Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Анализ конфликта

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Описание конфликтной ситуации, ее структурно-функциональный анализ: характеристика его участников, их позиция и роли в нем. Типология и предмет конфликта. Динамика изменения используемых видов поведения каждого из участника. Метод разрешения конфликта.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Анализ конфликта

1. Биографический анализ конфликта

Молодой человек (далее МЧ) и девушка (далее Д) встречаются около 3-х лет. МЧ любит употреблять пиво, девушку это не устраивает на протяжении последнего года, до этого она не задумывалась, что такая проблема может возникнуть. Первые полгода Д не говорила о своих недовольствах МЧ и держала все в себе, но последние полгода она начала выражать недовольство и попыталась предложить МЧ альтернативу в виде употребления спиртного 1 раз в неделю (такой вариант ее устраивал). МЧ не увидел в ситуации проблемы и, но согласился с чем? С предложением? с предложением и погасил ситуацию. Девушка понадеялась, что ситуация разрешилась, но через месяц все вернулось на прежние места. Каким образом, при каких обстоятельствах?

Молодой человек находил поводы (встречи с друзьями, коллегами и т.д.) и употреблял алкоголь в прежнем режиме, не обращая внимания на прежнюю договоренность.

МЧ по-прежнему употреблял алкоголь до 3-х раз в неделю, аргументируя это усталостью на работе, встречами с друзьями и т.д. как, это возобновилось? В каких ситуациях это происходило? девушка решила, что МЧ бесполезно уже что-либо говорить, потому что он не выполнил их общей договоренности. На основании чего она так решила? Ситуация осталась неразрешенной, МЧ по-прежнему пьет пиво когда захочет, а девушка высказывает ему свои претензии, но несмотря на это все повторяется снова и снова. В чем это выражается?

До данного конфликта для МЧ и Д серьезные конфликтные ситуации были редкостью. А если возникали какие-либо конфликты, то они быстро разрешались. Обычно МЧ и Д договаривались о каком-то компромиссе и заканчивали на этом конфликт. Основного инициатора разрешения выделить нельзя, т.к. это в его роли был то МЧ, то Д. Но на компромисс чаще шел МЧ. Как разрешались? Кто инициатор разрешения был традиционно?

Позиции сторон:

Девушка: «В последнее время я вижу его с пивом очень часто, и это меня настораживает и мне не нравится. Я боюсь, что он будет вести себя как его отец, который пьет и уходит из дома на время пьянки».

Молодой человек: «Пиво помогает мне расслабиться. Когда я прихожу домой после работы, мне хочется отвлечься и отдохнуть. И я не вижу в этом ничего угрожающего нашему будущему».

Аргументы девушки: Твой отец пьет, значит и ты будешь пить.

Аргументы Молодого человека: я не хочу быть похожим на своего отца, я не буду пить так как он. У меня нервная работа я так расслабляюсь

2. Типология конфликта

По предмету конфликтного взаимодействия:

- реалистичный (инициатор конфликта, т.е. Д хочет добиться определенного результата)

По сферам возникновения:

-интересов ( с помощью этого конфликта Д хочется добиться реализации своих интересов, а МЧ своих)

По субъектам конфликтного взаимодействия:

- межличностный (конфликт между двумя личностями. В процессе никто в конфликт вмешан не был)

По направленности на субъект:

-прямые (противоречия высказываются открыто)

По степени длительности и напряженности конфликта:

- слабовыраженный вялотекущий (конфликт длится уже несколько месяцев. МЧ постоянно пытает уйти от конфликта)

По отношению субъектов к конфликту:

- подлинный - ситуация с выпивкой действительно существует и именно эта ситуация не устраивает девушку.

Тип конфликтной ситуации:

- субъективный целенаправленный, т.к. девушка осознанно предъявила претензии МЧ

3. Структурно-функциональный анализ конфликта

Участники конфликта и их характеристики, роли в конфликте:

Девушка: 21 год, студентка, в отношениях всегда старается быть лидером. Занимает активную позицию в конфликте, пытается разрешить конфликт с выгодой для себя, но при этом предлагает пойти на компромисс.

Молодой человек: 22 года, работает в милиции. В отношениях всегда советуется с девушкой, прежде чем что-то предпринять. Занимает пассивную позицию в конфликте (т.к. не воспринимает его как таковой), пытается уйти от конфликта

Для того, чтобы разобраться с основной проблемой причинами и возможными последствиями конфликта, воспользуемся методом древа:

Объект конфликта: стабильность отношений / совместное будущее

Вид объекта: интересы

Делимость объекта: объект, которым оба участника могут «владеть» совместно

Предмет (предметы) конфликта: Систематическое употребление пива молодым человеком; невыполнение договоренности МЧ

В ходе конфликта формируется дополнительный предмет конфликта: невыполнение договоренности МЧ. Он возникает после того, как МЧ нарушает их с Д условную договоренность и возвращается к прежней ситуации.

