Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Ассоциативное, культуральное и психологическое восприятие цвета

Тип: контрольная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Ассоциативное и культуральное восприятие цвета. Цветовой символизм в истории и культуре. Цветовые символы христианства, ислама. Учение о цвете Й.В. Гете. Психологическое восприятие цвета, его диагностика с помощью теста Люшера и цветового теста отношений.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения"

Заочное отделение

Контрольная работа

По дисциплине "Психология творчества"

Тема: "Ассоциативное, культуральное и психологическое восприятие цвета".

Выполнила: Волкова А.В.

Институт экранных искусств

Кафедра режиссуры кино и ТВ

РТП-5

Преподаватель: Скрипюк И.И.

Санкт-Петербург 2013

Содержание

  • Введение
  • 1. Ассоциативное и культуральное восприятие цвета
  • 1.1 Цветовой символизм в истории и культуре человека
  • 1.1.1 Цвет и магия у первобытных народов
  • 1.1.2 Цветовая символика в древнем Китае
  • 1.1.3 Цветовой символизм древних народов Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта
  • 1.1.4 Античность
  • 1.1.5 Цветовые символы христианства
  • 1.1.6. Цветовая символика ислама
  • 1.1.7 Формы и содержание цветовой символики в 17-19 веках
  • 1.1.8 Учение о цвете Й.В. Гете
  • 1.1.9 Двадцатый век
  • 1.2 Ассоциативное восприятие цвета
  • 2. Психологическое восприятие цвета
  • 2.1 Диагностика. Тест Люшера
  • 2.2 Диагностика. Цветовой тест отношений
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Психология занимается изучением одной из основных функций мозга - отражение им окружающей действительности. В круг задач этой науки входит познание закономерностей, связанных с ощущениями, отражением отдельных свойств предметов и явлений в сознании.

Ощущения являются источником сведений о внешнем мире. Среди ощущений важное место занимают зрительные и особенно цветовые, которые дают более подробные представления об окружающей действительности. [8]

За всю историю человечества понятие "цвет" прошло долгий путь от "божества" до "субъективного ощущения", возникающего при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Ощущение цвета объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека. [1]

Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Уже несколько веков ученые и психологи изучают происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия. [1]

В работе кратко рассмотрено, как некоторые культурные особенности, исторические периоды влияли и влияют на восприятие цвета человеком, а также возможность применения изученных взаимосвязей между цветом и психикой в диагностике.

ассоциативное культуральное восприятие цвет

1. Ассоциативное и культуральное восприятие цвета

1.1 Цветовой символизм в истории и культуре человека

Количество цветовых символов ограничено. Часто в этом качестве используются т. н. "основные цвета", к которым относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры. [1]

Можно выделить три основных типа цветовой символики:

1. Цвет сам по себе (т.е. изолированно от других цветов и форм), отличающийся многозначностью и противоречивостью.

2. Цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов.

3. Соединение цвета и формы. Символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней. [1]

С момента возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество. [1]

1.1.1 Цвет и магия у первобытных народов

В наскальной живописи первобытных народов чаще всего встречаются три цвета - белый, черный и красный. Этот факт позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жизни древних людей. Ведущее значение этих трех цветов подтверждается изучением магических обрядов первобытных народов современности, живущих в Африке, Южной Америке. [1]

Белый цвет означает для первобытных народов благо, добро, счастья, развитие, символ бытия, мира, жизни. Это обобщенное значение белого универсально для всех первобытных народов, как древности, так и современности. Важную роль играл белый в ритуале жертвоприношения. Добрым богам и духам стремились приносить в жертву животных белого цвета, либо окрашенных в белое. [1]

Вторым важным цветом в жизни первобытных людей был черный цвет. Если белый означал свет, то черный - мрак, если белый - жизнь, то черный - смерть. Черный - антипод белого. Оптически, контраст белого и черного наиболее сильный; также контрастны и символические значения этих двух цветов. [1]

Негативное в жизни первобытных людей выражал черный. Злые силы, враждебные человеку, в представлениях древних имели черный цвет. Черный - это отсутствие света, ночь, когда активность человека снижена, и он не может хорошо ориентироваться в окружающем, становится беззащитным перед стихиями и хищниками. Черный - отсутствие сознание, сон, подобный смерти, цвет пепелища и распада. [1]

