Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Анализ психологических особенностей учащихся школ в условиях пробной реализации профильного обучения

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Стратегия личностно-ориентированного образования в современной школе Республики Казахстан. Анализ психологических особенностей учащихся старших классов. Базовые типы мышления: предметное, образное, знаковое и символическое. Проблемы профильного обучения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Анализ психологических особенностей учащихся школ в условиях пробной реализации профильного обучения

Стратегия личностно-ориентированного образования в современной школе Республики Казахстан должна создавать образовательное пространство, позволяющее учитывать природные способности, социальные интересы учеников, создавать широкие возможности для реализации его жизненных планов. В связи с эти возникла необходимость провести диагностические мероприятия по анализу психологических особенностей учащихся старших классов школ в условиях пробной реализации профильного обучения.

Создаются специальные организационные и методические условия по специализации старшеклассников с целью выбора ими формы получения среднего общего образования: через подготовку к дальнейшему обучению в системе высшей школы, либо через профессиональное самоопределение.

Личностно - профессиональное самоопределение - это достижение такого уровня развития личности старшеклассника, при котором становится возможным самостоятельный и осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути: образовательного маршрута, профессии. Эффективное профессиональное самоопределение возможно лишь при достаточно высоком уровне личностного развития старшеклассника, которое предполагает продуктивное самосознание: позитивный образ «Я» и отношение к себе как субъекту своей жизни, способному осуществлять выборы, целостную картину мира /2/.

Анализ психологических особенностей учащихся старших классов школ в условиях пробной реализации профильного обучения представляется нами как исследование позволяющее отследить развитие ключевых компетентностей у учеников старших классов в профильном обучении.

Компетентностью называется обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области, благодаря компетенции - знаниям, умениям, опыту. Используется как обобщающее понятие по отношению к мотивационной готовности, специальным знаниям, личностному опыту и др. /1,3/.

Компетенция - это набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности, а компетентность - это качество владения, то каким образом компетенция проявляется в деятельности. Следовательно, компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений и качеств. Соответственно определяются компетенции учителя и ученика, а так же уровни качества владения ими - различные компетентности учителя и ученика /5/.

Таким образом, объектом данного исследования являются 165 учащихся школ районных центров Карагандинской области, подвергшиеся отбору по программе профильного обучения. Предметом исследования: уровни развития ключевых компетентностей учащихся в условиях пробной реализации программы профильного обучения

В исследовании нами использованы следующие методы диагностики ключевых компетенций учащихся /4/:

І блок. По познавательно-интеллектуальной компетентности:

Тест интеллектуального потенциала (П.Ржичан);

Опросник типа мышления (сокращенный вариант);

ІІ блок. По социальной компетентности учащихся:

Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши (модификация Г.В.Резапкиной);

ІІІ блок. По информационной компетентности учащихся:

Методика мониторинга определения ученика качества и уровня сформированности ключевых компетенций (по Л.И Третьякову);

ІV блок. По коммуникативной компетентности учащихся:

Оценка уровня общительности (тест В.Ф.Ряховского).

Интеллектуальный потенциал личности исследовали с помощью Теста Интеллектуального Потенциала (ТИП), который является одним из 25 тестов, утвержденных ЮНЕСКО для психологического исследования. Он принадлежит к группе практических (невербальных) тестов и направлен на выявление уровня развития собности испытуемого к выводу закономерностей на основе анализа и синтеза невербальной информации.

Успешность выполнения теста зависит от способности испытуемого логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями. ТИП можно применять с 14 лет.

Данные по познавательно-интеллектуальной компетенциии показывают, что 67% учащихся в школах Ресурсных Центров имеют высокий и средний уровни развития способности к выводу закономерностей на основе анализа и синтеза невербальной информации, они показали хорошие способности логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями из них, отличные способности показали 19% учащихся, а сниженные способности показали 14%. Это говорит о том, что в основном учащиеся школ Ресурсных Центров способны и подготовлены к иследовательской деятельности.

Так как интеллектуальный потенциал зависит от типа мышления, проработан прием исследования типа мышления.

Тип мышления - это индивидуальный способ преобразования информации. Зная тип мышления учащихся, можно прогнозировать их успешность в конкретных видах профессиональной деятельности.

Выделяют четыре базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышления.

В используемой версии опросника типы мышления уточнены в соответствии с имеющимися в отечественной психологии классификациями (предметно-действенное, абстрактно-символическое, наглядно-образное).

Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей).

Профиль мышления, отображающий преобладающие способы переработки информации и уровень креативности, является важнейшей индивидуальной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.

Данные по опроснику типа мышления показали следующую картину: наиболее выраженные данные отмечены по предметно-действенному типу мышления - 68,5% наиболее способны усваивать информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Определенно, высокую выраженность имеют также данные по словесно-логическому типу мышления - 61,2% учащихся обладают ярко выраженный вербальный интеллектом они могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Данные по наглядно-образному мышлению и креативности равнозначны - это говорит о том, что приблизительно 50% учащихся наиболее склонны к этим типам мышления. Они обладают художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет. Они способны мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Наименьший процент данных - 35,7% показан по абстрактно-символическому мышлению, то есть не многие учащиеся обладают высоким теоретическим мышлением, это значит, что только некоторые учащиеся быстро, эффективно и результативно могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить - это 59 учащихся из 165.

Таким образом, познавательно-интеллектуальная компетенция, комплексная компетенция учащегося, которая обеспечивает процесс самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности, диагностировались с помощью «теста Интеллектуального Потенциала» и «опросника Типа Мышления». Данные диагностики показали, что у 8,2% учащиеся РЦ Карагандинской области данная компетенция, которая предусматривает умение эффективно планировать, организовывать свою образовательную деятельность, владеть способами анализа и рефлексии своей деятельности по освоению знании на основе требований соответствующей функциональной грамотности, недостаточно сформирована, а у 67,8% - высоко сформирована, и 24% учащихся обладают достаточной познавательно-интеллектуальными компетенциями.

Профессиональные склонности исследованы с помощью методики Опросник профессиональных склонностей Л.Йовяйши (модификация Г.В.Резапкиной). Методика направлена на выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной. Достоинство методики заключается в применении косвенных вопросов, выявляющих скрытую мотивацию, в отличие от большинства методик, в к...

Другие файлы:

Формирование гражданской активности у учащихся школ надомного обучения
Понятие гражданской активности, ее сущность и особенности, методика и этапы формирования у учащихся. Анализ особенностей развития гражданской активнос...

Профильное обучение учащихся
Понятие системы профильного обучения как педагогической инновации. Профильное обучение учащихся средней школы: теоретические основы, развитие и основн...

Исследование особенностей профильного обучения в образовательных учреждениях города Красноярска
Анализ социально-образовательных инноваций: Болонский процесс; развивающее обучение; Единый государственный экзамен; профильное обучение. Методика исс...

Профильное образование в обучении школьной географии
Понятие и компоненты профильного обучения. Отечественный и зарубежный опыт. География: ее значение в воспитании будущего поколения. Место географии в...

Особенности реализации коммуникативного подхода в процессе обучения немецкому языку у учащихся 2 класса
Цели, содержание и процесс обучения иностранному языку в начальной школе, его особенности. Особенности реализации принципа коммуникативной направленно...