Отстаиваемые позиции участников конфликта:

Для выявления отстаиваемых позиций интересов и потребностей субъектов конфликта воспользуемся таким методом анализа как луковица:

Девушка: Мне не нравится когда ты пьешь пиво (факт заключается в том, что МЧ пьет пиво. Интерпретация в том, что девушке это не нравится)

МЧ : Я не вижу ничего страшного в том, что я пью пиво (факт: МЧ не видит в употреблении пива ничего страшного)

Конфликтогены:

Нарушение договоренности со стороны МЧ. Претензии/критика со стороны девушки.

Типы конфликтогенов:

- проявления эгоизма (Д устанавливает свои правила);

- нарушение правил (МЧ нарушает установленную договоренность);

Интересы субъектов конфликта, потребности.

Из метода луковицы, приведенного выше выделим:

Интересы:

Девушка:

· Сохранение отношений,

· Гарантии на дальнейшее будущее (не будет так часто пить в будущем)

· Выполнение моих условий

· Держать ситуацию под контролем

Молодой человек:

· Сохранение отношений,

· Свобода действий в дальнейшем будущем

· Прекращение претензий и контроля со стороны Д

Побочные интересы:

Девушка: принципиальные интересы (конфликт разрешится, так как я предлагаю)

МЧ: психологические интересы (хочу, чтобы меня поняли, что я тоже имею право на отдых)

Основной точкой пересечения является интерес обеих сторон в сохранении отношений. В дальнейшем этот пункт может сыграть решающую роль для разрешения конфликта. Кроме того обе стороны заботятся о будущем, но каждый при этом думает о своем будущем, т.к. Д хочет, чтобы МЧ не употреблял алкоголь так часто и впредь, а МЧ хочет в своем будущем свободу действий.

Основной антагонистичной точкой является то, что Д хочет держать ситуацию под контролем, а МЧ хочет освободится от контроля, кроме того Д хочет, чтобы ситуация разрешилась в соответствии с ее представлениями, а МЧ хочет чтобы его поняли в его праве на такой отдых. Эти противоречия могут стать серьезным препятствием на пути решения конфликта.

Потребности:

Девушка: в безопасности (хочет защитить себя от поведения схожего с поведением отца МЧ)

МЧ: в признании (хочет, чтобы его услышали и поняли)

Виды поведения участников конфликта:

Девушка: вначале компромисс, затем приспособление

МЧ: всегда уход от конфликта, даже когда пошел на компромисс

Оценка перспективности тех или иных типов поведения для решения проблемы:

Для решения проблемы наиболее перспективным видом поведения будет компромисс или сотрудничество, которые помогут каждой из сторон не остаться в «проигрыше». Такое поведение как уход от конфликта и приспособление поможет лишь на время приостановить конфликт, но вследствие неразрешенности он будет возобновляться снова и снова.

Границы конфликта: на всем протяжении конфликта границы не менялись. В конфликт не вовлекались третьи лица.

Ресурсы:

Девушка: постановка в пример отношений в семье МЧ. Обращение к будущему

МЧ: отношения с отцом. Приведение аргумента об усталости на работе

Ранги сторон:

Девушка: оппонент 1-го ранга (выступает от своего имени и преследует свои собственные интересы)

МЧ: оппонент первого ранга

По ходу развертывания конфликтов изменения рангов не произошло

Позитивные и негативные функции данного конфликта.

Позитивные:

· конфликт способствует расстановке приоритетов (у Д это спокойное будущее. У МЧ возможность свободы действий )

· благодаря конфликту обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении (в прошлых конфликтах МЧ чаще шел на компромисс, а следовательно поступался своими интересами, а этот конфликт помог вынести эту проблему к поверхности, когда МЧ нарушил договоренность)

Негативные:

· вследствие конфликта подрывается доверие одной из сторон к другой (Д после нарушенного МЧ договора...

Другие файлы:

Анализ структуры конфликта
Конфликт как форма внутривидовой и межвидовой борьбы за существование. Основные участники конфликта. Образ конфликтной ситуации как отображение предме...

Функции социальных конфликтов
Особенности социального конфликта как скрытого противоречия. Идеи социального конфликта Спенсера, основные положения Маркса, трактовка конфликта Козер...

Анализ позитивных возможностей конфликтов в организации и способов управления ими
Понятие, функции и классификация организационного конфликта. Исследование проблематики организационного конфликта. Причины возникновения конфликта в т...

Анализ конфликта из произведения А. Вампилова "Свидание"
Объект, предмет и тип конфликта в произведении Александра Вампилова "Свидание", причины его возникновения. Психологические составляющие конфликта. Инц...

Социальные конфликты в современном обществе
Рассмотрение конфликтологии как отдельной науки, история ее возникновения, отношение древних мыслителей к проблеме конфликта. Анализ конфликта как соц...