Аффективные свойства личности Интернет–аддиктов в старшем подростковом возрасте
Краткое сожержание материала:
Размещено на
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
"Аффективные свойства личности Интернет-аддиктов в старшем подростковом возрасте"
Содержание
- Введение
- Глава 1: "Теоретическое исследование аффективных свойств личности интернет-аддиктов в старшем подростковом возрасте"
- 1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
- 1.2 Аффективные свойства личности подростка
- 1.2.1 Понятие тревожности в психологии
- 1.2.1.1 Маскировки и механизмы психологических защит
- 1.2.1.2 Виды тревожности
- 1.2.1.3 Причины тревожности
- 1.2.2 Понятие агрессивности в психологии
- 1.2.2.1 Типология агрессивного поведения у подростков
- 1.2.3 Понятие депрессивности в психологии
- 1.2.3.1 Типичные признаки депрессивности
- 1.2.3.2 Психоаналитическая теория депрессии
- 1.2.3.3 Причины депрессивности
- 1.3 Понятие Интернет-аддикции и ее влияние на психику
- 1.3.1 Краткая характеристика понятия общения
- 1.3.2 Виртуальное общение
- 1.3.3 Психологические аспекты виртуального общения
- 1.3.4 Понятие Интернет-аддикции
- 1.3.5 Симптомы Интернет-аддикции
- 1.3.6 Причины Интернет - зависимости
- Глава 2. "Организация и методы исследования"
- 2.1 Организация исследования
- 2.2 Описание выборки исследования
- 2.3 Методы и методики исследования
- 2.4 Методы математико-статистической обработки данных
- Глава 3. "Анализ результатов исследования и их обсуждение"
- 3.1 Анализ изучения реактивной и личностной тревожности
- 3.2 Анализ изучения механизмов психологических защит
- 3.3 Анализ изучения депрессивного состояния
- 3.4 Анализ корреляционных связей
- 3.4.1 Анализ корреляционных связей в группе подростков с Интернет-аддикцией
- 3.5 Анализ корреляционных связей в группе подростков без Интернет - аддикции
- Заключение
- Список литературы
- Приложения
Введение
Актуальность исследования: Проблема Интернет-аддикции является одной из самых важных проблем в психологии. Данную тематику изучало много авторов, а именно: доктор Кимберли Янг, Жичкина А.Е., Шевченко И.А., Орзак М., Лоскутова В.А., Нестеров В., Войскунский А.Е., Бурова В.А. и др. Каждый автор преподнес в данную тему свои теоретические и практические наблюдения.
Кимберли Янг описывает симптомы, возможные причины Интернет-аддикции. Также создает тестовый материал на Интернет-аддикцию. Кимберли Янг также утверждала, что Интернет-аддикция может сочетаться с психопатологией.
Доктор Орзак М. изучает как психологические, так и физические симптомы Интернет - зависимости. Данная классификация представлена в работе.
Доктор Айвен Голдберг вводит понятие Интернет-аддикция в 1996 году. Также данный автор выделяют свою классификацию симптомов Интернет-аддикции.
В работах Буровой В.А. можно ознакомиться с широким спектром причин Интернет - зависимости.
Данную тему изучает много авторов, так как тема является новой и очень значимой. Интернет является универсальным средством коммуникации, который в свою очередь включает в себя различные возможности:
пересылка текстовых файлов и самого текста;
пересылка звуковых, графических, мультимедийных файлов.
Это можно сделать в различных формах, а именно: через электронную почту, различные форумы, гостевые книги, сайты, mail agent, ICQ и т.п.
Формирование компьютерной зависимости часто связано с особенностями воспитания и отношения в семье.
Страдающие компьютерной зависимостью часто испытывают чувство одиночества, недостаток внимания и взаимопонимания со стороны окружающих, близких людей. Также проявляется депрессивный компонент.
Новизна исследования: Новизной исследования является то, что в данной работе изучаются аффективные свойства личности, такие как депрессивность, тревожность, агрессивность, в старшем подростковом возрасте у Интернет-аддиктов. Тема Интернет является одной из новых тем в психологии. Многие факторы еще не были изучены учеными и авторами в этой области.
Практическая значимость: Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что данная тема аффективные свойства личности у Интернет-аддиктов может применяться специалистами в психокоррекционной работе.
