Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Анализ соотношения личностных и индивидуальных свойств представителей технического и гуманитарного профиля

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Развитие личности и формирование мировоззрения. Особенности психологической организации личности: понятие, значение и формирование. Особенности становления личности молодого специалиста. Методика многофакторного исследования личности Р. Кэттела.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Оглавление

Введение

Глава I. Особенности психологической организации личности: понятие, значение и особенности формирования

1.1 Мировоззрение и формирование жизненной позиции

1.2 Ценностные ориентации личности

1.3 Особенности становления личности молодого специалиста

Глава II. Экспериментальное исследование индивидуальных и личностных свойств представителей технического и гуманитарного профиля

2.1 Постановка проблемы и выбор методики исследования

2.2 Проведение исследования и анализ результатов

Заключение

Библиографический список

Приложение. Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич)

Методика многофакторного исследования личности Р.Кэттела

Введение

Развитие личности и формирование мировоззрения - очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентаций, как одного из важных стимулов развития и направляющей характеристики в мировоззрении личности, все больше привлекает к себе внимание ученых. Ценностные ориентации являются сложным психологическим феноменом, характеризующим вектор мировоззренческой направленность личности. Являясь нераздельной частью системы отношений личности, ценностные ориентации определяют поступки и поведение человека. Формирование системы ценностных ориентаций личности претерпевает ряд изменений в течение жизни человека.

Б.Г. Ананьев предсказывал невозможность планирования и проектирования оптимальных режимов воспитания для всякой общественной формации без учета особенностей как возрастно-половых характеристик личности, так и характеристик высшей структуры личности, ее мировоззрения, направленности, ценностных ориентаций и целей. Эти характеристики во многом определяют развитие самой личности и процесс принятия ею решений, касающихся практической деятельности и деятельности других людей.

Исходя из положения о взаимопроникновении онтогенеза и жизненного пути человека, Б.Г. Ананьев писал, что «личностные преобразования всегда связаны с возрастно-половыми и индивидуально-типическими изменениями» [15, c.138]. Формы этих взаимосвязей проявляются сложным образом в динамике и структуре потребностей, установок, интересов, в общей мотивации поведения и ценностных ориентациях личности, которые и составляют ее мировоззрение.

Вопрос соотношения личностных и индивидуальных свойств представителей технического и гуманитарного профиля привлекает внимание философов, психологов, социологов, педагогов и является актуальным и значимым для определения духовного развития будущих поколений. Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.

Цель курсового исследования: анализ соотношения личностных и индивидуальных свойств представителей технического и гуманитарного профиля.

Предмет исследования: роль специфики профиля технического и гуманитарного в изменении индивидуальных и личностных черт.

Объект исследования: студенты первого курса Липецкого государственного педагогического университета.

Гипотеза исследования: наиболее сформированными являются индивидуальные и личностные свойства с компонентами практического, материального, профессионально-карьерного аспекта жизнедеятельности личности у представителей технического профиля.

Задачи исследования:

- провести теоретический анализ психологической литературы по указанной проблеме;

- выявить и проанализировать влияние типа ценностных ориентаций на своеобразие мировоззренческой установки студентов;

- построить «профиль личности» и отметить его своеобразие у студентов технического и гуманитарного профиля.

Направленность работы определила выбор методов исследования: анализ теоретических концепций и методических рекомендаций; тестирование; психодиагностика; математический метод обработки данных.

В ходе исследования была применена методика «Ценностные ориентации», разработанная М.Рокичем и 16-ти факторный тест Кэттела.

Глава I. Особенности психологической организации личности: понятие, значение и особенности формирования

1.1 Мировоззрение и формирование жизненной позиции

В психологии возникает вопрос о типичности тех или иных жизненных линий, о типичности тех или иных жизненных позиций для конкретной (социальной, национальной, возрастной и т.д.) общности. При этом необходимо различение таких социальных процессов, которые являются типичными для изменения общественных структур в целом, но не затрагивают уровни личной жизни индивида, от таких, которые непосредственно сказываются на росте активности личности, роли ее индивидуальных решений.

Некоторая жизненная позиция может быть типичной для данного поколения, но вместе с тем подобная позиция и связанные с ней жизненные решения, выборы и т.д. могут не вобрать в себя наиболее характерных социальных проблем данного поколения, момента развития общества и т.д. Иногда определенные социальные явления обнаруживают некоторую статистическую значимость, однако, не являются типичными с точки зрения социальных тенденций развития и изменения общества. Вместе с тем на уровне биографий отдельных групп личностей они могут оказаться социально-значимыми с точки зрения решения задач воспитания, повышения социальной активности людей в определенных масштабах. Иногда новые социальные тенденции зарождаются именно в масштабах жизни отдельных людей, чтобы затем сделаться общественным образцом, эталоном, идеалом [2, c.56].

