Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Аффективные свойства личности Интернет–аддиктов в старшем подростковом возрасте

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Исследование аффективных свойств личности интернет-аддиктов в старшем подростковом возрасте. Психологическая характеристика подросткового возраста. Понятие тревожности, ее виды и причины. Маскировки и механизмы психологической защиты, теория депрессии.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

"Аффективные свойства личности Интернет-аддиктов в старшем подростковом возрасте"

Содержание

  • Введение
  • Глава 1: "Теоретическое исследование аффективных свойств личности интернет-аддиктов в старшем подростковом возрасте"
  • 1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
  • 1.2 Аффективные свойства личности подростка
  • 1.2.1 Понятие тревожности в психологии
  • 1.2.1.1 Маскировки и механизмы психологических защит
  • 1.2.1.2 Виды тревожности
  • 1.2.1.3 Причины тревожности
  • 1.2.2 Понятие агрессивности в психологии
  • 1.2.2.1 Типология агрессивного поведения у подростков
  • 1.2.3 Понятие депрессивности в психологии
  • 1.2.3.1 Типичные признаки депрессивности
  • 1.2.3.2 Психоаналитическая теория депрессии
  • 1.2.3.3 Причины депрессивности
  • 1.3 Понятие Интернет-аддикции и ее влияние на психику
  • 1.3.1 Краткая характеристика понятия общения
  • 1.3.2 Виртуальное общение
  • 1.3.3 Психологические аспекты виртуального общения
  • 1.3.4 Понятие Интернет-аддикции
  • 1.3.5 Симптомы Интернет-аддикции
  • 1.3.6 Причины Интернет - зависимости
  • Глава 2. "Организация и методы исследования"
  • 2.1 Организация исследования
  • 2.2 Описание выборки исследования
  • 2.3 Методы и методики исследования
  • 2.4 Методы математико-статистической обработки данных
  • Глава 3. "Анализ результатов исследования и их обсуждение"
  • 3.1 Анализ изучения реактивной и личностной тревожности
  • 3.2 Анализ изучения механизмов психологических защит
  • 3.3 Анализ изучения депрессивного состояния
  • 3.4 Анализ корреляционных связей
  • 3.4.1 Анализ корреляционных связей в группе подростков с Интернет-аддикцией
  • 3.5 Анализ корреляционных связей в группе подростков без Интернет - аддикции
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Введение

Актуальность исследования: Проблема Интернет-аддикции является одной из самых важных проблем в психологии. Данную тематику изучало много авторов, а именно: доктор Кимберли Янг, Жичкина А.Е., Шевченко И.А., Орзак М., Лоскутова В.А., Нестеров В., Войскунский А.Е., Бурова В.А. и др. Каждый автор преподнес в данную тему свои теоретические и практические наблюдения.

Кимберли Янг описывает симптомы, возможные причины Интернет-аддикции. Также создает тестовый материал на Интернет-аддикцию. Кимберли Янг также утверждала, что Интернет-аддикция может сочетаться с психопатологией.

Доктор Орзак М. изучает как психологические, так и физические симптомы Интернет - зависимости. Данная классификация представлена в работе.

Доктор Айвен Голдберг вводит понятие Интернет-аддикция в 1996 году. Также данный автор выделяют свою классификацию симптомов Интернет-аддикции.

В работах Буровой В.А. можно ознакомиться с широким спектром причин Интернет - зависимости.

Данную тему изучает много авторов, так как тема является новой и очень значимой. Интернет является универсальным средством коммуникации, который в свою очередь включает в себя различные возможности:

пересылка текстовых файлов и самого текста;

пересылка звуковых, графических, мультимедийных файлов.

Это можно сделать в различных формах, а именно: через электронную почту, различные форумы, гостевые книги, сайты, mail agent, ICQ и т.п.

Формирование компьютерной зависимости часто связано с особенностями воспитания и отношения в семье.

Страдающие компьютерной зависимостью часто испытывают чувство одиночества, недостаток внимания и взаимопонимания со стороны окружающих, близких людей. Также проявляется депрессивный компонент.

Новизна исследования: Новизной исследования является то, что в данной работе изучаются аффективные свойства личности, такие как депрессивность, тревожность, агрессивность, в старшем подростковом возрасте у Интернет-аддиктов. Тема Интернет является одной из новых тем в психологии. Многие факторы еще не были изучены учеными и авторами в этой области.

Практическая значимость: Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что данная тема аффективные свойства личности у Интернет-аддиктов может применяться специалистами в психокоррекционной работе.