Теоретико-методологическая основа работы: Тему Интернет-аддикция изучало много авторов, а именно: доктор Кимберли Янг, Жичкина А.Е., Шевченко И.А., Орзак М., Лоскутова В.А., Нестеров В., Войскунский А.Е., Бурова В.А. и др. Именно эти авторы использовались в данной работе. Для изучения аффективных свойств использовались следующие авторы: Прихожан А.М., Изард К., Ковпак Д.В., Семенюк Л.М. Изучение подросткового возраста - Славкина М.А., Кле М., Абрамова Г.С. И др.
Цель исследования: Охарактеризовать особенности аффективной сферы в старшем подростковом возрасте у Интернет-аддиктов.
Задачи исследования:
1. Выявить и описать аффективные свойства личности в старшем подростковом возрасте у Интернет-аддиктов;
2. Выявить различия в исследуемых группах в уровне представления таких параметров, как тревожность, агрессивность, депрессивность;
3. Выявить различия в исследуемых группах в уровне представления механизмов психологических защит;
интернет аддикт подростковый возраст
4. Описать структуру корреляционных взаимосвязей в исследуемых группах.
Объект исследования: Подростки 16 - 18 лет.
Предмет исследования: Аффективные свойства личности у Интернет-аддиктов.
Гипотеза исследования: У подростков с Интернет-аддикцией преобладают такие аффективные свойства личности, как тревожность, агрессивность и депрессивность.
Методы исследования:
1. Сравнительный метод;
2. Психодиагностические методы (тестирование);
3. Методы математико-статистической обработки данных;
4. Методы структурной интерпретации
5. Методы корреляционного анализа.
База исследования: Исследование проводилось в четырех группах творческих секций "Компьютер от А до Я" (пользователь ПК), "Основы программирования" во Дворце Детского и Юношеского Творчества (ДДЮТ) Фрунзенского района города Санкт - Петербург.
Глава 1: "Теоретическое исследование аффективных свойств личности интернет-аддиктов в старшем подростковом возрасте"
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
В психологии подростковый возраст имеет различные границы. Некоторые авторы указывают, что он начинается с 11,12 лет и заканчивается в 16, 17 лет, другие авторы считают, что подростковый возраст заканчивается в 15 лет, третьи считают, что в 17, 18 лет заканчивается подростковый возраст. Также есть авторы, которые отмечают в своих работах, что подростковый возраст начинается в 12 лет и заканчивается в 20 лет. Подростковый возраст имеет второе название в психологии - отроческий. Отроческий возраст - это период между детством и взрослостью. Данное простое определение содержит одну из главных и важных проблем: начало пубертатного периода можно обозначить с помощью биологических критериев, а вот про окончание такого сказать уже нельзя. Верхняя граница возраста динамична и в ходе истории постоянно меняется, давая свое начало таким возрастным категориям, как ранняя молодость, юношество. Также нестабильные границы связанны с культуральными особенностями
В отрочестве, процесс формирования новообразований (с помощью их происходят отличия подростка от взрослого) слишком растянут по времени, а также протекает неравномерно, поэтому в подростке могут присутствовать "детское" и "взрослое" одновременно.
Существует 2 тенденции социального развития по Выготскому Л.С.:
1. Развитие взросления тормозится:
А) Подросток занят учебной деятельностью в школе;
Б) Материально он зависит от своих родителей;
В) Школьное обучение является постоянной обязанностью, поэтому у подростка отсутствуют другие постоянные и социально-значимые обязанности.
2. Овзросление, становление взрослости:
А) Ускорение физического развития подростка (акселерация);
Б) Субъективное ощущение взрослости;
В) Проявление самостоятельности. [14]
Основные задачи и зоны развития в отрочестве можно условно разделить на следующие периоды:
от 11 до 18 лет - зона пубертатного развития: в данной зон...
Развитие и диагностика мышления в подростковом возрасте
Мышление как один из основных познавательных процессов личности в подростковом возрасте. Общее представление о подростковом возрасте и видах мышления....
Методическая разработка рабочей программы дисциплины "Психологическое здоровье в старшем подростковом возрасте"
Методическая разработка лекции на тему "Депрессивные состояния". Методическая разработка практического занятия на тему: "Будем здоровы!". Методическая...
Психология подросткового возраста
Психологические особенности подростков как объекта исследования. Роль акцентуаций личности в подростковом возрасте, познавательные процессы, виды мето...
Развитие личности в подростковом возрасте
Исследование факторов, оказывающих влияние на развитие личности в подростковом возрасте. Главные новообразования переходного возраста. Характеристика...
Опасность современных компьютерных технологий
Влияние компьютерных технологий на психику человека, формы зависимости. Основные возможные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психи...