Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Аффективная сфера детей с разными видами интеллектуальной недостаточности

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Исследование эмоциональной сферы отечественными и зарубежными психологами. Развитие аффективной сферы у детей школьного возраста. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка. Развитие психики умственно отсталого ребёнка.
Краткое сожержание материала:

38

Содержание:

  • Введение: 3
  • Глава 1. Исследование эмоциональной сферы отечественными и зарубежными психологами 5
    • 1.1. Теоретическая интерпретация эмоций в зарубежной псиологии. 5
    • 1.2. Исследование эмоциональной сферы зарубежными психологами 7
    • 1.3. .Взгляды и теории отечественных психологов . 11
    • 1.4 Развитие аффективной сферы у детей школьного возраста 16
    • 1.5. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка. 20
    • 1.6. Своеобразие развития психики умственно отсталого ребёнка 27
  • Глава II.Экспериментальное исследование эмоциональной сферы у детей 30
    • 2.1 .Характеристика и базы исследования. 30
    • 2.2. Тест тревожности для детей младшего школьного возраста 30
    • 2.3. Результаты исследования. Тест тревожности для детей младшего школьного возраста 32
    • 2.4. Методика "Изучение высших чувств" 35
    • 2.5. Результаты исследования по методике "Изучение высших чувств" 35
  • Выводы: 37
  • Список литературы: 38
  • Приложение: 40
    • Рис. 1. Игра с младшими детьми 40
      • Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем 41
      • Рис. 3. Объект агрессии 42
      • Рис. 4. Одевание 43
      • Рис. 5. Игра со старшими детьми 44
      • Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве 45
      • Рис. 7. Выговор 46
      • Рис. 8. Умывание 47
      • Рис. 9. Игнорирование 48
      • Рис. 10. Агрессивное нападение 49
      • Рис. 11. Собирание игрушек 50
      • Рис.12. Изоляция 51
      • Рис. 13. Ребенок с родителями 52
      • Рис. 14. Еда в одиночестве 53
    • Образец протокола 54

Введение:

Эмоции- особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами., и отражающих форму непосредственного переживания( радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические су-бъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что че-ловек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции связаны с висцеральной деятельностью индивида. Эмоции - постоянные спутники человека, оказывающие влия-ние на его мысли и деятельность. Факторы эмоциональ-ной природы регулярно затрудняют установление контакта между индивидом и группой.

У людей с ослабленной способностью эффективной саморегуляции эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью. Разрушительное воздействие подобного неумения справляться со своими чувствами у этих людей могут быть самыми различными: от неудач в осуществлении намерений до ухудшения состояния здоровья,.Эмоции помогают человеку в его становлении, те люди , у которых они недостаточно развиты - испытывают проблемы с адаптацией в социуме, отсюда возникла проблема специфики в эмоциональной сфере у нормальных и детей. с умственной отсталостью.

В обосновании АКТУАЛЬНОСТИ выбранной темы, главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окру-жающему миру, и обществу, способствует становлению гармо-нически развитой личности.

НОВИЗНА данного исследования в том, что исследования эмоциона-льного состояния ребенка с умственной отсталостью находятся до сих пор на недостаточно высоком уровне, а, сле-довательно, формирование личности умственно отсталого ребёнка, исследование потенциальных возможностей таких детей, к сожалению не распространено.

ЦЕЛЬ: исследовать специфику эмоций и чувств у норма-льных детей и детей с умственной отсталостью

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:

1. Провести анализ литературных источников по проблеме.

2. Подобрать методики для исследования. Дать их описание.

3. Провести анализ результатов исследования.

.

ГИПОТЕЗОЙ нашего исследования является предположение о том, что при интерпретации результатов детей с умственной отсталостью будет про-являться специфика их эмоционального отношения к окружающей действительности, отличающаяся от эмоционального отношения к окружающей действительности у нормальных детей.

ОБЪЕКТОМ исследования являются эмоциональные состояния нормальных и детей. с умственной отсталостью

ПРЕДМЕТОМ исследования выступает специфика эмоций и чувств у нормальных и детей. с умственной отсталостью

Выборочная совокупность: 30 человек:

1. 15 человек - аномальные дети (10 лет спецшкола-интернат г.Вилейки для умственно отсталых детей). Диагноз: умственная отсталость в степени дебильность.

2. 15 человек - нормальные дети (10 лет общеобразовательная средняя школа- № 3 г.Вилейки). Методики: 1. “Изучение высших чувств”.

2. “Шкала одиночества”.