Теоретико-методологическая основа работы: Тему Интернет-аддикция изучало много авторов, а именно: доктор Кимберли Янг, Жичкина А.Е., Шевченко И.А., Орзак М., Лоскутова В.А., Нестеров В., Войскунский А.Е., Бурова В.А. и др. Именно эти авторы использовались в данной работе. Для изучения аффективных свойств использовались следующие авторы: Прихожан А.М., Изард К., Ковпак Д.В., Семенюк Л.М. Изучение подросткового возраста - Славкина М.А., Кле М., Абрамова Г.С. И др.

Цель исследования: Охарактеризовать особенности аффективной сферы в старшем подростковом возрасте у Интернет-аддиктов.

Задачи исследования:

1. Выявить и описать аффективные свойства личности в старшем подростковом возрасте у Интернет-аддиктов;

2. Выявить различия в исследуемых группах в уровне представления таких параметров, как тревожность, агрессивность, депрессивность;

3. Выявить различия в исследуемых группах в уровне представления механизмов психологических защит;

интернет аддикт подростковый возраст

4. Описать структуру корреляционных взаимосвязей в исследуемых группах.

Объект исследования: Подростки 16 - 18 лет.

Предмет исследования: Аффективные свойства личности у Интернет-аддиктов.

Гипотеза исследования: У подростков с Интернет-аддикцией преобладают такие аффективные свойства личности, как тревожность, агрессивность и депрессивность.

Методы исследования:

1. Сравнительный метод;

2. Психодиагностические методы (тестирование);

3. Методы математико-статистической обработки данных;

4. Методы структурной интерпретации

5. Методы корреляционного анализа.

База исследования: Исследование проводилось в четырех группах творческих секций "Компьютер от А до Я" (пользователь ПК), "Основы программирования" во Дворце Детского и Юношеского Творчества (ДДЮТ) Фрунзенского района города Санкт - Петербург.

Глава 1: "Теоретическое исследование аффективных свойств личности интернет-аддиктов в старшем подростковом возрасте"

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста

В психологии подростковый возраст имеет различные границы. Некоторые авторы указывают, что он начинается с 11,12 лет и заканчивается в 16, 17 лет, другие авторы считают, что подростковый возраст заканчивается в 15 лет, третьи считают, что в 17, 18 лет заканчивается подростковый возраст. Также есть авторы, которые отмечают в своих работах, что подростковый возраст начинается в 12 лет и заканчивается в 20 лет. Подростковый возраст имеет второе название в психологии - отроческий. Отроческий возраст - это период между детством и взрослостью. Данное простое определение содержит одну из главных и важных проблем: начало пубертатного периода можно обозначить с помощью биологических критериев, а вот про окончание такого сказать уже нельзя. Верхняя граница возраста динамична и в ходе истории постоянно меняется, давая свое начало таким возрастным категориям, как ранняя молодость, юношество. Также нестабильные границы связанны с культуральными особенностями

В отрочестве, процесс формирования новообразований (с помощью их происходят отличия подростка от взрослого) слишком растянут по времени, а также протекает неравномерно, поэтому в подростке могут присутствовать "детское" и "взрослое" одновременно.

Существует 2 тенденции социального развития по Выготскому Л.С.:

1. Развитие взросления тормозится:

А) Подросток занят учебной деятельностью в школе;

Б) Материально он зависит от своих родителей;

В) Школьное обучение является постоянной обязанностью, поэтому у подростка отсутствуют другие постоянные и социально-значимые обязанности.

2. Овзросление, становление взрослости:

А) Ускорение физического развития подростка (акселерация);

Б) Субъективное ощущение взрослости;

В) Проявление самостоятельности. [14]

Основные задачи и зоны развития в отрочестве можно условно разделить на следующие периоды:

от 11 до 18 лет - зона пубертатного развития: в данной зон...

Другие файлы:

Развитие и диагностика мышления в подростковом возрасте
Мышление как один из основных познавательных процессов личности в подростковом возрасте. Общее представление о подростковом возрасте и видах мышления....

Методическая разработка рабочей программы дисциплины "Психологическое здоровье в старшем подростковом возрасте"
Методическая разработка лекции на тему "Депрессивные состояния". Методическая разработка практического занятия на тему: "Будем здоровы!". Методическая...

Психология подросткового возраста
Психологические особенности подростков как объекта исследования. Роль акцентуаций личности в подростковом возрасте, познавательные процессы, виды мето...

Развитие личности в подростковом возрасте
Исследование факторов, оказывающих влияние на развитие личности в подростковом возрасте. Главные новообразования переходного возраста. Характеристика...

Опасность современных компьютерных технологий
Влияние компьютерных технологий на психику человека, формы зависимости. Основные возможные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психи...