Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Безопасное поведение в толпе

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Толпа как скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием. Причины разницы между поведением человека в толпе и в отдельности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

§1. Понятие толпы

§2. Виды толпы

§3. Как уберечься в толпе

Заключение

Список литературы

Введение

В XX веке роль толпы во всех сферах жизни общества существенно возросла. В первую очередь это объясняется концентрацией людей. Во всем мире произошло небывалое увеличение концентрации населения. Сейчас мы ежедневно оказываемся в центре самых плотных толп :в автобусах, метро, в больших магазинах,. на городских рынках .Это не может не сказаться на нашем поведении. В прошлые века большинство людей сталкивались с такими толпами крайне редко. Французский психолог XIX века Г. Лебон писал: «Век, в который мы вступаем, будет, вероятно, эрой толпы». Массовые шествия, митинги, уличные концерты нередко заканчиваются трагично. Накопленный специалистами по безопасности жизни опыт позволяет дать некоторые рекомендации участникам подобных мероприятий.

Развитие телевидения, рекламы, создало мощные средства манипуляции поведением сразу миллионов людей. Они могут одновременно получить информацию, толкающую их на однотипные действия, стать причиной иррационального поведения. Иррациональное поведение противоположно целерациональному. Если для первого характерна увязка целей с осознанными интересами, конструирование плана действий на основе расчета балансов возможных достижений и издержек, то иррациональное поведение этого лишено. В его основе лежат психологические механизмы, лишь косвенно связанные с трезвым расчетом.

Под толпой в обиходе понимают нечто амфорное и хаотичное. В психологии же, наоборот, толпа трактуется как на что противостоящее случайному скоплению людей. В последнее время толпу стало, принято рассматривать как особый живой организм. Его клетки - отдельные индивидуумы, мыслящие, самостоятельные личности.… До тех пор, пока они не попадут в толпу! Подобно фантастическому инопланетному животному, эти «клетки» то попеременно собираются вместе, и тогда образуется живой организм толпы, то рассеиваются, и этот организм перестает существовать.

§1. Понятие толпы

В обыденном языке «толпой называют большое количество людей, находящихся одновременно в одном и том же месте. Хотя даже интуитивно мы не назовем этим словом, марширующее армейское подразделение или бойцов, организованно штурмующих укрепленный пункт, публику, собравшуюся в консерватории на симфонический оркестр и т.д. Терминологически не совсем верно называть толпой и прохожих на людной городской улице. Если ситуация развивается по какому-то из завлекательных, драматических и даже катастрофических сценариев, может возникнуть особый социально-психологический феномен, который при всем многообразии его форм, имеет общие черты, отличающие толпу от организованных форм социального поведения.

Толпа -- скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

При этом «общей» считается такая цель, достижением которой каждым из участников взаимодействия положительно зависит от достижения ее другими участниками; наличие такой цели создает предпосылку для сотрудничества. Если цель каждого достигается вне зависимости от достижения или недостижения ее остальными, то взаимодействие отсутствует или оно минимально. Наконец, если зависимость достижения одной и той же цели субъектами отрицательна, складывается предпосылка для конфлакта.

В толпе цели людей всегда одинаковы, но обычно не бывают сознательно общими, а при их пересечении возникает острейшее отрицательное взаимодействие. Например, при массовой панике каждый страстно желает спастись, в стяжательной толпе каждый стремится что-то добыть, и все друг для друга являются помехой.

В нашем случае толпа иногда способна структурироваться и приобрести групповое качество, а организованная группа - деградировать в толпу. Иногда ситуативная общность сочетает в себе настолько разнородные свойства, что не может быть однозначно отнесена к той или иной категории и занимает промежуточное положение «группа-агрегат». Например, очень хорошо организованная массовая демонстрация несет в себе в равной мере признаки группы и толпы. Пока в группе преобладают нормативные отношения, она сглаживает экстремистские настроения своих членов и принимает более взвешенные решения; когда же начинают преобладать свойства толпы, мышление радикализируется.

Г.Лебон указывал на то, что парламенты часто превращаются в толпу, и мы до сих пор наблюдаем подобное по телевизору. Русская поговорка: «Мужик умен, да мир дурак» - передает туже мысль о потере личностью в массе здравого смысла.

В практическом плане наиболее важное свойство толпы - превращаемость: коль скоро толпа образовалась, она способно сравнительно легко превращаться из одного вида в другой.

Превращения могут происходить спонтанно, то есть без чьего-либо сознательного намерения, но могут быть спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости и строятся по большей части приемы манипуляции толпой с теми или иными целями.