3. Тест тревожности для детей младшего школьного возраста

Глава 1. Исследование эмоциональной сферы отечественными и зарубежными психологами

1.1. Теоретическая интерпретация эмоций в зарубежной псиологии.

Будучи столь хорошо известными (как наиболее явно выраженный феномен внутренней жизни человека), и, казалось бы, доступными на-учному пониманию эмоции продолжают оставаться предметом споров при попытке осмыслить их в рамках психологической теории.

Дискуссии ведутся буквально по всему кругу связанных с эмо-циями проблем - от вопроса о том, какие психические явления следует относить к эмоциональным, до вопроса о принципиальной роли эмоций в осуществлении процессов жизнедеятельности.

Затруднения в теоретической интерпретации эмоций обусловлены целым рядом причин. Прежде всего, когда речь идёт об эмо-циях, то здесь наблюдается особый случай: они являются самой инти-мной специфической характеристикой психического. В силу того, что эмоции это явления глубоко человеческие, глубоко интимные, встает ряд вопросов, а можно ли их вообще систематически исследо-вать?

Можно ли в них обнаружить объективные закономерности, постоянстве регулярность?

Кроме того, в истории изучения проблемы эмоций на собствен-но психологическую её разработку оказывали влияние религия, эсте-тика и особенно этика.

В наши дни расширились возможности экспериментального исследования, психология сделала резкий поворот к этому надёжному источнику знаний. Однако, огра-ничения, вполне естественные для экспериментального исследования эмоции, распространились и на теоретическую разработку проблемы. Эксперимент подчинил себе теорию, оставив ей функцию интерпретации полученных в нём данных. Теория эмоций, втиснутая в рамки экспериментально разрабатываемых проблем, потеряла системность, широту, а порой и жизненною реальность. Её сосредоточенность на вопросах, допускающих лабораторное изучение, не разрешает проблем, которые возникают в сфере межличностных отношений, аномального развития личности и в ряде других областей, практи-ческой деятельности человека. Кроме того, познания эмоций и чувств, сосредотачивающих жизнь человека на определённых явлениях, познание внутренних конфликтов и кризисов, приводящих к переоценке идеалов, к решите-льным поворотам в жизни и тому подобных явлений могло бы спосо-бствовать решению задачи общепсихологической теории, а именно - интеграции ее феноменов, процессов, психических функций в целост-ную личность.

Как отмечает В.К. Вилюнас “Одно представляется бесспорным; да-же если в этих утверждениях что-то преувеличено: без решения про-блемы эмоций разработка общей теории психического невозможна” [11, 6].

Чтобы психология эмоций более полно охватывала круг свя-занных с эмоциями проблем, необходимы поиски новых направлений теоретического и экспериментального их изучения. При осуществлении этой актуальной задачи, важно знать результаты проведенных исследований, овладеть методическим опытом, накопленным в пси-хологических лабораториях, “...чтобы глава об эмоциях заняла в психологической науке место, которое соответствует положению и значению эмоций в реальной жизни”, как подчёркивал В.К. Вилюнас [11, 56].

1.2. Исследование эмоциональной сферы зарубежными психологами

За последнее время накоплено большое количество фактов, сис-тематизировано множество наблюдений об эмоциях, приобретён неко-торый опыт их экспериментального исследования. В нагромождении фактов уже начинают проступать очертания целостной системы.

Первая систематически разработанная трактовка эмоциональных явлений принадлежит интроспективной психологии, основоположником которой является Вильгельм Вундт. Он же является представителем сенсуалистических теорий, которые связывают эмоции с простейши-ми психическими процессами и ощущениями. Вундт совершенно опреде-лённо указывает на двухкомпонентность структуры эмоциональных процессов. На основе эмпирических данных Вундт выделил шесть главных компонентов чувственн...

Другие файлы:

Пограничные формы умственной недостаточности
Этиология, патогенез и клиника психического инфантилизма, как формы пограничной интеллектуальной недостаточности. Особенности развития познавательной...

Аффективная сфера детей с разными видами интеллектуальной недостаточности
Эмоции- особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами., и отражающих форму непосредственного переж...

Сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности в процессе занятий изобразительной деятельностью
Особенности сенсорно-перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Разработка методики развития сенсорных процессо...

Особенности самооценки обучающихся школы-интерната VIII вида с различной степенью интеллектуальной недостаточности
Самосознание как психологический феномен. Этапы развития самосознания в трудах зарубежных и отечественных исследователей. Анализ самооценки подростков...

Младенчество. Аффективная сфера