а не мать рассматривался в качестве центральной фигуры, определяющей психическое развитие человека [41].

Отношение к отцу занимало центральное место в работах 3. Фрейда [41]. Д. Берлингейм, анализируя сочинения 3. Фрейда, выделяют следующие аспекты восприятия отца ребенком, упоминаемые в его работах: отец как объект любви, восхищения и идентификации; как человек, осуществляющий физическую заботу; как могущественное и богоподобное существо; как утешитель и защитник; как угрожающий и запрещающий авторитет, враждебный желаниям ребенка; как авторитарная фигура, которую нужно побороть [4]. Сам 3. Фрейд, ссылаясь на беспомощность младенца и его предположительную тоску по отцу, писал: «Я не могу думать о какой-то потребности в детстве такой же сильной, как нужда в отцовской защите» [42].

Развитие теории объектных отношений привело к большому акценту на изучение формирования и значения внутренних объектов и сместило интерес исследователей с отца на мать ребенка. Как отмечает Д. Берлингейм « что бы не писали большинство аналитиков о первых годах жизни ребенка, описываемые значимые объекты - это матери, отцы остаются на заднем плане, они не имеют важности…и едва ли упоминаются до тех пор, пока не получат должное при достижении ребенком фаллически - эдиповой стадии развития» [4]. Тем не менее, именно благодаря теории объектных отношений, были разработаны теоретические предположения о значимости отца и его образа для психического развития ребенка и подростка. Их анализ позволяет выделить несколько инвариантных аспектов значимости отцовской фигуры и его образа для психического развития детей и подростков.

Многие исследователи, считают, что для нормального развития ребенка должен быть второй объект помимо матери, кто поможет ей и ребенку перестроить их симбиотические отношения и будет способствовать сепарации и индивидуации ребенка. Трудности в протекании сепарации, обусловленные отсутствием второго для ребенка объекта, приводят к серьезным эмоциональным проблемам и затруднениям в формировании идентичности. Существует несколько теоретических предположений, как этот второй объект появляется для ребенка. Некоторые психоаналитики постулируют существование некоего изначального бессознательного знания ребенка о своем отце. В аналитической психологии К. Юнга постулируется врожденное присутствие архетипов отца и матери в психике ребенка, эквивалентных по своей значимости. Высказывалось предположение, что, только родившись, ребенок сразу начинает активный поиск отца, связанный со стремлением удовлетворить имплицитно заложенные потребности в языке, порядке, законе. Эти знания и чувства образуют матрицу для дальнейшего развития отцовского образа, которая заполняется благодаря взаимодействиям ребенка с отцом.

Более обоснованными можно считать предположения о том, что именно мать ребенка открывает ему отца. Начиная с ранних месяцев его жизни, она помогает ребенку создать репрезентацию часто отсутствующего отца, представить его, первоначально, символически, стимулируя, тем самым, помимо сепарации и когнитивное развитие. Предполагается, что сознательные и бессознательные установки матери по поводу роли отца ребенка, даже если он физически отсутствует (умер, не живет с семьей), будут формировать отцовскую репрезентацию ребенка и его отношение к отцу. Во многом то, что чувствуют матери по отношению к своим мужьям, их дети могут улавливать, порой бессознательно [41].

Аналитически ориентированные исследователи считают, что отец может поддержать агрессивные импульсы ребенка, сместить их с матери на себя, что помогает ребенку легче пережить потерю особых первичных отношений с матерью. Если отец воспринимается как внешний объект, отражающий эмоциональные состояния ребенка, то он может способствовать формированию образа матери как отдельного объекта, отражая их взаимодействие [17].

Следующим аспектом отцовской значимости является то, что отец-мужчина, как отмечал 3. Фрейд, присутствие сильного отца гарантирует сыну правильное решение для выбора объекта в противоположном поле [41]. Согласно классическим психоаналитическим взглядам в результате симбиотической идентификации с матерью первичная полоролевая идентичность мальчика и девочки оказывается феминной. Для достижения мужской идентичности мальчик должен дезидентифицироваться с матерью и иденти...

Другие файлы:

Образ семьи у девочек и мальчиков из полных и неполных семей
Семья как фактор становления и развития личности. Исследование гендерной идентичности у девочек и мальчиков из полных и неполных семей. Сравнительный...

Связь полоролевой идентичности с поведением девочек младшего подросткового возраста
Психологические особенности подросткового возраста. Теоретический обзор полоролевой идентичности у девочек-подростков 11-13 лет, особенности нарушений...

Особенности Я-образа младших школьников из полных и неполных семей
Общая характеристика младшего школьника. Исследование по выявлению особенностей Я-образа детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей....

Полоролевая идентичность у дошкольников из неблагополучных семей
Понятие идентичности в психологии. Понятие и виды неблагополучной семьи. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Исследование особенносте...

Формирование профессиональной готовности педагога к взаимодействию с детьми из неполных семей
Роль семьи в жизни ребенка и его социализация. Педагогическое содействие самоопределению ребенка. Роль отца в жизни ребенка. Типичные проблемы детей и...