Итак, жизненная позиция и линия жизни личности могут находиться в разном отношении к социальным тенденциям и структурам; они могут выражать уже сформулированные, выявленные социальные проблемы или еще назревающие; они могут быть характерными, но не перспективными для социального развития данного общества, поколения, класса, нации и т.д.

Для психологии жизненная позиция - это не совокупность социальных ролей, а способ их осуществления личностью. Поэтому при изучении жизненной позиции важно избежать внеличностного подхода, т.е. направить исследование на анализ личностных эквивалентов, личностного качества, например, профессиональных выборов, семейных позиций и т.д. Возможно, например, моделирование именно таких ситуаций, где возникает несоответствие, рассогласование между объективными требованиями и способом их осуществления личностью. Например, возможно моделирование противоречия между творческим характером профессии и нетворческим складом личности. Примеренность-непримеренность личности с этим несоответствием, способ решения подобных противоречий и обнаруживают жизненную позицию человека.

Временной, т.е. динамический, параметр социальные психологи (В.А. Ядов и др.) включили в определение иерархии личностных структур, а также учли его в исследованиях ценностных ориентаций как жизненных перспектив личности [9, c.76]. Однако до сих пор проблема динамического аспекта жизни и временных структур личности остается открытой.

Методологический путь, посредством которого разрешается основная трудность исследования жизненного пути личности, заключается в том, чтобы соотнести и объединить некоторый структурный подход (выделяющий такие единицы, как события, занятия, сферы жизни) и динамический. Для этого необходимо раскрывать личностное качество и способ включения личности в эти структуры (занятия, сферы жизни): способ осуществления занятий, способ разрешения противоречий и его последствия для жизненного движения личности. В свою очередь, способ личностного разрешения ситуаций, противоречий, определяя жизненную позицию, создает новые возможности, открывающие дальнейшую жизненную перспективу.

Понятие временной или психологической перспективы разрабатывается в психологии достаточно интенсивно (К. Левин, Л. Франк, И. Наттин, Р. Костенбаум и др.). Однако в основном под психологической перспективой подразумевается восприятие личностью будущего, осознанность, структурированность будущего и т.д. То есть, во-первых, исследователи ограничиваются субъективными параметрами отношения к будущему, и, во-вторых, под перспективой имеется в виду именно будущее, безотносительно к настоящему.

Связывая понятие жизненной перспективы с концепцией жизненного пути личности, Абульханова-Славская определяет ее как потенциал, возможности личности, объективно складывающиеся в настоящем, которые должны проявляться и в будущем [5, c.83]. Жизненная перспектива - это не только будущие цели, ценности, но и темп жизненного движения, оптимальность развития, возрастание активности личности. Конечно, образование жизненных перспектив открывает и субъективно-психологическую перспективу, однако наличие субъективно-психологических перспектив (устремленность в будущее, осознание будущего) еще не свидетельствует о наличии потенциала развития личности, т.е. жизненной перспективы (например, у подростков). При этом труд, профессия являются важнейшими условиями самоопределения личности, формирования личностной позиции человека.

Психологическая организация личности - одна из самых пластичных и...

Другие файлы:

Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии социально-личностных компетенций студентов
Основные компетенции современного учителя. Роль педагога гуманитарного профиля в формировании у студентов социально-личностных компетенций. Влияние ди...

Влияние личностных свойств на успешность правоохранительной деятельности
Кандидатская диссертация. Содержание. Введение. Психологические особенности правоохранительной деятельности. Влияние личностных свойств на эффективнос...

Психологическая диагностика: Проблемы и исследования
В монографии дается изложение и краткий анализ наиболее распространенных психологических и психофизиологических диагностических методик. Особое место...

Интеллект в структуре индивидуальных свойств
Интеллект в структуре индивидуальных свойств. Возрастные особенности "Я-концепции". Возрастная динамика самореализации. Развитие способностей у челове...

Реализация межпредметных связей на элективных курсах по началам математического анализа в классах гуманитарного профиля
Теоретические основы реализации межпредметных связей на элективных курсах по математике. Показательная и логарифмическая функции. Методические основы...