Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Биоритмологические особенности работы подростка

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Изучение индивидуально-психологических особенностей подростков. Исследование воздействия биологических ритмов на физическую работоспособность школьников. Методики определения хронотипа, анаэробной производительности и уровня тревожности индивида.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • 1. Анализ литературы по теме исследования
    • 1.1. Сущность понятия тревожности
    • 1.2 Особенности проявления тревожности у подростков
    • 1.3. Физическая работоспособность и биоритмы
  • 2. Материал и методы исследования
  • 2.1. Определение хронотипа по методу Остберга
    • 2.2. Определение физической работоспособности
    • 2.3. Определение тревожности
  • 3. Результаты исследования
  • Выводы
  • Список литературы
  • Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что управление внутренними ритмами человека имеет важное значение не только для нормализации ночного сна, но и для устранения ряда заболеваний нервной системы, имеющих функциональный характер (например, неврозов). Установлено, что суточное изменение внутренних ритмов, свойственных здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются. По характеру искажений врачи могут судить о ряде заболеваний на начальной стадии. В последнее время в нашей стране и за рубежом проводятся большие работы по исследованию биоритмов человека, их взаимосвязи со сном и бодрствованием. Поиски исследователей направлены в основном на определение возможностей управления биоритмами с целью устранения нарушений сна. Задача эта особенно актуальна в настоящее время, когда значительная часть взрослого населения земного шара страдает от бессонницы.

Большинство болезней у человека происходит вследствие нарушения ритма функционирования ряда органов и систем его организма. В ходе исторического развития человек и все другие живые существа, населяющие нашу планету, усвоили определенный ритм жизни, обусловленный ритмическими изменениями геофизических параметров среды, динамикой обменных процессов.

Объектом исследования является работоспособность подростков.

Предмет исследования - влияние биоритмологических особенностей на работоспособность подростков.

Цель работы - выявить биоритмологические особенности работоспособности подростков.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить воздействие биологических ритмов на физическую работоспособность учащихся среднего школьного возраста;

- рассмотреть проблемы нарушения биологических ритмов;

- определить влияние биоритмов на уровень физической работоспособности подростков 13-14 лет.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ научно-методической литературы по выбранной теме;

2. Практические: контрольные тесты на выявление влияния биоритмов на работоспособность подростков 13-14 лет.

3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней собран и систематизирован материал по проблемам биоритимологических особенностей работоспособности подростков.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при организации образовательно-воспитательного процесса в средних общеобразовательных школах.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

1. Анализ литературы по теме исследования

1.1 Сущность понятия тревожности

Для каждого человека характерен определенный уровень тревожности - это естественная и обязательная особенность активной деятельности человека.

Психологический словарь дает следующее определение термина "тревожность".

1. Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям, состояниям тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

2. Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.

Тревожность - это комплекс эмоциональных состояний таких, как страх, беспокойство, стыд, вина и другие, которые оказывают неблагоприятное влияние на самореализацию личности, мешая человеку добиться успехов в жизни.(Выготский, 2007)

Слово "тревога" было известно в русском языке с первой половины 18 века и обозначало "знак к битве". Позже появилось понятие "тревожность". Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: "Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов".

В литературе часто смешиваются понятия тревога и тревожность, но они абсолютно неидентичные. Тревога - это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Поведенческие признаки тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, и др. Иногда тревога очень полезна, она помогает мобилизировать потенциальные возможности. В связи с этим различают мобилизирующую (дает дополнительный импульс) и расслабляющую (парализует человека) тревогу.

Единичные проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название "тревожность". При этом следует разграничивать термины "тревожность" и "страх". Э. Изард трактует понятие "страх", как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию. Он отмечает, что тревога состоит из множества эмоций, одной из составляющих которой является страх. Известный физиолог Павлов И.П. считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения.(Изард, 2006)

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, то есть в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности, но также этот компонент присутствует и в тревожности. Ф.Б. Березин отметил, что тревожность - это эмоциональное состояние, закономерно сменяющееся по мере возрастания, и выделил 6 уровней состояния тревожности.(Березин, 2007)

Тревога - это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто она проявляется в ожидании какого-либо события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями.

Страх - аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, а тревога - это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Страх можно рассмотреть как выражение тревоги в конкретной форме.

В немецком языке слово, означающее страх (Angst) происходит от латинского слова angustus, что означает - "тесно". Устойчивые страхи - это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера.(Дуброновинова, 2004)

Страх и тревога как относительно эпизодические реакции имеют свои аналоги в форме более устойчивых психических состояний: страх - в виде боязни, и тревога - в виде тревожности. Если страх и от части тревога скорее ситуационно, чем личностно, обусловленные психические феномены, то боязнь и тревожность, наоборот, скорее личностно мотивированны и более устойчивы.

Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в "тревожном" переживании могут присутствовать и другие.

Существуют различные формы тревожности и его результаты: агрессивность, расстройство аппетита, нарушение сна, речи, коммуникативных способностей, нервность, а также вызванные им функциональные расстройства деятельности внутренних органов.

Лютова Е.К. описала в своей книге, что Е.Ю. Брель проводила исследования, направленные на выявление социально-психологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности. Она выяснила, что такие факторы, как неудовлетворенность родителей своей работой, материальное положение и жилищные условия, оказывают существенное влияние на формирование тревожности.(Лютова, 2008)

Психологическими причинами тревожности могут являться: во-первых, безусловные предпосылки (природные) - свойства нервной и эндокринной систем, слабость нервных процессов, свойства темперамента и др.; во-вторых, обусловленные предпосылки - многократное повторение определенных ситуаций. В настоящее время выделяются в основном два типа источников устойчивой тревожности: длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояния тревоги; внутренние - психологические и психофизиологические причины.

Итак, причинами появления тревожности можно считать:

- индивидуальные особенности человека: внутренний конфликт между двумя противоречащими друг другу стремлениями, неадекватное развитие самооценки, чрезмерная ответственность к учебе;

- особенности адаптации в социуме: неблагополучием ребёнка в социуме, конфликты.

На физиологическо...

Другие файлы:

Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками
Понятие и виды общения. Роль общения в психическом развитии человека. Особенности общения подростка со взрослыми. Стили родительского общения и воспит...

Самооценка подростка и его самокритичность
Самооценка как предмет изучения психологии. Психологические особенности подросткового возраста. Потребности подростка согласно известной классификации...

Возрастная характеристика подростка средней школы и её особенности
Возрастные особенности подросткового периода. Физиологическое развитие подростка. Кризис подросткового возраста. Психологические особенности подростко...

Формирование психологической устойчивости и социальной адаптации подростка средствами борьбы самбо
Особенности развития детей подросткового возраста. Значение спорта в воспитании личности подростка. Учебно-тренировочные занятия в группах базовой под...

Влияние стиля родительских отношений на формирование личности подростка
Теоретическое исследование личности подростка и стилей родительского отношения с детьми-подростками в семье. Возрастные особенности личности и поведен...