Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Анализ личности

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Свойства нервной системы. Темперамент как одно из значимых свойств личности. Свойства человека как субъекта деятельности. Возможности восприятия. Структура интеллекта. Личные особенности. Локус контроля. Проявления интенциональной природы психики.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Термин «психология» образованный от греческих слов psyche - душа, психика и logos - знание, осмысление, изучение имеет несколько значений. Так, в первом, дословном своем значении психология - это знание о психике, наука, изучающая ее. Во втором, наиболее распространенном значении, слово «психология» относят и к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии - конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера.

Общей задачей психологической науки является изучение, как психики субъекта, так и его психологии.

Психологическое знание включено во многие сферы человеческой практики - педагогику, медицину, художественное творчество. И все же эти области справедливо считаются «вне» или «до-научными». Появление психологии как специальной научной дисциплины (середина XIX в.) связано с формированием собственного понятийного аппарата и методических процедур.

Все методы изучения психических явлений могут быть разделены на две группы: субъективные и объективные. К первым относятся наблюдение (самонаблюдение, внешнее, свободное, стандартное, включенное), опрос (устный, письменный, свободный, стандартный), тест (тест-опросник, тест-задание).

К объективным методам относятся - тест (объективный и проективный), эксперимент (естественный и лабораторный).

Еще одну группу методов психологической науки образуют методы моделирования (техническое моделирование, математическое, кибернетическое и логическое). Их следует отнести к самостоятельному классу. Они применяются, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является, то, что с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участие испытуемых или учета реальной ситуации.

Метод наблюдения в психологии является самым старым, на его основании строили свои концепции понятия о душе еще древние философы Аристотель, Сократ, Платон. Позднее в развитие психологии сделал серьезный вклад основоположник рационалистической философии Рене Декарт (1569-1650), в истории психологии его учение получило название «дуализм». В XIX век на почве дуалистических учений развивается идеалистическая теория психофизического параллелизма (В. Вунд, Г. Спенсер, Т. Рибо, У. Джеймс). Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. В изучении сознания долгое время единственным методом был метод интроспекции, т.е. - самонаблюдения. Его основоположником является Дж. Локк (1632-1704). А становление ассоциативной психологии связывают с именами Д. Юма и Д. Гартли. Изучением теории личности и межличностных взаимоотношений вплотную занимались З. Фрейд, К. Юнг и Э. Берн.

В России особое место в развитии психологии занимают труды М.В. Ломоносова. В своих работах по риторике и физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений, говорит о первичности материи. Далее среди отечественных психологов следует отметить труды Блонского, Корнилова, Бехтерева, Выготского, Узнадзе, Рубинштейна, Ананьева, Леонтьева и др.

Современные отрасли психологии можно различить по нескольким критериям. Во-первых, по сферам деятельности (в частности, профессиональной), нужды которых обслуживают, т.е. по тому, что делает человек: психология труда, инженерная, педагогическая и др. Во-вторых, по тому, кто именно эту деятельность выполняет, является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология, группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология) и т.д. Наконец, отрасли психологии могут определяться по конкретным научным проблемам: проблема связи нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология).

В реальной работе психолога научные отрасли широко взаимодействуют. Например, психолог на производстве обладает знаниями как инженерной психологии (или психологии труда), так и социальной. Психологические стороны школьной работы относится одновременно к сферам возрастной, педагогической психологии.

В целом же, как писал один из основателей советской психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) - «Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, - она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей - с другой».

1. Индивидуально-типологические особенности

1.1 Свойства нервной системы

Физиологической основой индивидуально-психологических отличий являются свойства нервной системы. Они отражают деятельность нервного субстрата: величину процесса возбуждения скорость его возникновения или исчезновения.

К числу основных свойств нервной системы относится сила нервной системы по отношению к возбуждению. Основной, определяющий признак этого свойства - способность нервной системы выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, длительное или часто повторяемое возбуждение. Главный экспериментальный прием - многократное повторение через короткие интервалы условного рефлекса с подкреплением. Следовательно, это свойство можно определить как выносливость нервной системы к длительному (или часто повторяющемуся) действию возбуждения.

Вторым свойством нервной системы следует, по-видимому, считать силу ее по отношению к торможению. Основной признак этого свойства - способность нервной системы выдерживать длительное или часто повторяемое действие тормозного раздражителя.

Подвижность нервных процессов - свойство нервной системы, определяемое скоростью смены основных нервных процессов (возбуждения торможением и наоборот), оно характеризует способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде.

В настоящее время можно наметить следующую структуру свойств нервной системы:

1. сила (выносливость);

2. динамичность (легкость генерации нервного процесса);

3. подвижность (скорость переделки знаков раздражителей);

4. лабильность (скорость возникновения и прекращения нервного процесса).

На бытовых примерах это можно пояснить так: человек, который «не лезет за словом в карман», сталкиваясь с оскорблением или грубостью, скорее всего, имеет сильную нервную систему по возбуждению; человек, который собираясь сесть в электричку в метро оказался на равном расстоянии от дверей справа и слева и, выбирая между ними не успел сесть в вагон имеет инертную нервную систему; человек, который подошел к переходу и собирается перейти улицу, но, увидев, что загорелся красный свет, отступает назад на тротуар имеет сильную нервную систему по торможению.

Основной метод изучения свойств нервной системы человека - экспериментальный лабораторный метод, так как только этим методом можно вычленить проявления врожденных свойств нервной системы от форм поведения, сформировавшихся в течение жизни. Для определения моих свойств нервной системы применялись тепинг-тест и тест Лачинса. Результаты тестирования показали высокую степень силы нервной системы по отношению к возбуждению-торможению и средний балл подвижности нервных процессов.

1.2 Темперамент

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Б.М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - с другой». Таким образом, темперамент имеет два компонента - активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты, или наоборот, медлительности и инертности.

Еще с древних времен было принято различать четыре вида темперамента, которые различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний.: холерический (быстрый стремительны, ярко выражающий чувства в речи, мимике, жестах), сангвинический (подвижный, чувства непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно на другое), меланхолический (отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их) и флегматический (уравновешенный спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя). Однако было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Один и тот же человек в различных ситуациях по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераме...

Другие файлы:

Психологические подходы к изучению теории личности и межличностных отношений
Психологическая теория Фрейда. Структура личности. Защитные механизмы личности. Аналитическая психология Юнга. Архетип коллективного бессознательного....

Анализ форм защиты прав и свобод личности в деятельности СМИ
Понятие и формы защиты прав личности. Взаимодействие личности и средств массовой информации. Организация и проведение социологического исследования эф...

Диспозициональное направление и факторный анализ личности
Анализ основных подходов в исследованиях личности. Диспозициональное направление: концепция функциональной автономии мотивов Оллпорта. Факторный метод...

Расстройства личности
Анализ теории возникновения расстройств личности от средних веков до современности. Типы расстройств личности. Особенности динамики и надежность диагн...

Психологические подходы к изучению теории личности и межличностных отношений
Психологическая теория З.Фрейда. Структура личности.. Защитные механизмы личности. Аналитическая психология К.Г.Юнга. Архетип коллективного бессознате...