Анализ личности
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Введение
Термин «психология» образованный от греческих слов psyche - душа, психика и logos - знание, осмысление, изучение имеет несколько значений. Так, в первом, дословном своем значении психология - это знание о психике, наука, изучающая ее. Во втором, наиболее распространенном значении, слово «психология» относят и к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии - конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера.
Общей задачей психологической науки является изучение, как психики субъекта, так и его психологии.
Психологическое знание включено во многие сферы человеческой практики - педагогику, медицину, художественное творчество. И все же эти области справедливо считаются «вне» или «до-научными». Появление психологии как специальной научной дисциплины (середина XIX в.) связано с формированием собственного понятийного аппарата и методических процедур.
Все методы изучения психических явлений могут быть разделены на две группы: субъективные и объективные. К первым относятся наблюдение (самонаблюдение, внешнее, свободное, стандартное, включенное), опрос (устный, письменный, свободный, стандартный), тест (тест-опросник, тест-задание).
К объективным методам относятся - тест (объективный и проективный), эксперимент (естественный и лабораторный).
Еще одну группу методов психологической науки образуют методы моделирования (техническое моделирование, математическое, кибернетическое и логическое). Их следует отнести к самостоятельному классу. Они применяются, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является, то, что с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участие испытуемых или учета реальной ситуации.
Метод наблюдения в психологии является самым старым, на его основании строили свои концепции понятия о душе еще древние философы Аристотель, Сократ, Платон. Позднее в развитие психологии сделал серьезный вклад основоположник рационалистической философии Рене Декарт (1569-1650), в истории психологии его учение получило название «дуализм». В XIX век на почве дуалистических учений развивается идеалистическая теория психофизического параллелизма (В. Вунд, Г. Спенсер, Т. Рибо, У. Джеймс). Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. В изучении сознания долгое время единственным методом был метод интроспекции, т.е. - самонаблюдения. Его основоположником является Дж. Локк (1632-1704). А становление ассоциативной психологии связывают с именами Д. Юма и Д. Гартли. Изучением теории личности и межличностных взаимоотношений вплотную занимались З. Фрейд, К. Юнг и Э. Берн.
В России особое место в развитии психологии занимают труды М.В. Ломоносова. В своих работах по риторике и физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений, говорит о первичности материи. Далее среди отечественных психологов следует отметить труды Блонского, Корнилова, Бехтерева, Выготского, Узнадзе, Рубинштейна, Ананьева, Леонтьева и др.
Современные отрасли психологии можно различить по нескольким критериям. Во-первых, по сферам деятельности (в частности, профессиональной), нужды которых обслуживают, т.е. по тому, что делает человек: психология труда, инженерная, педагогическая и др. Во-вторых, по тому, кто именно эту деятельность выполняет, является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология, группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология) и т.д. Наконец, отрасли психологии могут определяться по конкретным научным проблемам: проблема связи нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология).
В реальной работе психолога научные отрасли широко взаимодействуют. Например, психолог на производстве обладает знаниями как инженерной психологии (или психологии труда), так и социальной. Психологические стороны школьной работы относится одновременно к сферам возрастной, педагогической психологии.
В целом же, как писал один из основателей советской психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) - «Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, - она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей - с другой».
1. Индивидуально-типологические особенности
1.1 Свойства нервной системы
Физиологической основой индивидуально-психологических отличий являются свойства нервной системы. Они отражают деятельность нервного субстрата: величину процесса возбуждения скорость его возникновения или исчезновения.
К числу основных свойств нервной системы относится сила нервной системы по отношению к возбуждению. Основной, определяющий признак этого свойства - способность нервной системы выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, длительное или часто повторяемое возбуждение. Главный экспериментальный прием - многократное повторение через короткие интервалы условного рефлекса с подкреплением. Следовательно, это свойство можно определить как выносливость нервной системы к длительному (или часто повторяющемуся) действию возбуждения.
Вторым свойством нервной системы следует, по-видимому, считать силу ее по отношению к торможению. Основной признак этого свойства - способность нервной системы выдерживать длительное или часто повторяемое действие тормозного раздражителя.
Подвижность нервных процессов - свойство нервной системы, определяемое скоростью смены основных нервных процессов (возбуждения торможением и наоборот), оно характеризует способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде.
В настоящее время можно наметить следующую структуру свойств нервной системы:
1. сила (выносливость);
2. динамичность (легкость генерации нервного процесса);
3. подвижность (скорость переделки знаков раздражителей);
4. лабильность (скорость возникновения и прекращения нервного процесса).
На бытовых примерах это можно пояснить так: человек, который «не лезет за словом в карман», сталкиваясь с оскорблением или грубостью, скорее всего, имеет сильную нервную систему по возбуждению; человек, который собираясь сесть в электричку в метро оказался на равном расстоянии от дверей справа и слева и, выбирая между ними не успел сесть в вагон имеет инертную нервную систему; человек, который подошел к переходу и собирается перейти улицу, но, увидев, что загорелся красный свет, отступает назад на тротуар имеет сильную нервную систему по торможению.
Основной метод изучения свойств нервной системы человека - экспериментальный лабораторный метод, так как только этим методом можно вычленить проявления врожденных свойств нервной системы от форм поведения, сформировавшихся в течение жизни. Для определения моих свойств нервной системы применялись тепинг-тест и тест Лачинса. Результаты тестирования показали высокую степень силы нервной системы по отношению к возбуждению-торможению и средний балл подвижности нервных процессов.
1.2 Темперамент
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Б.М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - с другой». Таким образом, темперамент имеет два компонента - активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты, или наоборот, медлительности и инертности.
Еще с древних времен было принято различать четыре вида темперамента, которые различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний.: холерический (быстрый стремительны, ярко выражающий чувства в речи, мимике, жестах), сангвинический (подвижный, чувства непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно на другое), меланхолический (отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их) и флегматический (уравновешенный спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя). Однако было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Один и тот же человек в различных ситуациях по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераме...
Психологические подходы к изучению теории личности и межличностных отношений
Психологическая теория Фрейда. Структура личности. Защитные механизмы личности. Аналитическая психология Юнга. Архетип коллективного бессознательного....
Анализ форм защиты прав и свобод личности в деятельности СМИ
Понятие и формы защиты прав личности. Взаимодействие личности и средств массовой информации. Организация и проведение социологического исследования эф...
Диспозициональное направление и факторный анализ личности
Анализ основных подходов в исследованиях личности. Диспозициональное направление: концепция функциональной автономии мотивов Оллпорта. Факторный метод...
Расстройства личности
Анализ теории возникновения расстройств личности от средних веков до современности. Типы расстройств личности. Особенности динамики и надежность диагн...
Психологические подходы к изучению теории личности и межличностных отношений
Психологическая теория З.Фрейда. Структура личности.. Защитные механизмы личности. Аналитическая психология К.Г.Юнга. Архетип коллективного бессознате...