Несмотря на то, что все негативное в жизни первобытного человека символизировалось черным, этот цвет обладал и положительными качествами. В отличие от белого, черный являлся амбивалентным символом. Например, у племен засушливых районов Африки черный почитается как цвет дождевых туч, а люди с особо черными волосами считаются красивыми. [1]

Заключает триаду "основных" цветов для первобытных людей красный цвет. В отличие от белого и черного он относится к хроматическим цветам и из всех трех является наиболее амбивалентным символом. [1]

Символические значения красного объясняются его связью в сознании древних с кровью. Сила - главное значение красного. Этим и объясняется его роль в качестве магического средства. Например, в ритуале, посвященном рождению ребенка, новорожденному наносились красные точки на голову, половые органы и другие части тела для того, чтобы он рос здоровым и сильным. [1]

Главенство белого, черного и красного в цветовой символике наблюдается, практически, у всех ныне живущих племен Африки с первобытнообщинной организацией. [1]

1.1.2 Цветовая символика в древнем Китае

К списку "основных" цветов в Древнем Китае добавились синий (зеленый) и желтый. У древних китайцев понятия синего и зеленого были взаимозаменяемы, и четкого различия в цветовых обозначениях этих двух цветов не было, возможно, потому, что зеленый рассматривался как порождение синего. [1] Светло-синий являлся символом полуденного неба, а черный с небольшой долей красного - предрассветного, означая зарождение света в недрах мрака. [1]

В китайской символике цвет выражал социальный статус: каждой социальной группе соответствовал свой цвет. Желтый считался священной привилегией императорской фамилии. Цвета делились на "благородные" и для простого народа. [1] Сравнивая содержание цветовых символов у первобытных народов с цветовой символикой Древнего Китая, можно сделать вывод о его принципиальном сходстве, а значит и единстве корней цветового символизма у самых различных культур, разделенных между собой во времени и пространстве. [1]

1.1.3 Цветовой символизм древних народов Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта

Одним из самых распространенных культов у народов, живших на этих территориях, был культ солнца, света, а также наиболее близкого подобия солнца - огня. Солнце почиталось верховным божеством, источником жизни и блага. Поэтому отношение к тому или иному цвету зависело от того, насколько он был "солнечным" - светлым и ярким. Цветами, в наибольшей степени похожими на солнечный свет были белый и золотой (желтый). Поэтому эти цвета считались божественными. Они были цветами богов, священных животных, жрецов и т.д. [1]

Священным цветом почитался и красный. В Египте красный лотос был символом крови, пролитой Осирисом. Как и в Китае, этот цвет считался цветом благородного сословия, воинов, царей. Однако отношение к красному не было однозначным. Для ветхозаветных евреев красный означал кровопролитие, войну, вину и грех. Осирис - бог произрастания и царства мертвых изображался зеленым цветом, и содержит две противоположные тенденции: жизни и смерти, т.е. является амбивалентным символом. Важное символическое значение в Древнем Египте имел голубой или синий цвет, соответствующий истине. В связи с этим, особо ценился синий камень лазурит. Черный счи...

Другие файлы:

Значение восприятия в рекламе
Восприятие в рекламе. Факторы, являющиеся психофизиологическими особенностями зрительного восприятия и определяющие выделение фигуры из фона. Семантик...

Оформление интерьера квартиры в японском стиле "манга"
История аниме и "манга". Символика цвета и сочетание цветов. Воздействие цвета на человека и восприятие цвета. Проблемы цвета в интерьере и свойства ц...

Эффективность цвета в рекламе
Исследование ассоциаций, вызываемых цветом у людей различных национальностей. Психологическое восприятие цветов, их влияние на эффективность воздейств...

Возможности цвета в зрительном восприятии рекламы
Роль и значение цвета в рекламе, психологические особенности ее визуального восприятия, гармоничность сочетания. Определение приоритетных цветовых соч...

Психология цвета
- Цвета рождают настроение.- Цвета пробуждают симпатии и антипатии.- Цвета манипулируют нашими впечатлениями.- Цвета влияют на принятие решений.- Цвет...