Существует много механизмов иррационального поведения. Основные из них: подражание, заражение и внушение. Многие формы поведения воспроизводятся людьми без лишних размышлений. В основе лежит механизм подражания. Его роль особенно велика в процессе социализации. Чтобы не ломать голову человек в стандартных ситуациях ведет себя так, как ведут себя окружающие. Механизм подражания затягивает людей, так как думать самостоятельно, находить собственные решения - это тяжелая работа, которая не всем по вкусу. Поэтому люди, стремясь из лени или из здравого смысла экономить свои интеллектуальные силы, идут по пути подражания.

Важную роль в распространении форм поведения играет механизм заражения. При определенных условиях люди могут заражаться чужим настроением, заимствуя соответствующие формы поведения. Но не все люди подвержены заражению. Густав Лебон писал: «Социальное заражение характерно более всего для людей с подавленной волей и ведет к закреплению традиций посредством приведения этих людей в определенное психическое состояние посредством эмоциональных сопереживаний».

Толпа - это группа людей, захваченных одной эмоцией, которая может быть как негативной, так и позитивной. В толпе количество людей переходит в качественно иное психическое и интеллектуальное состояние. Нетрудно заметить, насколько изолированный индивид отличается от индивида в толпе. Индивид при определенных условиях чувствует, мыслит и действует иначе, чем этого можно было бы ожидать, и этим условием является приобщение к человеческой толпе.

Очень трудно определить причины разницы между поведением человека в толпе и в отдельности. Кроме открыто признаваемых нами причин, руководящих нашими действиями существуют еще тайные причины, в которых мы не признаемся, но за этими тайными есть еще более тайные, потому что они неизвестны нам самим. Большинство наших ежедневных действий вызывается чем-то скрытым, ускользающим от нашего наблюдения. поведение толпа скопление эмоциональный

В массе стираются, по мнению Лебона, индивидуальные достижения людей, и благодаря этому исчезает их оригинальность. Расовое бессознательное выступает на первый план, гетерогенное утопает в гомогенном. Таким образом, была бы осуществлена средняя характеристика индивидов, составляющих массу. Люди в толпе могут сделать то, чего они от себя, а тем более, окружающие от них не ожидали. Но если индивиды в массе связаны в одно целое, то должно существовать нечто, связывающее их друг с другом, и этим связующим звеном может быть именно то, что характерно для массы:

* Толпа анонимна. Здесь личность растворяется. Здесь нет имен и социальных статусов. Здесь есть только "гражданин в шляпе","женщина с сумкой" и т. д. В таком скоплении людей вряд ли кто-то заметит, что сделает отдельный человек, не "поймает его за руку" и никогда не сможет превлечь к ответственности.

* В толпе резко усиливается действие механизма социально-психологического заражения. Действуя под влиянием социально-психологического заражения, индивид "легко приносит в жертву свои личные и коллективные интересы. В толпе у человека чисто физически не хватает времени остановиться и хотя бы немного подумать о том, что же он все-таки делает. Поэтому он смотрит только на подобных себе и не находит ничего умнее, чем повторять за ними.

* В толпе усиливается действие механизма внушения лидерами и взаимного внушения людей. Лишь немногие обладают достаточно сильной психикой, чтобы противостоять этому внушению. Но массы способны под влиянием внушения на поступки высшего порядка: отречение, бескорыстие, преданность идеалу.

Густав Лебон отмечал, что одной из характерных черт толпы является ее низкий интеллектуальный уровень. Из этого вытекает, что культурный и образованный человек, попадая в толпу, становиться существом инстинктивным. Лебон пишет, что у него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. На передний план выходит варвар, первобытный человек, индивид спускается на несколько ступений ниже по лестнице цивилизации. Так же к чертам толпы можно отнести импульсивность, изменчивость и раздражительность. Массой руководит почти полностью бессознательная сфера. Импульсы, которым повинуется масса могут быть абсолютно различными. Они могут быть благородными или жестокими, героическими или трусливыми. Но в любом случае, они настолько сильны, что побеждают даже инстинкт самосохранения. Масса нич...

Другие файлы:

Поведение человека в толпе
Толпа и масса как социальный и психологический феномен: сравнительный анализ. Естественные и социальные факторы массового сознания и массового поведен...

Поведение толпы и поведение в толпе

Безопасное поведение на природе. Дидактические карточки
Занятия с карточками помогут вам познакомить ребенка с основными правилами обеспечения безопасности во время прогулок на природе....

Безопасное поведение в гимназии
Исследование качества условий организации образовательного процесса в учебном заведении, гарантирующих безопасность индивидуального развития ребенка....

Стадии формирования действующей толпы
Понятие толпы. Механизм ее формирования и состав. Психологические особенности индивида в толпе. Победа биологических инстинктов над социальными нормам...